search
main
0

Капли в море . Закупка учебников – дело государственной важности

В 2002 году был введен налог на добавленную стоимость для печатной продукции, и учебники подорожали на треть. При наличии множества дотационных регионов было наивно полагать, что их бюджеты справятся с такой масштабной задачей, поэтому произошло то, что предсказывали специалисты, – регионы предоставили право родителям самим, за свои деньги приобретать нужные книги. Но подобные покупки для семей стали роскошью, поскольку торговля шла через коммерческие структуры, накручивавшие значительные проценты.

В свое время дефицит учебной литературы, который возникал из-за маломощности бюджетов всех уровней, попытались ликвидировать частные лица и фонды. Так появились книги, изданные на средства Сороса, Муна, Хаббарда и прочих меценатов, преследующих свои цели. Учебное пространство оказалось заполненным учебниками, которые весьма своеобразно трактовали историю и сегодняшний день России – тот, кто платил деньги, заказывал свою идеологическую музыку. В конце концов государство пришло к выводу, что ему нужно взять поставку учебников в школы в свои руки, и сегодня деньги для этого поступают с разных бюджетных уровней (федерального, регионального, муниципального), от спонсоров, а также из родительского кармана. Схемы финансирования разные, условие одно – книги, приобретаемые за счет бюджетов, поступают в школьные библиотеки, и, по сути дела, обеспечение учебниками школ на самом деле – обеспечение их библиотек.

Подготовлена поправка в закон «О федеральном бюджете на 2005 год», суть которой заключается в том, чтобы часть федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ тратилась как субвенции на приобретение комплектов учебников и учебных пособий для образовательных учреждений общего образования. По подсчетам специалистов, речь может идти о сумме в 15 миллиардов рублей, которую нужно было бы перечислять регионам в два приема – до 15 марта и до 15 мая – с тем, чтобы издательства успели подготовить и поставить литературу к новому учебному году.

Кстати, государство не вступает с издательствами в прямые денежные отношения, что порождает коррупцию в самых различных формах. Например, решение о том, учебники какого издательства приобретать для школ региона, принимает конкретный чиновник в региональном управлении, комитете или департаменте образования. Не случайно книги поступают в школьные библиотеки волнами: сегодня – «Просвещения», завтра – «Дрофы», послезавтра – «Мнемозины» или другого издательства. Выбор чиновника понятен лишь знающим людям.

Но есть еще одна проблема, которая, что называется, назрела. Мы привыкли относиться к библиотекам исключительно как к собранию изданий на бумажных носителях. Но в последнее время в рамках проекта «Компьютеризация городских и поселковых школ» в школы поступили комплекты образовательных электронных изданий на CD-ROM, представляющие собой учебные, информационно-справочные электронные издания, а также издания общекультурного характера. Они включают в себя библиотеку электронных наглядных пособий по физике, химии, биологии, географии, астрономии, МХК, ОБЖ. Школы, кроме того, получают учебные электронные пособия , предназначенные для углубленной подготовки учащихся профильных школ по естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному, информационно-технологическим профилям. Что это значит для школы? Прежде всего то, что должно быть место, где ученики смогут поработать с этими электронными материалами. Таким местом может стать в первую очередь школьная библиотека. Но для этого нужно оборудовать эту библиотеку компьютерами, принтерами, сканерами, ксероксами, расходными материалами. В компьютерное завтра школьных библиотек масштабно пока никто не заглядывает, тем более не просчитывает, какие ресурсы для этого потребуются. Специалисты предполагают, что оборудование такой библиотеки обойдется от 10000 долларов при условии, что там будет 10 рабочих компьютерных мест. Пока таких денег у любого бюджета нет. Поэтому по мере возможности каждая школа решает эти проблемы сама. В богатых регионах появляются в полном смысле слова модельные школьные библиотеки, где есть не только компьютерная техника, но и выход в интернет сразу для нескольких рабочих мест. Такие школы – капли в безбрежном российском школьном море, но государству уже сейчас нужно думать о том, как от единичного опыта перейти к всеобщей компьютеризации школьных библиотек. То есть запланировать нужные для этого средства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте