Петрозаводские учителя вместе с общественной организацией \”Учитель Республики Карелия\” продолжают поездки по северу своего региона. В марте этого года они уже побывали в Беломорске. На этот раз педагоги отправились в кемскую школу №3 и среднюю школу Рабочеостровска.
Для такого путешествия учителям пришлось в час ночи выехать из Петрозаводска, а в девять часов утра после завтрака и небольших приготовлений продолжил свою работу семинар \”Старая школа в новом времени\”.
Урокам и мастер-классам от учителей английского, истории, обществознания, русского языка и физкультуры предшествовал неформальный диалог с чиновниками районного отдела образования. Несмотря на выходной день и ранний час, в школу №3 Кеми приехал Алексей Дмитриевич Кокков, глава района. «Мы пережили зиму. Впереди время уборки нашего района и летних праздников», – сказал он.
Кемь – это один из по-настоящему северных районов Карелии, где снег сошел недавно. Проблема дорог и неубранного мусора весной здесь одна из насущных. Часто с добротными домами соседствуют пустующие или сгоревшие избы.
«Мы надеемся на принятие Федеральной программы развития республики. Предполагается, что в ней будут запланированы средства на образование, которые позволят отремонтировать наши школы и к 100-летию республики преобразить все учебные заведения», – подытожил глава района.
Сергей Викторович Пауш, начальник управления образования, рассказал гостям о системе образования Кемской волости. От Петрозаводска её отделяет 420 километров. Всего в Кемском районе работают девять школ. Среди них две основных и три начальных, пять общеобразовательных. Выпускники двух основных школ района после окончания девятого класса перебираются учиться в Кемь. При школе №3 открыт гостевой дом (интернат), в котором останавливаются дети из деревень и поселков района.
«Подушевое финансирование сельской школы не может создать равные условия для обучения детей из отдаленных поселков и деревень, – уверен Сергей Викторович. – Но мы пытаемся выжить».
Всего в районе учатся 2023 ученика. Начальник управления образования поделился еще одним свои наблюдением, подкрепленным статистикой. Количество детей в районе перестало уменьшаться, и демографическая яма уже пройдена. В этом году, например, из школ района выпустятся 173 человека. На смену им придут 220 первоклассников.
С таким оптимистичным прогнозом соседствует и другая реальность. Зал на это заявление отреагировал очень сдержанно, но было заметно, что учителя знали, о чем говорят чиновники. Как известно, с 2009 года в стране началась модернизация образования, которая продолжается до сих пор. С небольшой лишь разницей – в этом году финансирования на нее не выделено, а директора и руководители от образования до сих пор пишут отчеты о том, как проходит модернизация.
После знакомства начались уроки обществознания, истории, английского языка и физкультуры в старших классах. Евгений Валерьевич Кустов, учитель информатики Рабочеостровской средней школы, привез в школу №3 Кеми учеников старших классов, и занятия начались. Анастасия Дмитриевна Ковальчук, учитель истории и обществознания средней школы №36 Петрозаводска, посоветовала ребятам запоминать термины с помощью перевода составных частей. «Мне всегда были интересны иностранные языки. Такое «наивное» запоминание помогает легко восстановить в памяти более серьезное определение, которое, безусловно, понадобится на Едином госэкзамене». К слову, из небольшого класса ЕГЭ по обществознанию будут сдавать человека три — именно эти ребята активно слушали педагога, но учительница была одинакова открыта для всех учеников. Во время обсуждения урока в конце семинара учителя делились впечатлениями, один из присутствовавших сказал: «Больше всего мне понравился позитивный настрой Анастасии Дмитриевны. Учительница сказала ученику о том, что она в него верит. Несмотря на то, что парень за урок не вымолвил и слова, я понял, насколько это было важно!».
От урока английского языка Ирины Александровны Сидоровой из той же школы №36 школьники тоже были в восторге. Старшеклассники уверены – если бы язык им преподавали так, как прошел этот урок, то они обязательно бы заговорили на английском уже через месяц. Порадовала школьников и физкультура. Полноценного спортзала в кемской школе №3 нет. Два кабинета объединены в один — это и есть зал, где проходят уроки. Ребята, отвечая на вопросы Полины Крыжевич, ученицы рабочеостровской школы и корреспондента «Школьных новостей», поделились своими впечатлениями. Александре Ануфриевой урок понравился, даже несмотря на то, что не было перерыва на отдых. «Мне кажется, если бы подобные занятия ввели в нашей школе, стало бы меньше прогульщиков», – говорит она. Елена Малкина уверена, что «было бы неплохо ввести элементы художественной гимнастики в учебную программу для людей со слабым здоровьем».
Мне же посчастливилось быть на уроке истории Марии Леонидовны Цветковой. Я планировала заглянуть в класс минут на десять, но тема «холодной войны» звучала настолько актуально для меня, что я так и осталась на этом уроке до конца. Мария Леонидовна провела классический урок-лекцию для старшеклассников, рассказав, как после окончания второй мировой войны складывались отношения двух сверхдержав — США и СССР. Учительскую речь, размеренную и плавную, дополняла информация на интерактивной доске. Учитель задавал уточняющие вопросы, многие ребята отвечали.
Ребята, делясь впечатлениями об уроке с Полиной Крыжевич, рассказали, что эту тему они уже проходили, но это повторение оказалось не лишним. Мария Верещагина из рабочеостровской школы планирует сдавать историю и уверена, что урок оказался полезным для нее.
Мария Леонидовна выбрала для иллюстрации отношений двух стран карикатуры тех лет. На них Советский союз предстает в образе медведя, а страна кажется мрачной и зашоренной. Так формировался имидж нашей страны, который до сих пор некоторые американцы воспринимают на полном серьезе.
После уроков проходили мастер-классы. В составе петрозаводской делегации было много педагогов дополнительного образования. Они с радостью рассказывали о своей работе, а педагог Дворца творчества детей и юношества Светлана Анатольевна Крыж уже после своего выступления посетовала, что современные дети не знают истории родного края. Этнографический музей дворца каждую неделю посещают примерно 240 школьников, но, по наблюдению Светланы Анатольевны, никто из детей не может похвастаться знанием карельских обычаев и традиций.
Виктория Викторовна Панова, преподаватель биологии из школы №29 Петрозаводска рассказала о том, как ей удается заинтересовать детей проектной деятельностью. Чтобы детям было интересно слушать выступающих, в классе существует одно правило. Докладчик может задать классу шесть вопросов. За каждый ответ ученик получает плюсик. Плюсы накапливаются до тех пор, пока не превратятся в пятерку — это может произойти в любой момент учебного года. Когда именно – решает учитель.
Но самым резонансным и интересным оказалось выступление Егора Иванова. Он рассказал ученикам и педагогам о том, как подбирает себе творческих ребят, которые помогают в организации внеурочной деятельности. Егор Андреевич только в этом году пришел в школу №36 Петрозаводска, где и работает организатором, уже успел успешно выступить на городском конкурсе «Учитель года».
Одной из фраз, которая звучала за эти насыщенные действием 20 минут, была: «Да, почему нет?». Именно такой была реакция педагога на все ответы и действия учеников, которые, таким образом, получали одобрение учителя. Уже в который раз я уверилась, что хорошо бы снимать такие открытые уроки на видео. Они могут оказаться хорошим методическим подспорьем и источником вдохновения для учителей разных городов и поселков. Многие уроки могли бы войти в базу, которая была бы востребованной, например, в дистанционном образовании. Поделиться впечатлениями о семинаре, который не ограничился только уроками, а был дополнен экскурсией в краеведческом музее, поездкой к Белому морю и Успенскому собору, я попросила Марию Леонидовну Цветкову, учителя истории и обществознания школы №6 Петрозаводска: «Семинары такие нужны для того, чтобы понять, чем живет профессиональное сообщество. Важно увидеть уровень и тематику выступлений, посмотреть новые методики (и старые в новом исполнении), познакомиться с новыми людьми, коллегами – это всегда интересно, – уверена Мария Леонидовна. – Для меня лично, кроме названного, эта поездка стала возможностью побывать в Кеми. Я люблю старые города, а специально туда вряд ли поехала бы. Огромное впечатление произвел Успенский собор с сопутствующими храмами, местный музей. Да и город весь какой-то очень наш, российский. Родная наша провинция: терпеливая, мудрая, заброшенная и такая прелестная. Места там такие исторические: и шведские наскоки постоянные с 14 века, и ворота в ГУЛАГ, и жемчуг для российских цариц. А ведь именно в провинции, в деревне – душа России. Очень понравились детки: открытые и добрые. И главное, мы им, кажется, были даже интересны, что удивительно при нынешнем повальном молодежном нигилизме. Своим ученикам на семинаре я благодарна за готовность к сотрудничеству, за открытость к общению, за помощь: не замкнулись перед чужой тетенькой…»
Фото автора
Комментарии