Вышла пешка из тумана
е открою Америки, если скажу, что, для того чтобы научиться играть в шахматы, и тем более хорошо, не нужно зубрить дебюты и многочисленные варианты, достаточно усвоить общие принципы (идеи) того или иного начала и помнить процесс мышления. В шахматах он подчиняется общим законам логики, и именно им следует обучать детей с самого начала, впрочем, как и в математике.
В первую очередь необходимо развивать процесс мышления, желание мыслить. Остальное приложится. Формирование интеллектуальных способностей учащихся – пожалуй, одна из ведущих функций школьных шахмат, признанная воспитывать личность. Эта игра для каждого шахматиста приобретает личностное значение. Собственный опыт становится тем полигоном испытаний, который так необходим в практической педагогике.
Развиваясь по сложным и многообразным законам природы, маленький шахматист осознанно или неосознанно находит в этой игре благодатную почву для формирования, пробуждения интеллекта, личности. Для развития умственных способностей, более эффективного формирования интеллекта, научения шахматам необходимо использовать различные игры, совсем не обязательно напрямую связанные с шахматами. Набор упражнений для тренировки того или иного вида мышления, памяти, воображения поможет юному поклоннику Каиссы в приобретении важных стержневых знаний, умений, навыков. В сочетании со словом любой материал, а шахматный особенно, воздействует на развитие внутренней и внешней речи, расширяет словарный запас.
Загадки
Загадка – та же задача, только составленная из слов. В ней есть все: условия и посылки, признак и аллегория, сравнение и образ. Отгадывая загадку, необходимо отталкиваться от шахматных знаний. Рассуждая, надо двигаться от признака к признаку. Признак – показатель, примета, знак, по которому можно определить что-нибудь.
Для этого на двух-трех примерах надлежит разобрать загадки с тем, чтобы выработать навык решения, то есть выстроить логику, обозначить процесс мышления.
У загадок есть большой плюс – и ленивого растормошат, голове работу дадут, скучать не позволят. Научат смекалке – такая хитрая хитрость в них скрыта. Поэтому первое, чему научиться нужно, так эту хитрость обнаружить. Вся же хитрость состоит из знания и признака-приметы. Что за знание, что за признак-примета? Думай!
Возьмем, к примеру, загадку “Хожу пешком с посошком, имя ищу, хотя с собой ношу”. Чтобы найти ответ, необходимо сперва определить главный признак, ее характеризующий. Кто на шахматной доске ходит пешком? Подключая знания о шахматной игре, устанавливаем, какие фигуры самые медлительные. Ферзь, ладья, слон и конь отпадают сразу же, так как они подвижны и дальнобойны. Остаются король и пешка, они двигаются медленно, по одному шагу (первый двойной ход не делает ее быстроходной).
Поясняя, что такое посошок, можно заключить, что и король, и пешка как тихоходные вполне могут ходить с посошком. Этот признак не дает, однако, возможности сделать окончательный вывод – о ком в загадке идет речь? Поэтому нужно рассмотреть и другой существенный признак: ИМЯ ИЩУ, ХОТЯ С СОБОЙ НОШУ.
Что может значить ношу имя с собой? Вероятнее всего, разгадка заключается именно в этом признаке. Подключается игра слов, аллегория. Так король или пешка? Пешка – пешком – вот где корень зарыт, вот где разгадка! Имя найдено. Конечно же, пешка! Это пешка ходит медленно пешком, как странник, и на себе носит, как одежду, имя. Корень-то общий у пешки и пешком!
Метаграммы
Метаграмма – от греческого “мета” – между, после, через и “грамма” – черта, буква, написание. Дословно можно перевести как после написанного, между букв.
Метаграмма – это стихотворная загадка, называющая признаки, свойства предмета или явления, на основании которых необходимо узнать слово и путем механической замены буквы или значимой его части, отбрасывания или присоединения “открыть” второе слово. Метаграммы, выполненные на шахматном материале, – хорошее средство развития мыслительных способностей.
Чтобы решать метаграммы, одних знаний мало. Нужно научиться рассуждать, делать выводы, говорить правильно, чувствовать и понимать слово – это удивительное произведение человеческого разума.
Работа с метаграммами способствует:
1. развитию мышления:
– конкретного, абстрактного, логического, образного,
2. умению сравнивать,
3. отличать существенное от второстепенного,
4. расширению словарного запаса,
5. развитию устной и письменной речи.
Метаграммы следует решать по типу эврика! – сначала узнать второе слово, а из него уже вывести первое, и наоборот. Все будет зависеть от того, какое слово – шахматное или нет – найдено первым.
Как научить ребенка решать метаграммы?
Прежде всего ребенок должен понять, как решаются метаграммы. Несколько примеров помогут в этом разобраться.
Чтобы механизм решения обнажился отчетливо, необходимо:
1. Обьяснить, что такое метаграмма.
2. Привести пример:
Он громко крикнул: “Умер ты,
Настала смерть тебе!”
Но поменял я “М” на “П” –
Ничья пришла ко мне.
(Мат – пат).
3. Прочитав метаграмму, выяснить, какие слова непонятны ребенку, обьяснить их значение.
4. Выделить главные слова – признаки: УМЕР, СМЕРТЬ, НИЧЬЯ (для того чтобы решить эту метаграмму, необходимо знать, что в переводе означает слово “шахматы”: от персидского-арабского шах мат – властитель умер).
5. Когда будет найдено слово МАТ, путем указанной в метаграмме замены буквы определить второе – ПАТ.
6. Далее следует произвести проверку найденного решения, рассуждая примерно так.
Если слово “мат” по-русски означает “умер”, а слово “пат” найдено правильно, то, следовательно, слово “пат” тоже верно, так как это одна из разновидностей ничьей. Значит, ответ МАТ-ПАТ удовлетворяет условию – содержанию метаграммы.
Загадки
О пешке
Только вперед и ни шагу назад:
нельзя никогда в бою отступать.
Ходит прямо, а бьет наискось.
На своем поле захочет – два шага шагнет, на чужом захочет – да не посмеет.
Кто за свою жизнь больше шести взятий совершить не может?
Отличаюсь я от всех тем, что бью не так, как все.
Я солдат и тем горжусь,
лишь вперед всегда стремлюсь.
Ходят медленно вперед, именуются – народ.
Сама с вершок, а ума – мешок.
Если силу их сложить, все ж ферзя не получить.
Меня фигурой не зовут,
В бой же первою ведут.
Самая маленькая, а всем фигурам мерило.
Кто в “островки” превращается
да на плаву потом, как может,
держится?
Ростом не вышла, зато числом взяла.
О проходной пешке
И пеший конем стать может,
Коль сам себе поможет.
Проходя – прохожу,
Всех я за нос обвожу.
Силу ищет,
Коль старается – отыщет.
Бежал, бежал – добежал. На край ступил – проблемы решил.
Вот доберусь я до конца,
Возьму одежду удальца:
Кем захочу, я тем и стану
И силу новую достану.
О короле
Самый главный да важный, а ступить больше шага не смеет.
Говорят, моя цена – ноль.
Как зовут меня?
Когда король прыгает?
(При рокировке).
Плотен забор –
Не пройти на простор.
Бежать бы рад.
Да мне уж мат.
О ферзе
За кого три фигуры отдать в самый раз?
Вначале потерял – партию проиграл.
С тремя линиями дружит,
Ходит барыней – не тужит.
Хожу как хочу, все подряд молочу.
Королю первый советник, а власть имеет, какая и королю не снилась.
Первый советник, но у белых – рука левая, а у черных – правая.
Щупает бицепсы наш генерал –
Силы в них много играет.
Если в бою ты его потерял,
Быстро конец наступает.
О ладье
Если вместе две сестрицы, то сильнее сильного.
Хотя натурою пряма,
Я охраняю все дома.
Плыву я лодкой по реке
И тяжесть чувствую в руке.
Ходит прямо, влево-вправо, взад-
вперед.
Расходись скорей, народ,
Поступь тяжка, башня высока.
Кого сдваивать хорошо, а если с ферзем, то лучше впереди него быть?
Кто дружит только с горизонталями и вертикалями?
Имя какой фигуры у славян от лодки идет?
О коне
Самый лучший блокер, как всегда, хитер.
Всегда ступает на поле такого цвета, на каком не стоит вначале.
Какая фигура грамоту знает, букву пишет?
Когда готово все к сраженью,
Я далека от пораженья.
В соседях у ладьи хожу,
Слона к тому же сторожу.
Кто барьеры брать может?
За один ход и на вертикали, и на горизонтали побывает.
Разное
Дороги их ложатся в крест
Все на доске, а не окрест.
(Диагонали).
Что за шахматные фигуры: как ни стараются, а не растут.
(Король, ферзь, ладья, слон, конь).
Кто в вечных троечниках ходит?
(Конь и слон).
Ступают нелегко, ходят близко-далеко.
(Ферзь и ладья).
Какая клетка всегда только квадратная?
(Шахматная).
Какой шах нельзя обьявить конем и пешкой?
(Открытый шах).
Какому шаху конца не бывает?
(Вечному шаху).
Игру начинают,
Победу добывают.
(Конь и пешка).
То на доске, то в доске.
На доске воюют, а в доске
мирятся.
(Шахматные фигуры).
Первая единица в ферзи
стремится,
Последняя единица – такая же
птица.
(Крайние проходные пешки).
64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина черных.
(Шахматная доска).
Что за грамота – из цифр и букв?
(Шахматная нотация).
Задачи – загадки
Шахматная армия
В шахматной армии 32 фигуры. С каждым ходом погибают две из них. Через сколько ходов будут уничтожены две последние фигуры?
(Через 16).
Сколько слонов?
На шахматной доске четыре угла. В каждом углу стоит слон. Напротив каждого слона еще по три слона. Сколько же всего слонов на шахматной доске?
(16)
Сколько треугольников?
На шахматной доске 64 клетки. Каждый маленький квадрат разделили на восемь треугольников. Сколько всего треугольников станет на шахматной доске? (512).
Как сложить четыре прямоугольника?
Из десяти спичек сложена ладья. Она состоит из трех прямоугольников. Как сложить из 10 спичек четыре прямоугольника?
Три треугольника
Из 6 спичек сложен слон. В нем один треугольник. Как из 6 спичек сложить три треугольника?
Шарады, метаграммы
Он вождь на шахматной доске,
Он самый-самый главный.
Но вдруг пропала буква,
Что следом за заглавной.
Поникло войско тут в тоске,
И стилем вождь плывет в реке.
(Король-кроль)
Мой черед, твой черед –
Делай быстро шаг вперед:
Хочешь прямо, хочешь вбок
Или же наискосок.
“Д” на “Р” мы заменили –
Песню вместе подхватили.
(Ход-хор).
Я у царей на голове
Привыкла восседать.
Я символ власти, красоты,
При мне иная стать.
Но вот мальчишка-озорник
Исправил “Н” на “В”.
От грации остался пшик,
А я мычу в траве.
(Корона-корова).
Он резво скачет по доске:
Ему фигуры не помеха.
Но заменили “Н” на “Р” –
И стало сразу не до смеха.
Ребенок сильно заболел:
Он в сыпи весь, с утра горел.
(Конь-корь).
Летом зелень и покой
В доме тихом за рекой.
Отдыхают здесь сполна
Солнце, воздух, тишина.
Прикрепили “За” – приставку –
Получил тот дом отставку.
Стал ведь сразу он не дом,
Вот решим и все поймем.
(Дача-задача).
С “Ш” внутри – я пехотинец,
И живу я на доске.
С “Н” – я лакомый гостинец,
Что с варенья детворе
Мамы бережно снимают,
“Пленкой” сладкой угощают
(Пешка-пенка).
Вот сделан ход последний:
Закончена игра!
Виктория, виктория
К мальчишке вдруг пришла!
Но приставка лишь пропала –
Горе-горькое настало.
(Победа-беда).
Он усатый, полосатый,
Мягкошерстный и хвостатый.
Он мурлыка и певец.
Отгадал? Вот молодец!
Третью букву как заменишь,
То систему ты применишь:
Обозначили условно –
Записали все дословно.
Мысль держи ты наготове:
“Т” и “Д” не путай в слове.
(Кот-код).
Считалки
Вышла Пешка из тумана,
Превратилась в атамана,
Силой новой дорожит,
Перед всеми не дрожит.
Пешка, Слон, Король, Ладья
Кто-то водит, но не я.
Раз в поход собрались пешки
Для разминочной пробежки.
Песню громкую поют,
Спать фигурам не дают.
Чайнворд
1. Имя 9-го чемпиона мира по шахматам. 2. Выдающийся шахматист, по фамилии которого названа разработанная им система. 3. Победитель каких-либо соревнований. 4. Показатель, дающий право на присвоение спортивного разряда. 5. Человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.
Ответы:
1. Тигран. 2. Нимцович. 3. Чемпион. 4. Норматив. 5. Виртуоз.
Валентина КНЯЗЕВА
Москва
Комментарии