search
main
0

Karantin? Life!

Бояться чего-то необычного не нужно

В 2000‑х годах всемирно известные университеты впервые начали выкладывать свои лекции в открытый доступ. Тогда и началась эра онлайн-образования. В то время этот формат обучения казался нонсенсом, а сейчас это наша реальность. По-настоящему крупные обороты развитие обучения в дистанционном формате набрало в последние 5 лет. Люди осознали, что можно учиться из дома и не тратить множество ресурсов на очное посещение учебных заведений. Появились и первые онлайн-школы, которые начали готовить учеников к различным экзаменам и со временем приобрели большую популярность. Онлайн-формат существует уже много лет, и появление его в традиционной школьной и университетской системе образования было неизбежным.

Переход на дистанционное обучение весной прошлого года вызвало огромное непонимание и местами даже негодование со стороны почти всех участников образовательного процесса. Родители были уверены, что дети перестанут учиться, дети решили выспаться за все годы учебы, полагая, что контролировать их никто не будет, учителя, хватаясь за головы, в экстренном режиме меняли структуру и методы подачи учебного материала.

Той весной я смотрела на внезапно обрушившийся дистант со стороны школьников. Я оканчивала 11‑й класс и поначалу была уверена, что школьным учителям не хватало двух навыков: умения быстро адаптироваться и модифицировать программу под любые условия преподавания, а также банальной компьютерной грамотности. Частично я оказалась права, но в чем-то дела все же обстояли иначе. Надо отдать должное учителям, которые преподавали в моем классе, они очень даже неплохо справились с переносом всех занятий в дистанционный режим, а многие из них стали давать даже больше материала, чем когда мы учились очно.

И все же на тот момент разница между живым обучением и дистантом была довольно большой, притом что опыт онлайн-образования был для меня не нов: к тому времени я уже больше трех лет занималась на онлайн-курсах, в том числе когда готовилась к ОГЭ и ЕГЭ.

Всем было тяжело и непривычно, и это чувствовалось даже через экран ноутбука. Конечно, школа оказывала всю поддержку, которую могла осуществить на тот момент. Преподаватели и администрация шли навстречу, помогали разобраться во всех нюансах, предлагали дополнительные занятия. Внеучебная жизнь тоже продолжалась, я была председателем ученического совета, и мы с ребятами в период «дистанционки» запустили новый проект «Karantin? Life!», вели блог с интересными лайфхаками, советовали книги и составляли подборки фильмов.

Но все равно все понимали, что этого недостаточно. Понимали, что текущее качество образования явно не самое высокое для московских школ, что еще есть куда стремиться. В любом случае пандемия определила зону роста для каждого учителя и помогла всем понять преимущества и недостатки своей системы преподавания, а ученикам – понять две важные вещи: учиться нужно ради знаний, а не ради оценки, и ответственность за получение этих знаний лежит не только на преподавателе.

Осенью мне пришлось взглянуть на дистант уже со стороны преподавателей: с октября я работаю педагогом-организатором в своей родной школе. Я провожу уроки, организовываю работу ученического совета, общаюсь с преподавателями и обучающимися как на онлайн-платформах, так и вживую. Сравнивая эти два разных опыта, два разных «закулисья», я могу сказать, что за последние полгода в системе образования, в организации дистанционного обучения действительно произошел колоссальный прорыв.

Если преподаватель узнал о какой-то новой интерактивной платформе, рассказал своим коллегам, и вот уже несколько педагогов делают свои уроки более разнообразными и интересными. Помимо локально-неофициального обмена знаниями администрации школ также стали проводить обучающие вебинары для учителей, что не может не повлиять на улучшение качества образования.

С точки зрения организации процесса обучения также произошли существенные изменения. Педагоги стали менять методы контроля усвоения школьниками материала, модифицировались критерии оценивания различных работ, особое внимание стало уделяться их творческим вариациям. Также, к примеру, в ряде классов нашей школы на период дистанта по некоторым предметам была проведена апробация безоценочного обучения, что помогло обучающимся снизить уровень тревожности, а педагогам – объективно осознать реальный уровень знаний учеников.

Обучение на дистанте позволило сделать несколько важных выводов. Первое, и главное: педагогам нужно постоянно учиться и развиваться, повышать квалификацию, узнавать что-то новое, пробовать непривычные технологии. Это помогает и самим преподавателям, и учащимся, уроки становятся более качественными и наполненными. Второе: не нужно бояться просить о помощи своих коллег. Если что-то непонятно, если вы зашли в тупик и не знаете, что делать, смотрите на ситуацию с разных точек зрения и обращайтесь за взглядом со стороны к педагогическому сообществу, в том числе внутришкольному.

Несмотря на все неудобства и ограничения, пандемия привнесла в нашу жизнь множество преимуществ. Здорово, что различные образовательные организации, обучающие в том числе педагогов, адаптируются под современные реалии. Например, совсем недавно я закончила обучение на курсах повышения квалификации по деятельности педагога-организатора, и туда уже внесли блок, в котором разбирались различные интерактивные педагогические технологии, которые доступны для применения и в онлайн-формате.

Важно быть готовыми к изменениям стремительно модифицирующегося мира, к развитию, как собственному, так и своих учеников, а также постоянно привносить что-то новое, не бояться чего-то необычного в педагогической деятельности, которая сама по себе уже уникальна.

Анастасия РЫБАКОВА, педагог-организатор школы №1280

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте