Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Карьера под контролем. Программа сопровождения становления специалиста в педагогическом колледже

Учительская газета, №17 от 24 апреля 2012. Читать номер
Автор:

В 2006-2007 учебном году я работала заместителем директора по воспитательной работе педагогического колледжа и разработала программу профессионального становления. Программа была одобрена, рецензирована. Моя программа может быть рекомендована для подготовки студентов разных специальностей, выпускников школ. Адресуется преподавателям системы СПО.

Пояснительная запискаПрофессиональная деятельность в жизни человека обеспечивает его социальные притязания, самоутверждение и самореализацию. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий.В профессиональном учебном заведении, когда выбор профессии, казалось бы, уже сделан, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель – обеспечение возможности социальной адаптации выпускника – остается той же, что и в школе. Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональной пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в СПО это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений.В настоящее время актуальность проблемы профориентации связана со свободой выбора. Однако такая свобода становится для многих неподъемной ношей. Так, большинство выпускников общеобразовательных школ не видят для себя ясного жизненного пути, не представляют своей профессиональной карьеры, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу, так как:1) не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда;2) не могут учесть особенность социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности;3) не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с ее помощью, то есть профессия для молодежи выступает как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого.Затруднения в профессиональном самоопределении влияют на выбор жизненного пути, что в целом отражается на формировании рынка труда России.Мы видим сегодня, что количество и состав специальностей, по которым готовит наших выпускников система профессионального образования, соответствует не спросу профессий на рынке труда, а популярности этих профессий среди абитуриентов. Профессия же учителя не является на сегодня популярной. В связи с этим необходима популяризация профессии среди уже выбравших учительскую стезю.Таким образом, в настоящее время реально возникла потребность восстановления такой формы деятельности учебных заведений, как профориентация. Но выясняется, что методы, которые применялись 10-15 лет назад, не подходят к новым условиям. В первую очередь это связано с тем, что ранее профориентационная работа осуществлялась в интересах народного хозяйства и обороноспособности страны (вспомните лозунг «Всем классом в цех!»). А в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике перед коллективами учебных заведений стоит задача, которую им еще не приходилось решать, – социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности.Развитие способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии является необходимым условием образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению.Появилась необходимость пересмотра подходов, принципов и выхода на новый уровень профориентационной работы в СПО. Профориентационная работа в рамках данной программы-проекта рассчитана на возраст обучающихся 15-20 лет.На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, других нормативно-правовых актов и в соответствии с Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации от 27.09.1996 г. разработана программа по профориентационной работе в педагогическом колледже.Цель системы профессиональной ориентации: формирование готовности к эффективному поведению на рынке труда.Задачи:1. Информирование учащихся о кадровом запросе рынка, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизических особенностях выбора профессии.2. Моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.3. Оказание индивидуальной помощи учащимся школ, студентам в выборе профессии.4. Специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.5. Профессиональная адаптация (процесс включения студента в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, достижения в оптимально короткое время требуемой производительности труда).6. Содействие поисковой активности выпускников (молодых специалистов) на рынке труда.7. Помощь в адаптации к реальным социально-экономическим условиям.8. Формирование «социального оптимизма».9. Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека.10. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху.11. Формирование системы ценностей самоопределяющейся личности.12. Подготовка самоопределяющейся личности к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса.Приоритетные направления профориентации студентов:- профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;- профессиональной подбор – представление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;- составление профессиограмм;- составление плана карьеры выпускника, карта самоизучения, саморазвития студента СПО.Основные методы профессиональной ориентации:- информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (с помощью средств массовой информации);- психологическое консультирование;- психологическая диагностика;- различные педагогические методы.Основные направления психологической поддержки:- психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;- психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;- психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.Основные методы психологической поддержки:- психологическое просвещение;- психологическое консультирование;- психологическая диагностика;- психологический тренинг;- психологическая коррекция;- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.Программа состоит из трех блоков:1. Технология профессиональной подготовки студентов.2. Внешняя деятельность педагогического колледжа.3. Социально-психологическая адаптация выпускников к рынку труда.См. таблицу 1.Программа рассчитана на периоды: доучебный, учебный и послеучебный.Конечный результат: модель конкурентоспособного выпускника (мобильного, динамичного профессионала, которого отличает информационная, социальная, экономическая и ментальная включенность в профессиональную среду).Основные характеристики конкурентоспособности:- профессиональная квалификация;- уважение к профессии – обоснованность профессионального выбора;- жизненные ценности и ориентации (культура специалиста);- трудовая и профессиональная мотивация (самооценка и уровень притязаний, карьерные планы);- поведение на рынке труда (мотивация на достижение успеха, уверенность).Оригинальность материала заключается в авторском подходе к разработке программы, этапности и перспективном видении конечного результата.Содержание программыI этап. РекламныйЦель: создание имиджа педагогического колледжа, информирование учащихся о специальностях педагогического колледжа.Процедурные действия:- профессиональная информация и просвещение посредством СМИ, выход в средние учебные заведения;- реализация печатной рекламной продукции среди учащихся школ города;- сотрудничество, взаимодействие с социальными партнерами.См. таблицу 2.Процедурные действия с социальными партнерами:- получение полной информации о рынке труда;- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационные характеристики);- корректировка старых и разработка новых учебных программ и материалов, отвечающих требованиям индустрии;- предоставление более широких возможностей для организации практики студентов, стажировки преподавателей;- расширение возможностей трудоустройства выпускников;- разработка совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного учреждения;- мониторинг эффективности профессионального образования.Предполагаемый результат:- набор студентов согласно региональному заказу;- тесное сотрудничество с социальными партнерами;- устойчивый имидж педколледжа.II этап. Вводный (1-й год обучения в СПО)Цель: информирование студентов о кадровом запросе рынка, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизических особенностях выбора профессии.Процедурные действия.1. Обучение навыкам планирования карьеры.2. Создание настроения на дальнейшее профессиональное обучение.3. Выявление студентами профессионально важных качеств.4. Адаптация первокурсников.См. таблицу 3.Предполагаемый результат:- понимание студентами себя, собственных возможностей, ценностей, желаний;- целостное представление о выбранной профессии, целях, содержании и средствах будущей профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах, вариантах и особенностях будущей трудовой занятости;- четкое видение образовательной и профессиональной перспективы и плана освоения профессии;- настрой на дальнейшее профессиональное обучение.III этап. Развивающий (2, 3-й годы обучения)Цель: подготовка самоопределяющейся личности к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса.Процедурные действия:- интенсивное освоение специальности;- обучение студентов умению разрабатывать план карьеры и вести карту профессионального развития;- формирование позиции профессионала;- определение личностно ориентированных, гибких путей и способов освоения профессии и вхождения в профессиональную культуру;- диагностика (самодиагностика) приобретенных профессионально важных качеств, тренинг, формирование основ индивидуального стиля деятельности;- развитие общекультурных качеств, навыков анализа, ориентировки в ситуации, саморегуляции, делового общения;- содействие формированию профессиональных знаний, навыков и умений студентов.См. таблицу 4.Предполагаемый результат:- осмысление целей и задач, критериев результативности всеми средствами образовательного процесса;- умение вести карту профессионального развития;- умение представить личную профессиональную траекторию;- сформированность общекультурных и деловых качеств;- сформированность ряда профессионально важных качеств.IV этап. ВыпускнойЦель: формирование готовности к эффективному поведению на рынке труда.Задачи:1. Моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.2. Профессиональная адаптация (процесс вхождения студента в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, достижение в оптимально короткое время требуемой производительности труда).3. Содействие поисковой активности выпускников (молодых специалистов) на рынке труда.4. Помощь в адаптации к реальным социально-экономическим условиям.5. Формирование «социального оптимизма».6. Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека.7. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху.Процедурные действия:- построение реалистического плана карьеры в процессе вхождения в рынок труда;- диагностика сформированности профессиональных знаний, умений и навыков;- проведение тренинга навыков адаптации на рабочем месте и в коллективе, тренинга навыков поведения на рынке труда;- содействие освоению способов составления планов поиска, профессионального резюме, собеседования с работодателями;- предоставление студентам информации о ситуации на рынке труда;- содействие поисковой активности молодых специалистов на рынке труда;- создание банка данных по трудоустройству выпускника;- сопровождение карьеры выпускника;- создание условий для самоизучения личности.См. таблицу 5.Предполагаемый результат: конкурентоспособный выпускник педагогического колледжа, умеющий реалистично построить план собственной карьеры в процессе вхождения в рынок труда, составить профессиональное резюме, провести собеседование с работодателем и готовый к эффективному поведению на рынке труда.Мониторинг качества сопровождения становления специалистов среди студентов педагогического колледжа.Цель: получение объективной и достоверной информации о состоянии профориентационной работы в учреждении СПО для управления качеством сопровождения становления специалистов, отслеживания динамики профориентационной работы.Задачи:1. Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в образовательном учреждении.2. Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.3. Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.4. Краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.6. Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.Принципы:1. Непрерывность.2. Научность.3. Воспитательная целесообразность.4. Диагностико-прогностическая направленность.5. Прогностичность мониторинга.6. Целостность, преемственность.​Елена АЛЕШИНА, педагог-организатор, руководитель детско-молодежной общественной организации волонтеров «Открытые сердца», классный руководитель 8-го «Б» класса средней школы №11 с углубленным изучением иностранных языков города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту