search
main
0

«Карапуз» – моя работа и судьба. Наталья ПЕТРОВА, педагог-психолог магнитогорского центра развития ребенка – детского сада №25

В прошлом году наш детский сад стал лучшим в области. Это достижение, к которому мы все стремились. Мы победили в конкурсе по теме «Готовность ребенка к школе». Материал, который мы подготовили, был богатейший. Описали свой опыт в большом красочном альбоме «Дорогой знаний от игрушки к букварю». С первых шагов, как малыш попадал к нам в детский сад, мы рассказывали, что делаем, по каким направлениям работаем, чтобы выпустить ребенка, готового адаптироваться к условиям любой школы.

Наша изюминка состояла в том, что другие детские сады показывали, как они готовят к школе старших детей, а мы продемонстрировали адаптационно-развивающую группу «Карапуз». Сегодня она уже известна в городе. Начинали мы с 15, а теперь в ней 60 малышей. Работа ведется в течение пяти лет.

Дети приходят в возрасте от года до двух лет. На два часа, вместе с мамами. Мы их встречаем. Дети играют в игровой комнате, знакомятся друг с другом. Проходят первые шаги социализации.

Ребенок ведь в этом возрасте сидел бы вообще-то дома, видел только узкий круг своих родных. А здесь он в большом коллективе. Мамы общаются друг с другом. Как педагог-психолог, я провожу с ними консультации. Небольшие, по 10-15 минут, поскольку их маленькие детки не дают нам поговорить, требуют к себе внимания. Но за это время я успеваю сделать какое-нибудь сообщение. Мамы либо соглашаются со мной, либо нет, и мы успеваем поспорить. Но приходим все же к какому-то одному выводу.

Чем ценна для меня эта группа «Карапуз»? Тем, что в ней я работаю со своими будущими воспитанниками. С теми, кто придет к нам в детский сад. Я осуществляю психопрофилактику, о которой так много говорят сегодня. Ведь получается, что период с одного года до двух нами не упущен! Мы работаем с ребенком и его семьей. Знаем семью. Не только маму, но и папу. И даже бабушку, дедушку, других детей…

Когда начинаю консультацию, я говорю: «Очень рада, что вы привели к нам таких маленьких детей, поскольку именно до трех лет закладывается основное воспитание ребенка. После трех идет перевоспитание. Перед вами – широкая дорога, по которой вы пойдете. Черпая знания у нас, читая литературу, вы сможете правильно построить отношения с вашим малышом. Вы сможете до трех лет заложить такой фундамент в его личность, который не позволит появиться разногласиям, в семье будет мир».

В этом году дети, которые поступили к нам в группу «Карапуз» и потом стали ходить в детсад, станут выпускниками. Они, безусловно, отличаются от тех, кто пришел к нам в три года. Все специалисты, работавшие с ними, говорят: у «карапузиков» глаза другие, они горят интересом. Я сама провожу с ними развивающие игры в старшем возрасте и подчас думаю, справятся ли с довольно сложным (каким-либо) заданием. Справляются! И в отличие от других детей быстрее, качественнее. Тяга к познанию у них явная. А самое-то интересное: мамы начинают дружить, обсуждать проблемы воспитания, обмениваются телефонами, ходят друг к другу в гости.

Конечно, в группу кратковременного пребывания «Карапуз» приходят мамы, если можно так сказать, «помешанные» на воспитании ребенка, занимающиеся воспитанием всерьез. Не те, кто только кормит-поит, гуляет… А те, кто много читает о том, как растить малыша. Причем такой литературы, о которой даже я не знала. У нас есть такие мамы, которые излишне много занимаются интеллектуальным развитием. В результате выпадают другие направления, по которым ребенок должен развиваться. Ну, скажем, они забывают, что самое главное для малыша – игра. Что именно в игре он познает мир. Они считают, что надо показывать ему как можно больше картинок. И только так он интеллектуально разовьется, расширится его кругозор. Чтобы он знал и африканских животных… И всех, всех, всех… А игру с кубиками или пирамидками они считают не важной. Перегруженность интеллектуальными занятиями может привести, например, к тому, что ребенка придется вести к невропатологу. Может возникнуть детский невроз. Была у нас такая мама, у которой ребенок очень много знал, умел, но совсем не мог построить отношения со сверстниками.

Сейчас родители стараются научить ребенка раннему чтению. Я тоже предлагаю им занятия с буквами. Но именно в игре. Как можно поиграть, развивая память, внимание, мышление ребенка. А не просто учу читать. Буквы – для развития, а не для навыка чтения. Мамам у нас очень интересно. Они подтолкнули меня ко многим новшествам, которые у нас есть теперь в детском саду. Например, я разработала методичку и рабочую тетрадь для родителей «Малыш и буквы», рассчитанные на работу с младшим возрастом. Занимаясь с кубиками, узнавая новое, малыши дома с мамой закрепляют знания. Первое занятие прошло, дети выполняют с мамой «Домашнее задание №1». Теперь я разрабатываю то же самое, но уже для среднего возраста.

У нас проходит конкурс «Умные развлечения на кухне». Готовя обед, мама может делать это с ребенком. И при этом развивать и его речь, и мелкую моторику. Можно дать малышу пересыпать манку из одного стаканчика в другой, перекладывать ее ложечкой. Или вот еще, что прекрасно развивает мелкую моторику: попробуйте-ка мокрый чищенный картофель переложить из одной кастрюли в другую. Это очень непросто! Или мама, например, варит борщ, пусть даст малышу кусочек вареной свеклы и лист бумаги – рисуй! Все это мы придумали вместе с мамами. Потом устроили конкурс на самую лучшую придумку. И определили победителя!

А в Новый год у нас был, конечно, конкурс новогоднего костюма. Мы их фотографируем перед утренником, а потом делаем выставку и тоже выбираем победителя. Итогом всей работы с родителями у нас стал КВН, который проводится к 8 Марта. В «Карапузе» у нас две утренние группы и две вечерние, по 15 детей. На КВН собираются 60 мамочек, вечером. Специально на КВН. Но до этого же они готовились примерно месяц, придумывали название. Каждый сочиняет стихи о своем ребенке! Мамы переделывают известные песни. Это приветствие команд. Потом идут конкурсы. Разминка. Нужно термины, педагогические и психологические, показать пантомимой. Что дает этот КВН? Прежде всего сплоченный коллектив родителей.

Мне совсем не трудно работать в группе «Карапуз», поскольку вдохновляла меня моя собственная маленькая дочка Варенька. Я многому у нее научилась. И у родителей научилась. И их учила. Я всегда легко могла принять точку зрения профессионального психолога и мамы. Встать на позицию мамы в моей работе – очень важно. Когда моей Вареньке исполнился год (мы же перед этим с ней много гуляли, знакомились во дворе с другими детьми и мамами), наступили холода. Мы сели дома. Общения нет – ни у нее, ни у меня. А я частенько заходила в садик, где работала до декрета. Вот однажды пришла и говорю заведующей: «Дайте, пожалуйста, тетрадь очередников в наш детсад». Она дала. Я обзвонила родителей, и мы договорились встретиться, поговорить о проблемах. Так возникла идея группы «Карапуз». Нам выделили комнату. Занятия в группе проводятся по 10-15 минут. У меня получается, что каждый день я провожу открытые занятия, поскольку на них присутствуют мамы. У нас обязательно проводятся пальчиковые игры: «Рыбки плавают, ныряют в чистой тепленькой воде. То сожмутся – разожмутся. То зароются в песке». Этот стишок я списала из одной книжки. Но у меня есть и свои: «Лунтик скачет по дорожке, у него устали ножки. Лунтик сядет-посидит, на цветочки поглядит. Головою покивает и обратно побежит». Это все сопровождается движением.

Основная часть занятий – ознакомление с окружающим миром. Обязательно приходит в гости какой-то сказочный герой или зайчик, мишка, Петрушка, кукла Маша. Они приносят детям картинки. Например, картинки о мебели. Я говорю: «Это стол. Стол – мебель». Дома мамы закрепляют в памяти ребенка эти занятия. Проводятся занятия о посуде, овощах-фруктах, домашних животных. Есть у нас очень интересные игры на сенсорное развитие, например с цветом. На занятие я приношу коробку с мозаикой и пою: «Вот коробочка какая, вот коробка непустая». Коробочка открывается. «Вы, ребята, подойдите, желтую мозаику маме принесите». Так же и с геометрическими фигурами, например, круги и квадраты. Если ребенок не справляется, я говорю ему: «Найди такую же…» и показываю квадрат. К концу года дети все знают и умеют. Очень им нравятся игры с буквами. Я раздаю буквы, мы с детками с ними играем, запоминаем их. Например, говорю: «А вот к нам в гости пришла буква «М». Повторяю несколько раз: «Буква «М» пришла. «М»,«М». Или: «Буква «А» бежала. К Машеньке прибежала». Потом дети берутся за ручки, поют: «Ма-ма. Ма-ма». Потом я разбрасываю буквы: «Раз-два-три-четыре-пять. Будем буквы собирать!» Дети отыскивают каждый свою букву. По форме, скорее, а не по тому, что запомнили, как называется.

Очень трудно удержать внимание ребенка, которому от роду всего год. Нужно много радостных эмоций. Надо быть актрисой. Работать и голосом, и мимикой. И очень приятно бывает, когда я вижу, с какой жадностью дети впитывают мои занятия.

Магнитогорск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте