search
main
0

Камертон для настройки мечты

Праздник, безусловно, повод для радости, но главное – это возможность сделать счастливыми други

Все преобразилось в эти дни вокруг: сверкают украшенные огнями улицы, сияют глаза прохожих, не устающих удивляться превращению серых будней в волшебную сказку. Мы ждем этого весь год, череда сменяющих друг друга праздников, пускай таких разных, сливаясь зачастую в нашем сознании в один бесконечный зимний карнавал, помогает забыть о ненастье и бытовых неурядицах. И порой они дают нам возможность измениться и самим, стать лучше, добрее, умнее, милосерднее.

В социальных сетях сегодня все чаще появляются рассказы о том, как внимательные родители подготавливают своих взращенных на вере в чудо малышей к тому, что Деды Морозы… это сами дети. Разрозненные истории уже выстроились в некоторое подобие флешмоба. А суть их заключается в том, что мамы и папы стараются сегодня растить своих отпрысков в уверенности: сказку в этой жизни мы можем создать сами. Взрослые учат ребят тому, что не стоит напрасно ждать волшебства, каждый способен организовать его самостоятельно. И девочки-мальчики с восторгом включаются в эту игру-идею, они начинают внимательно вглядываться в людей вокруг, подмечая их проблемы и заботы. Соседка выбежала на лестничную клетку выкинуть мусор в разбитых старых ботинках? Наутро она с удивлением найдет под дверью новенькие тапочки. У старичка из 9‑й квартиры внезапно отлетела пуговица от пальто? Егоза из 10‑й, от которой обычно только и дождешься стремительного «здрасьте», неожиданно предлагает: «Позвольте, я пришью мигом!» Доброта не обязательно затратна, но всегда ко времени и к месту.

Мы творим прекрасное своими руками. Но порой понимаем это только сейчас, в Рождество. Время обновления, время удивления. Да, в эти дни так и тянет гулять и наслаждаться волшебством, которое стало явью. Встречать невзначай во время неспешного променада литературных героев и возвращаться от них, оживших, домой к захватывающим книжкам. Настроение Рождества хранят много прекрасных произведений, но друзья всегда делятся тем, что понравилось им больше всего. И это, например, «Чайная на Малберри-стрит» Шэрон Оуэнс. Легкая сказка о жизни в небольшом ирландском городке. Все друг с другом знакомы. В чайной каждый желающий готов поделиться своей историей из жизни. У некоторых из них они веселые и смешные, у других печальные. Но их объединяет то знание, что мечты держат каждого на плаву.

Конечно, в эти дни не обойтись без классики, такой как «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса. В эту ночь происходят чудеса… И даже скряга Скрудж понял, что пора что-то менять в себе и своей жизни.
А еще «Дом с волшебными окнами» Эсфирь Эмден. Это немного детская, но очень добрая история. Здесь брат с сестрой, дожидаясь маму с работы, попадают в сказочную страну. В этой стране старые игрушки оживают. А мама ждет своих деток в доме с волшебными окнами. Таня и Сережа пытаются добраться домой, их ждут невероятные приключения. Ледяной ветер пытается сбить их с пути, Крокодил хочет съесть их, а Оловянный генерал собрался взять в плен. Но это пора чудес и невероятных перевоплощений. Все закончится хорошо!
«Рождественская шкатулка» Ричарда Пола Эванса – грустная рождественская история, наполненная светом. Все эти простые истины мы знаем, но порой забываем. Нет ничего важнее любимых и близких людей. Современное общество сулит нам совсем другие понятия. Наши приоритеты – работа и другие дела. И мы забываем о самом важном – семье. После прочтения книги так и хочется пойти увидеть своих близких и крепко поцеловать.

«Рождество с неудачниками» Джона Гришэма для тех, кто решил не отмечать праздник. Занятное чтиво для всех. Один мужчина (бухгалтер) решил посчитать, во что выливается каждый год празднования Рождества. Ведь это так накладно – елка, украшения, застолье, подарки… Столько денег и впустую, ведь их можно потратить куда полезнее. И вот мужчина решает со своей женой не праздновать этот день, а улететь в теплые края в отпуск. И что же их ждет впереди? Ведь как можно отказаться от традиций, от веры в волшебство сочельника?!

В книге «Рождество и красный кардинал» Фэнни Флэгг нет параллельной вселенной, правды жизни и философских заумных мыслей. Она переполняет нас улыбками и счастливыми историями, которых так не хватает в нашем реальном мире. Благодаря ее историям в наших душах поселяются оптимизм и хорошее настроение.

«Рождественская мистерия» Юс­тейн Гордер: все начинается с того, что папа с мальчиком из Норвегии покупают ему рождественский календарь. В книжном магазине продавец находит запыленный журнал, который оказался волшебным. Каждое утро мальчик достает главу из истории девочки Элизабет. И это увлекает.

«Рождественские туфли» Донны Ванлир способны вдохновить человека на прекрасные поступки. Книга о надежде, вере и любви. Два совершенно разных человека встречаются в рождественский вечер… Мы увидим, как незначительная встреча смогла перевернуть всю жизнь.

До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число государственных праздников, 25 и 26 декабря были официальными выходными днями. Одновременно 25 декабря отмечалась победа русских войск в Великой Отечественной войне 1812 года. Дата была установлена манифестом Александра I от 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1814 года как «Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

Все атрибуты праздника Рождества были связаны с христианской тематикой. Рождественскую ель украшали фигурками ангелов, пастухов, колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи (дары волхвов), на праздничный стол ставили 12 блюд (по числу святых апостолов).

Традиция встречи Рождества была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 году немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
После Октябрьской революции 1917 года запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка.

24 января 1918 года Совет народных комиссаров (Совнарком) РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря, подписанный 26 января того же года председателем Совнаркома Владимиром Лениным. Согласно документу день после 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила свое летосчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.

В 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество Христово было исключено из списка праздников. Однако уже 2 января 1919 года Совет профессиональных союзов объявил 25 и 26 декабря выходными днями (без статуса праздничных).

В середине 1920‑х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 года постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, 25 и 26 декабря стали обычными рабочими днями. Под запрет подпали и официальные новогодние торжества. Возродились они лишь в 1930‑х годах. Рождественская ель и связанные с ней праздничные мероприятия стали атрибутами советского Нового года. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная, вместо рождественских фигурок появились кремлевские башни, дирижабли, спутники, снопы пшеницы, початки кукурузы и другие елочные украшения.

Рождество в России не отмечали до 1990‑х годов. 27 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР «в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих» постановил считать 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен Законом РСФСР от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следуют всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду.

С Рождества начинаются Святки (святые дни, святые вечера), которые продолжаются 12 дней. В народной традиции Святки всегда сопровождались гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

Этот праздник учит нас быть умнее в том смысле, что мы вспоминаем, что умеем прощать, любить, делиться, одаривать. Не важно, чем – подарками или вниманием, последнее порой бывает даже ценнее. «Учительская газета» благодарна своим читателям за сотворчество и чуткость, за интерес к публикациям и бережное отношение к слову и делу, мы всегда рады, когда вы делитесь с нами тем, что удалось сделать именно вам.

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте