Плавное движение к профессиональной стандартизации есть не что иное, как тихая революция в кадровой политике. Такое определение прозвучало на V Межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: управление введением профессиональных стандартов», которая состоялась на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО). Определение точное хотя бы потому, что хочется или не хочется, а в ситуации общего изменения придется пересматривать внутренние установки как педагогу, так и управленцу.
Чтобы уважаемой публике было над чем начать думать, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления и экономики образования СПбАППО Олег Прикот сообщил, что сейчас существует три версии профессионального стандарта руководителя, правда, пока среди них нет приоритетной. Главное заключается в том, что все версии повернуты в сторону стратегии, то есть, по сути, в будущем управленец должен быть более стратегом, чем оператором, а это потребует новых компетенций и новых квалификаций.Профессиональный стандарт будет основным нормативным документом, однако тому, кто хочет соответствовать требованиям, перечисленным в профессиональном стандарте, необходимо посетить и сертификационный центр… Во всем мире существует опыт подтверждения своих компетенций независимым органом. Так, например, в Германии более 2 тысяч сертификационных агентств, а во Франции – более 8 тысяч. Однако как это будет происходить в российской действительности, никто пока не представляет, потому что идеологию мы позаимствовали, а инфраструктуру не создали. Впрочем, для решения этих вопросов время есть, поскольку профстандарт педагога вводится в России в январе 2017 года, а профстандарт руководителя вообще еще только в стадии разработки.В то же время, по словам доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Светланы Писаревой, слово «стандарт» уже пугает молодежь. По мнению многих студентов, стандарт олицетворяет собой единообразие и усечение индивидуальности. Поэтому сегодня становится актуальной просветительская работа. Понятие профстандарта достаточно сложное, и, к примеру, сейчас, когда школа в общественном сознании рисуется неким супермаркетом, где можно только брать и ничего не отдавать взамен, стандарт как совокупность нормативных представлений своевременен. Однако нужно понимать, что это всего лишь инструмент для оценки квалификации, и, по сути, он направлен на повышение качества образования. Над чем надо думать, так это над тем, как сделать его не жестким, а гибким, чтобы люди не воспринимали его как «меч карающий».С тем, что нужно снять напряженность с педагогов, связанную со словами «профессиональный стандарт», согласны и руководители петербургских образовательных организаций, являющихся экспериментальными площадками по введению профстандарта. Например, в школе №619 Калининского района над этим работают давно и считают, что при грамотном методическом сопровождении учителя все сложности преодолимы. Кроме того, важно создать ресурсы для профессионального развития каждого педагога и дать ему возможность выполнять тот функционал, который ему по силам.В гимназии №116 Приморского района активно сотрудничают с психологическими факультетами вузов, а также стимулируют педагогов к участию в профессиональных конкурсах. Около 60 процентов учителей гимназии являются победителями профессиональных конкурсов на разных уровнях. Это своего рода неформальная и творческая подготовка к работе в рамках профстандарта.А в гимназии №505 Красносельского района разработали новую модель повышения квалификации педагогов. По итогам диагностики руководитель образовательной организации сам формирует заказ на прохождение тех или иных курсов, причем аналитическая работа с учителем проходит под чутким наблюдением эксперта. Кроме того, разработанная программа повышения квалификации стала сетевой и позволяет объединить ресурсы нескольких школ.Как поясняют директора образовательных организаций, нет сомнения, что с работой в условиях профстандарта справятся молодые учителя и учителя среднего возраста. Труднее всего придется возрастным педагогам, но здесь большую роль сыграет адресная помощь. Нужно только не стесняться о ней просить.МненияЛюдмила ФЛОРЕНКОВА, директор школы №323 Невского района, Санкт-Петербург, заслуженный учитель РФ:- Профстандарт руководителя – это документ, по которому мы будем работать. Профстандарты позволят систематизировать какие-то должности, хотя в целом система все-таки выстроена, и положения профстандарта мало чем отличаются от того, что мы сейчас делаем. Другой вопрос – помогут нам профстандарты или нет? Мы надеемся, что помогут. Что касается профстандарта педагога, то пока рано говорить о его системном внедрении. Почему? Например, придут в класс дети с ОВЗ, но, даже прослушав курс, объясняющий, как работать с ними, учитель все равно не станет дефектологом. Специалисты этому учатся 6 лет. Сегодня много гиперактивных детей, и как они будут уживаться с детьми с ОВЗ, когда в классе 30 человек? Мы пока только научились работать с одаренными детьми, когда учитель готовит ребенку другую программу, дает дополнительные задания. А если у него появится ребенок, которому в процессе урока станет некомфортно, что делать? Есть риск, что в профстандарте руководителя тоже могут быть требования, которые трудно выполнить…Что касается сертификационных центров, то здесь тоже много вопросов. Есть предположение, что откроется множество подобных организаций и все они будут платными, а мы знаем, что за деньги можно сдать какой угодно экзамен. И главное – кто в них будет выступать в роли экспертов?Антон ГОРШКОВ, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2010», директор школы №3, Кириши, Ленинградская область:- Если у нас существует профстандарт педагога, то закономерно должен существовать профстандарт руководителя. Иное дело, что мы не должны к этому относиться как к некой догме, документу, который должен определять буквально все. Мне кажется, профессиональный стандарт нужно воспринимать как рамочный документ, который определит, с одной стороны, минимальный набор компетенций, которыми должен обладать руководитель, а с другой стороны, точно так же, как и профстандарт педагога, определит помимо базовых компетенций еще и компетенции, которыми педагог должен обладать в перспективе. Так что это скорее стратегия движения вперед. Однако я не думаю, что введение профстандарта сделает всех руководителей эффективными, но некие ориентиры он определит.Сегодня проблема в том, что, к примеру, педагоги часто воспринимают стандарт как некий механизм расправы с неугодными. На самом деле это не так. Предстоит большая разъяснительная работа, которая должна помочь педагогам понять, что профстандарт не является дамокловым мечом. Наоборот, умениям, которыми должны овладеть педагоги, еще нужно научить. Поэтому многие компетенции вынесены на перспективу, как, например, работа с одаренными детьми, с детьми со сложностями в развитии, с детьми с девиантным поведением. Сейчас требовать от учителя, чтобы он пришел и начал работать с разными категориями детей, нельзя.Санкт-Петербург
Комментарии