search
main
0

«Каравай» для одуванчика. Воспитатель года Чувашии уверена, что педагог должен быть выдумщиком

​Победителем конкурса «Воспитатель года Республики Чувашия»-2017 стала воспитатель Центра развития ребенка – детского сада №178 «Неболейка» города Чебоксары Наталия Машанова. Наш с ней разговор – о конкурсе, детях, любимой работе.

– Наталия Геннадьевна, в своем конкурсном эссе «Я – педагог» вы пишете, что в детских садах случайные люди не работают. Добавлю от себя, что если таковые и бывают, то надолго не задерживаются. Что вас привело в сферу образования?- Желание стать педагогом у меня было с детства. Только никак не могла выбрать, кем быть – то ли воспитателем, то ли учителем английского языка, которым я увлеклась в школьные годы. Решила совместить. В 2002 году я поступила в Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева на факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии с правом преподавания английского языка. Когда начала работать в детском саду, обе мечты осуществились: я и воспитывала ребятишек, и учила их английскому.- А вы помните свой первый рабочий день в детском саду?- Очень хорошо помню. Можно сказать, что я привыкала к детскому саду вместе с детьми. Дело в том, что мне достались «домашние» дети: хотя им было четыре года, они впервые оказались в стенах дошкольного образовательного учреждения. Расставаясь с родителями, они плакали, и мне хотелось плакать вместе с ними. Чтобы развеять грусть-тоску, чего мы только не придумывали! Даже спели «Каравай» одуванчику во дворе. А вы помните, какие там слова? «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Получается, что цветок должен кого-то выбрать. Как быть? И тут мне в голову пришла замечательная мысль. Я сказала детям: «Смотрите, мы подули на одуванчик, и его «парашютики» разлетелись. Значит, цветок выбрал каждого из вас – никого не обидел». Вот так я поняла: когда работаешь с детьми, надо уметь моментально что-нибудь придумывать, чтобы вый­ти из сложной ситуации. А еще нужно всю жизнь оставаться ребенком. Воспитатель сам должен быть «почемучкой», вместе с детьми находить что-то новое, удивляться…- Вы можете назвать три основных качества, без которых воспитатель не может состояться как профессионал?- Первое и главное – это, конечно же, любовь к детям. А еще ответственность и отзывчивость. Лев Толстой говорил: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». Только любовь способна открыть уникальный внутренний мир ребенка. Только отзывчивому воспитателю ребенок захочет довериться. Как гласит одно из наших педагогических правил, ошибка воспитателя может испепелить душу ребенка. Поэтому очень важно вовремя заметить происходящие в душе ребенка изменения, помочь ему.- Наталия Геннадьевна, а что вас больше всего радует?- Когда мои воспитанники возвращаются домой и рассказывают своим родителям о том, что интересного за день было в садике, что нового, удивительного они узнали. А чтобы этого добиться, педагог должен не только развивать детей, но и развиваться сам. Надо уметь прислушиваться к запросам детей. Педагог – творческая личность, поэтому мы не зацикливаемся на утвержденных программах, а добавляем, придумываем что-то свое. В этом нам помогают и дети, и родители.- Расскажите более подробно о том, как построена ваша работа с родителями.- В работе с родителями мне очень помогают электронные ресурсы «Сетевого города». Стараюсь использовать нестандартные подходы. Например, правила дорожного движения, поведения на улицах детям объясняю не я – это делают папы и мамы в форме совместной сюжетно-ролевой игры. На 8 Марта мы пригласили в детский сад всех отцов и провели мастер-класс по изготовлению цветов для мам. Такая работа сближает детей и родителей еще больше. Приятно, что родители отзывчивые, всегда и во всем готовы помочь по первой просьбе.- В анкете среди ваших увлечений вы упомянули занятия спортом, в частности волейболом…- Да, это так. Тут доброе слово нужно сказать в адрес нашего профсоюза образования, который ежегодно организует соревнования по волейболу. Мы участвуем в них своей командой. В 2013 году заняли первое место в городе. Каждое лето под руководством профсоюза выезжаем на туристский слет за Волгу. Здесь мы участвуем в соревнованиях по спортивному ориентированию, творческих конкурсах, например по кулинарии. Председатель профкома Татьяна Васильевна Яковлева (она работает в детском саду инструктором по физической культуре) учит нас разным походным премудростям: ставить палатку, вязать узлы и т. д. Такие мероприятия очень сплачивают коллектив, а попутно мы общаемся с коллегами из других дошкольных организаций, знакомимся с их опытом. Ночные костры, песни под гитару – это незабываемо!- Очень приятно слышать, что у вас так здорово налажена профсоюзная работа. Тем более что республиканская организация Профсоюза работников образования и науки традиционно является соучредителем конкурса «Воспитатель года Чувашии». Трудно было решиться на участие в этом конкурсе?- Предложение поучаствовать в «Воспитателе года» было для меня большой неожиданностью. Я подумала и согласилась – почему бы не проверить свои силы и знания? Раньше я в подобных соревнованиях не участвовала, это мой первый опыт. И если бы не мои замечательные помощники, пришлось бы туго. Это заведующая нашим детским садом Светлана Ивановна Сергеева, ее заместитель по методической работе Ирина Львовна Пальтова, старший воспитатель Ольга Ильинична Лебедева и остальные мои коллеги, объединившиеся в команду поддержки. Они сопровождали меня в ходе всего конкурса и помогли победить.- Первое испытание очного тура – мастер-класс. Вы знакомы с этой формой представления педагогического опыта?- Да, я давала мастер-классы для коллег в детском саду. Для конкурса я взяла близкую мне тему по ТРИЗ-технологии. Эта технология направлена на познавательное и речевое развитие ребенка, помогает ему мыслить творчески, нестандартно. В позапрошлом году я прошла обучение по этому направлению и уже второй год внедряю эту технологию в своей работе.- А дальше вас ждало не менее серьезное испытание – педагогическое мероприятие с детьми, которое состоялось в детском саду «Эрудит» Чебоксар. Какие впечатления остались от этого этапа?- По жеребьевке мне достался такой вид деятельности, как рисование. Тему мы выбрали близкую детям: «Моя любимая кукла». Думаю, что мне удалось увлечь ребят: создать проблемную ситуацию и совместно с ними ее решить. Сюжет был такой: кукла Аленка с утра собралась к детям в гости, взяла с собой книжку. Но вот беда: попала под дождь, который все картинки в книжке размыл. Задача детей – их восстановить, то есть нарисовать самим. Совместное творчество увлекло всех, и положительный результат был достигнут.- Судьба финалистов конкурса решалась в последний день очного тура. С какими чувствами вы вышли, выражаясь спортивным языком, на финишную прямую?- Были и волнения, и сомнения, и даже страх. Но все удалось преодолеть. Для публичной лекции мне выпала тема «Компетентностная модель современного воспитателя: вчера, сегодня, завтра». Думаю, мне удалось раскрыть ее суть. Очень помогла группа поддержки, с которой мы практически всю ночь работали над текстом выступления. Ну а к самому последнему конкурсу под названием «Профессиональный разговор» я окончательно успокоилась и на вопросы модераторов отвечала с удовольствием.- Как вы считаете, что помогло вам победить?- Может быть, характер? Я человек открытый, легко иду на контакт. И еще – надо верить в себя, в свои силы, идти до конца к поставленной цели. Ну и, конечно, я бы не победила без поддержки близких людей – своей семьи, родителей, коллег, воспитанников.Олег КУЛЬЕВ, редактор республиканского педагогического журнала «Халах шкуле – Народная школа»Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте