Какой была школьная библиотека в вашей школе и какая библиотека нужна новой, модернизированной школе? На этот вопрос мы предложили ответить студентам столичных вузов. Они ответили, но при этом мы заметили одну существенную закономерность: те, чьи ответы были критичны и остры, предпочитали своих фамилий не называть, смелость слова не подкреплялась смелостью поступка. К чему бы это?
Антон, студент Российского государственного гуманитарного университета:
– Все школьные библиотеки нужно закрыть, потому что это конторы, у которых главное – бухгалтерский подход к книгам. К чтению они не приохотят, скорее отобьют всякое желание читать. Да и что там читать в наших школьных библиотеках? Там же одно старье! Причем странно: для тех, кто идет учиться в технические вузы, там книжки бывают. А вот для гуманитариев нет ничего. Например, невозможно найти книжку, в которой бы сравнивались взгляды разных людей на творчество того или иного писателя. Свобода мысли в школе по-прежнему не поощряется, а несвобода подкрепляется убогими библиотеками. Если мы хотим, чтобы наше общество было интеллигентным, развитым, чтобы там сохранялись традиции Слова и верность высоким идеалам, нам надо подумать о том, что все это начинается в школе. Без нормальной библиотеки с хорошими фондами тут не обойтись.
Варвара Пучкова, студентка Московского государственного открытого педагогического университета:
– Я училась в сельской школе. Но наша библиотека представляла собой небольшую комнату, в которую мы приходили за учебниками, художественной литературой, газетами и журналами. Все, что требовалось для подготовки к урокам, выполнения домашних заданий, я там находила, поэтому никаких проблем не было. Теперь я, конечно, думаю, что она могла бы быть получше, но это уже после моего знакомства с самыми разными библиотеками – вузовской, районной, городской. Библиотекарем у нас в школе была учительница истории, которая не только выдавала нам книги, но и могла поговорить, обсудить то или иное произведение, ответить на наши вопросы. Я уверена: от того, как школьный библиотекарь, подготовлен к этой работе, зависит очень многое. Ну, например, мне кажется, что даже если он имеет среднее специальное или высшее образование, все равно должен получить плюс к тому высшее педагогическое. Иначе как ему разобраться в новых программах, учебных планах, в модернизации, школьных стандартах, в том, почему и как меняются учебники, какие произведения и каких авторов нужно изучать школьникам в обязательном порядке и факультативно?
Михаил, студент Московского государственного университета путей сообщения:
– Традиционно считается, что все подразделения школы нужны, важны и полезны. Но что касается библиотеки в школе, которую я окончил, такого, думаю, не может сказать ни один из моих однокашников. По идее, она должна была снабжать нас новыми учебниками, причем бесплатно, ведь в Москве правительство дает на то немалые деньги. Нам же в библиотеке учебники продавали. Причем не всегда новые. Скидка при этом была, но кому приятно при копеечной скидке учиться по какому-то старью?!
Самое интересное, что учителей книги из библиотечного фонда не устраивали, нам постоянно говорили, что мы должны учиться по другим учебникам, что их надо купить и как можно быстрее. При этом никто не думал, есть у семьи деньги на покупку или нет. Тот, кто не приобретал книжки, во-первых, входил в конфликт с учителем, во-вторых, не мог выполнить домашнее задание и рисковал получить двойку. Спрашивается, кто мешал учителям, как декларируется, дать заявку на нужные им учебники и закупить их для библиотеки? Не потому ли так происходит, что учителя считают: на библиотеку надейся, но сам не плошай. Вот они и не плошают – за счет учеников.
Какой я вижу идеальную библиотеку? Наверное, это – компьютерный зал, где мне бы выдавали электронный учебник и где можно было бы переписать материал на дискету или ксерокопировать нужные страницы. Ничего страшного, если при этом я заплатил бы небольшие деньги за ксерокопии или пользование учебником. И еще я бы хотел, чтобы из школьной библиотеки можно было бы выйти в Интернет. Не у всех ребят есть такая возможность, не у всех дома есть компьютеры, а информация крайне необходима. Думаю, оплатить пользование Интернетом школа могла бы за счет средств, отпускаемых на профориентацию. Во всяком случае при выборе профессии путешествие по сетям Интернета и в самом деле было бы очень полезным. Мне скажут, что помещение у школьных библиотек обычно очень маленькое, но тогда объясните мне, почему спортивный зал большой, актовый зал не отстает от него? Конечно, здоровье и развлечения для школьников важны, но разве не важно для него информационное подкрепление учебного процесса?! Хорошо бы, если эта мысль пришла в какую-нибудь чиновничью голову и эта голова придумала, как приспособить для библиотеки помещения в том же подвале, который школы предпочитают использовать как склад или сдавать в аренду.
Сергей Петров, студент Московского государственного университета пищевых производств:
– Сегодня я могу со знанием дела говорить о своей школьной библиотеке. Располагалась она в маленькой комнатушке, куда можно было протиснуться одному-двум ребятам одновременно, а остальные стояли в длинных очередях в коридоре. Причем брали мы только учебники, хотя, возможно, там были еще и какие-то другие книжки. Но рассмотреть их, выбрать, подержать в руках не было никакой возможности. Мы с одноклассниками выходили из положения так: записывались в районную библиотеку и там брали все, что было нужно. Кроме того, у многих из нас были дома неплохие библиотеки, так что для чтения можно было подобрать любую книжку. Но парадокс заключался в том, что мы ходили в районную библиотеку для того, чтобы подготовиться к урокам по истории, географии, литературе, обществоведению и обществознанию. Школа должна была быть заинтересована в том, чтобы мы учились хорошо, давали ей пристойный уровень успеваемости, но она никак нам не помогала – только предъявляла требования. А библиотекарь отшивала как могла: не нравится-де, ходите в другие библиотеки. Какой должна быть библиотека? По идее, мы, студенты, знакомые с институтскими библиотеками, должны рисовать нечто похожее. Но теперь беда и с вузовскими библиотеками. В нашем университете сначала была двухэтажная библиотека с огромным количеством мест, со службами. От всего этого остался один зал, где лишь шесть столов. То есть история повторяется, теперь и здесь нет хорошей библиотеки, теперь и из вуза нас выжимают в другие. Лично я езжу в Государственную публичную научно-техническую библиотеку.
Анна, студентка Московского государственного университета культуры:
– Раньше наш вуз назывался Библиотечным институтом. С тех пор много воды утекло, и он стал университетом культуры. Но библиотекарей продолжает выпускать очень хороших. Так вот я после получения диплома на работу в школьную библиотеку не пошла бы ни за что. Во-первых, это библиотеки неинтересные, канцелярские, здесь нет никакой творческой работы, как на складе – принял, выдал и все дела. Во-вторых, устраиваются туда неудачники, пенсионеры, те, кому никакая другая работа не светит, или те, кому нужно много свободного времени, длинный летний отпуск. Никто эту работу престижной не считает, об этом говорит мизерная зарплата. Соответственно как к библиотекарю относятся и как ему платят, так он и работает. Пока так будут обстоять дела, молодежь в школьные библиотеки на работу не придет. А не будет молодых, бессмысленно строить планы по модернизации школьного библиотечного дела.
Владимир Дементьев, студент Московского государственного автомобильно-дорожного технического университета:
– Сейчас принято ахать и охать по поводу того, что современные школьники мало читают, а если и читают, то только детективы, боевики да триллеры. А кто их, собственно, соблазняет чтением, хорошими книгами? Никто. Нет, учитель литературы на уроке много говорит о писателях, поэтах и их произведениях, вот только этим разговоры о чтении в школе и ограничиваются. Почему-то считается, что школьная библиотека должна служить пунктом перевала учебников от издательства до ученика. На самом деле, думаю, именно здесь должна создаваться атмосфера всеобщего погружения в мир Книги. У нас потому и нет настоящей интеллигенции, что уже на школьной скамье появляются неучи и хамы, им не с кого брать пример. И за примерами они ходят на улицу и в пивные, а вовсе не в библиотеку. Мне кажется, школьная библиотека должна быть клубом, где ребята смогут общаться друг с другом, с книгой, она должна стать неким классом, в котором все равны, в котором не один учитель, а множество – поэты, писатели, драматурги, публицисты, где ребята научатся читать настоящую прессу, а не только бульварную. Воспитательная работа по-настоящему предполагает не только два прихлопа, три притопа или игру в «Зарницу», но и прикосновение к прекрасному слову. Да и о современных достижениях школьники должны узнавать в школьных библиотеках, как это было раньше, в те времена, когда учились мои родители.
Елена, студентка Московской государственной медицинской академии имени И.М.Сеченова:
– Ну хорошо, книги купить для библиотеки накладно, но собрать-то их можно! Почему родители скидываются на покупку учебников, а сброситься книгами их домашних библиотек им никто не предлагает? Между тем у каждого дома есть книги, которые никто не читает, которые стали лишними, пылятся и занимают место. За счет этого школьные библиотеки могли бы стать богаче. И еще – я вижу будущую библиотеку не только современным информационным центром, где можно было бы взять домой на несколько дней за небольшую плату электронный учебник, но и своеобразным организатором выставок. Людей в школе должно окружать прекрасное, при цветных принтерах и ксероксах вполне можно было бы выставлять лучшие произведения живописи, графики, скульптуры, рассказывать об их авторах. К тому же мы совершенно ничего не знаем о лучших людях России, о героях нашего времени, все наши знания ограничены только телевыступлениями публичных политиков, чиновников и депутатов. Библиотека, на мой взгляд, должна давать школьникам такую информацию, причем ненавязчиво. У нее есть такие возможности, было бы желание этим заниматься.
Анастасия Серебрякова, студентка Московского авиационного института (Государственного технического университета):
– В моей школе был очень хороший читальный зал, туда можно было прийти, сесть за длинный общий стол, почитать книгу, газету, журнал. Думаю, сегодня в библиотеке должна быть компьютерная техника с выходом в Интернет, сканер, принтер. Для старшеклассников время дорого, поэтому такое оборудование помогло бы в работе над докладами, рефератами, при подготовке к урокам. Мне кажется, вообще в недалеком будущем школьная библиотека станет электронной, с ней можно будет связываться по Интернету и запрашивать нужную информацию сидя дома.
Галина, студентка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова:
– Педагоги сегодня вовсю ругают СМИ, дескать, те виноваты в том, что молодежь пошла не та, пиво пьет, сквернословит, сексуальна сверх всякой меры. А откуда, собственно говоря, учителя обо всем этом знают, ведь газет они не выписывают, «желтые издания» не читают, политикой и экономикой не интересуются, живут в каком-то нафталиновом информационном мире? Думаю, библиотека должна не только книжки выдавать, но и делать обзоры СМИ, советовать ребятам посмотреть ту или иную программу, послушать ту или иную радиопередачу. Это, между прочим, тоже процесс воспитания, который может быть очень эффективным. В крайнем случае можно устроить вблизи библиотечной комнаты закрытые стенды, в которых бы вывешивались газеты. Тогда и ученики, и учителя их читали бы и были в курсе всего происходящего в мире и стране. В том числе и того, что не все СМИ «желтые».
Константин Ордов, выпускник Текстильного института, студент Финансовой академии при Правительстве РФ:
– Я бы не идеализировал школьную библиотеку и не требовал от нее того, чего она не может дать. Учебники и книги, которые нужно было прочитать по программе, я там брал, в читальном зале не сидел, потому что не было такого читального зала, который бы располагал к работе. Есть определенная типология библиотек – никогда школьная библиотека не станет Ленинкой или Исторической библиотекой. Да и не нужно ей это, она предназначена для обеспечения учеников учебниками и дай бог ей с этим трудным делом справиться. Может быть, стоит комплектовать ее той литературой, которая поможет ученикам ориентироваться в той же самой рыночной специфике или в конъюнктуре современных специальностей? Мы никогда не думали о том, что библиотека может стать еще и центром профессиональной ориентации. Я думаю, что компьютеризовать библиотеку – лишнее, но вот поставить там один компьютер с программой, позволяющей молодому человеку пройти тестирование, понять, чего он хочет, что он может, насколько его возможности совпадают с запросами, просто необходимо. Мошеннники продают наборы тестов по разным предметам, так почему бы школе не закупить тесты, но не у мошенников, а, например, у Центра тестирования и предоставлять ученикам на базе библиотеки оценивать свои знания в процессе их выполнения?
Комментарии