search
main
0

Капитаны степных кораблей,. или Неиссякаемый источник ремесла

О Матюшинской агрошколе первый раз я услышала на Третьем Всероссийском съезде учителей. С высокой трибуны шел рассказ о лучших агрошколах, входящих во Всероссийскую ассоциацию «Агрошколы России». В работе каждой из них есть своя изюминка. Матюшинская школа Вехнеуслонского района Республики Татарстан успешно сочетает процесс получения полного общего среднего образования и начального профессионального. Опыт весьма интересный.

С ее директором Ильдусом Шарафеевым мы встретились недавно на парламентских слушаниях, посвященных сельским школам. Они проходили в Совете Федерации. С высокой трибуны участники говорили о настоящем и будущем сельских школ. Один из ключевых вопросов: какова их роль в сохранении и развитии сел? Выступление директора школы из Татарстана произвело впечатление на всех собравшихся. Прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления поднимать село, нужно вложить немало сил в воспитание и образование будущих хозяев земли, справедливо заметил директор. Должны произойти серьезные качественные изменения. Важно создание единого образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию детей, развитие их способностей, воспитание гражданина, жителя села, способного достойно трудиться и самостоятельно решать жизненные проблемы.Ильдус Анварович оптимистично, с задором рассказал о том, как возглавляемый им коллектив просто обрел крылья, когда взял на вооружение модель агрошколы. Краткое выступление (регламент не позволял больше, желающих сказать свое слово было много) заслужило дружные аплодисменты. Завершил его жизнерадостный директор из Татарстана поэтическими строками Каюма Насыри, которые он часто цитирует своим ученикам: «О, милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны на этом свете. Ремесло же неиссякаемо, как источник».- Начали мы учить детей ремеслу с организации Школы молодого фермера в 2004 году, – рассказал в беседе директор Матюшинской школы. – Конечно, новое дело потребовало пересмотра учебного процесса. Разработали авторские программы по разделам «Основы агрономии», «Агрохимия», «Основы животноводства», «Сельскохозяйственная техника», «Основы ведения фермерского хозяйства». Надо учесть, что в нашем районе нет училища, которое бы готовило кадры для сельского хозяйства, а потребность в них острая. Потому следующим шагом, естественно, при большой поддержке администрации Верхнеуслонского муниципального района стало создание на базе школы учебного Центра начальной профессиональной подготовки. По распоряжению исполнительного комитета района были открыты курсы профессионального образования для старшеклассников общеобразовательных учреждений. Произошло это в 2014 году. В прошлом учебном году выпускникам центра начального профессионального обучения (а это 21 человек из разных школ района) мы впервые вручили свидетельства об окончании двухгодичных курсов трактористов 4‑го класса. При этом юноши, достигшие 17‑летнего возраста, получили удостоверения тракториста-машиниста. Первые результаты порадовали. Сейчас многие из ребят работают на полях хозяйств района комбайнерами, трактористами. Их успехи нас окрыляют. Так, выпускники центра Евгений Тюркин и Сергей Грачев за добросовестный труд во время уборочной страды получили личную благодарность президента Республики Татарстан. Конечно, потребовалась большая и целенаправленная работа по оснащению учебного центра современными средствами обучения. Школа приобрела учебно-методические комплексы «Интерактивное пособие. Сельскохозяйственная техника», «Интерактивная автошкола. Мототранспорт» и другие. Они очень помогли в учебе при организации групповых занятий по подготовке трактористов, операторов комбайна, а также в проведении теоретических занятий с кандидатами в водители транспортных средств категорий «C» и «D»… Электронные плакаты «Тракторы» и «Правила дорожного движения» позволили проводить на современном уровне аудиторные занятия. Плакаты по различным разделам, к примеру, устройство автомобиля, трактора, техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин сделали процесс обучения наглядным. Конечно, важно, чтобы для проведения практических занятий была соответствующая техника. И у нас она есть! Это трактор МТЗ, культиватор КПИР-3.6, мотоблок НБМ-1 с навесными агрегатами.Директор не без гордости сообщил, что школа в прошлом году стала победителем в конкурсе и получила грант в размере 1009400 рублей на реализацию программ инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания. Тема проекта «Организация учебного центра профессиональной квалификации на базе средней общеобразовательной школы при сетевом взаимодействии школ Республики Татарстан» оказалась востребованной и успешной. На грант был приобретен автотренажер. Как он хорошо помогает и при обучении трактористов-машинистов, и при совершенствовании ими уже имеющихся навыков вождения в различных дорожных и климатических условиях, а также при выполнении учебных заданий различных сельскохозяйственных операций!Директор агрошколы уверен, что готовность выпускников к труду в качестве мастеров сельскохозяйственного производства, трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, хозяек усадьбы, пчеловодов, сварщиков и других специальностей – одно из главных достижений коллектива. Выпускникам, заинтересованным в получении дальнейшего образования, открыта дорога в вузы. В образовательный кластер АПК входят Казанский государственный аграрный университет, Казанская государственная академия ветеринарной медицины, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, семь сельскохозяйственных техникумов, 40 профессиональных училищ, 6 аграрных колледжей, школы.В каждом сельском районе должна быть школа агротехнологического профиля с допрофессиональным и профессиональным образованием, убежден директор Шарафеев. Такая школа позволяет осуществить раннюю профориентацию, приблизить обучение к реальным потребностям муниципалитета, дает возможность организации производственного обучения на базе сельскохозяйственных предприятий. При этом решается проблема восполнения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли. Многие выпускники предпочитают обучение на очно-заочном и заочном отделениях высших учебных заведений. Параллельно с учебой они приступают к профессиональной деятельности.- Впереди у коллектива агрошколы много важных дел, – делится планами Ильдус Анварович. – Из учеников десятых классов нескольких школ предстоит сформировать профильный агрокласс, где будут предусмотрены такие предметы по выбору, как основы агрономии, основы животноводства, основы сельскохозяйственной техники. Это во-первых. Во-вторых, предстоит организовать факультативные курсы по агробизнесу. Потребность в них назрела. А третья задача, которую тоже выдвинула жизнь, – это организация обучения в каникулярное время и открытие круглогодичного пришкольного интерната для ребят из других районов и регионов России. Как участники общественной организации «Агрошколы России», мы хотим создать региональное отделение этой ассоциации для активного участия в развитии системы агрообразования, совершенствования законодательной базы, регламентирующей деятельность агрошкол, и повышении их статуса.Партнеры агрошколы

Для реализации сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, оказания методической помощи, организации работы центра заключены договоры с Казанским государственным аграрным университетом, Казанским институтом механизации и технического сервиса, Институтом экологии и географии К(П)ФУ, Ярославским учебным центром ООО «Хистори оф Пипл», ООО «Форвард-Центр», Тетюшским сельскохозяйственным техникумом Республики Татарстан, общеобразовательными школами района, Республики Татарстан, Российской Федерации, сельскохозяйственными предприятиями, расположенными на территории района: ОАО «Заволжье», ООО «Агрофирма «Заря», АО «Восток Зернопродукт», филиал ОАО «Татагрохимсервис» «Матюшинский карьер».

Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте