search
main
0

Капли датского короля. Вылечат российские кадры

Худо-бедно разобравшись со всеми плюсами, минусами, преимуществами и подводными камнями Болонского процесса – взаимной конвертации дипломов о высшем образовании, – единая Европа с головой ринулась в новый процесс. На этот раз Копенгагенский. Здесь тоже речь о дипломах, но исключительно о профессиональных – НПО и СПО. Россия, хоть в Евросоюз и не вхожа, но, вдохновленная своим участием в Болонье, решила попробовать силы и в «делах датских». В самое ближайшее время в Министерстве образования и науки РФ появится рабочая группа, которая и займется изучением опыта стран Евросоюза, входящих в Копенгагенский процесс.

Объединенная Европа, решив год за годом становиться все более объединенной, идет в этом направлении спокойно, размеренно, тщательно продумывая каждый шаг. Еще в ноябре 2002 года в Копенгагене была принята Декларация Еврокомиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения. Жить без этого документа дальше европейцам на самом деле было бы просто невозможно: если существуют соглашения о свободном перемещении рабочей силы, то эта рабочая сила должна быть выучена по единым стандартам, чтобы все одинаково устроились. Бельгийские швеи-мотористки не должны ничем уступать французским, а венгерские и немецкие сантехники, если судить по единой для них учебной программе, – так просто близнецы-братья. Одним словом, участники Копенгагенского процесса решили установить единые требования к стандартам, как сказали бы у нас, НПО и СПО и ввести общую систему оценки качества знаний и умений. Особый разговор – о дипломах: «копенгагенские мужи» постановили, что на всей территории ЕС будет введена единая форма документов об образовании – приложение к диплому или Европейское резюме, MobiliPass – свидетельство об обучении за границей, Европейское языковое портфолио.

Россия, конечно, в Евросоюз не входит, но в ВТО вступать собирается, а значит, наша система НПО и СПО должна соответствовать западным стандартам. Поэтому закрыть глаза на «копенгагенский опыт» не получится. Да оно и не нужно: у европейцев стоит поучиться налаживать контакты между потенциальными работодателями и учебными заведениями. Только в таком случае не внакладе остаются все «игроки»: выпускники получают гарантированную работу по специальности, работодатели – квалифицированные кадры, которые не нужно «подгонять под себя», учебные заведения – при идеальном раскладе – стабильное финансирование. По мнению руководства Минобрнауки, «копенгагенский путь» поможет «сдвинуть ситуацию с техникумами и ПУ в нужное русло»: ведь не дело же, когда 60% отечественных ПУ не вписываются в рынок – выпускники либо вообще остаются без работы, либо вынуждены доучиваться уже на производстве.

Еще европейцами накоплен замечательный опыт в области непрерывного и дистанционного образования, который тоже может быть нам полезен. Так что «капли датского короля» для нас сегодня действительно «то что доктор прописал».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте