search
main
0

Калейдоскоп правды

Документальные истории столицы в театральной форме

На малой сцене Театра имени Вл.Мая­ков­ско­го расположились студенты мастерской ­ГИТИСа под руководством Миндаугаса Карбаускиса (который с 2011 г. является художественным руководителем театра). Спектакль родился из студенческих работ, этюдов – наблюдений за москвичами и жизнью города. «Москва. Дословно» превратился в полноценный документальный спектакль, жанр которого так и был определен режиссером: документальные истории жителей города. Никита Кобелев (режиссер) уже не первый раз работает с таким форматом: вместе с Сашей Денисовой он руководил студией OFF Театра имени Вл.Маяковского.

Удивительно наблюдать процесс развития работы – от многоголосого шепота в аудиториях, возбужденного обсуждения людей, за которыми удалось подсмотреть, с которыми удалось поговорить, до экзамена и трансформации этого поиска самых важных ответов на вопросы о Москве в спектакль. Экзаменационные работы довольно часто превращаются в постановки, в прошлом сезоне второй курс В.Панкова (Центр драматургии и режиссуры) дебютировал на сцене со своими этюдами (правда, актеры эстрады наблюдали в основном за звездными личностями). На данный момент их спектакль «Дом актера», так же как и «Москва. Дословно», стал частью репертуара театра.
«Москва. Дословно» представляет собой вербатим, который качественно погружает зрителя в Москву, найденную и понятую молодыми актерами. (Вербатим – жанр документального театра, который основывается на реальных и неискаженных монологах реальных людей.) Такой театр замечателен, потому что он говорит о том, что думают все. И его на самом деле интересно смотреть как в тесном репетиционном зале (где проходили первые показы), стоя, держа в дрожащих руках камеру, так и в уютном малом зале Маяковки.
Каждый из нас знает себя так, как никто другой. Мы прячем слабости, выставляем наружу сильные черты характера, хвастаемся успехами, замалчиваем переживания о неудачах и неприятностях, отводим взгляды и засыпаем в метро. А ведь у каждого есть целая жизнь, о которой почти никто не знает. Это показывает такое одичавшее, больное одиночество человека в толпе. Психологи все чаще называют такое одиночество главной проблемой современного человека, утверждают, что оно перерастает в настоящую эпидемию. И много таких одиночеств блуждает по Москве, а за каждым, оказывается, тянется лента переживаний, трудностей, взлетов и падений. И как же все-таки полезно для понимания самого себя подсмотреть иногда в замочную скважину за людьми, на которых мы никогда бы не обратили внимания, как и они на нас.
Что такое Родина? Где ваш дом? Что такое счастье? Зачем мы живем? Такие, кажется, протерто-популярные вопросы слой за слоем открывают души абсолютно разных людей, обитающих в Москве: фотографа, собачника, студенток школы дизайна, подростков и взрослых людей, людей закрытых и более разговорчивых, таких разных и в чем-то таких похожих. Разговоры с Москвой (именно с городом через людей, которые живут в нем) раскрывают драму, заложенную в каждом человеке.
Очень приятно ловить ощущение разговора по душам. Вот я сижу в кухоньке циркача дяди Володи, а теперь уже беседую с мужиками на скамейке во дворе. В основном говорим о Москве. А раскрывается очень и очень много всего, связанного с городом и самим собой, и рефлексией о взаимоотношениях человека и пространства. Кришнаит Василий рассказывает историю своего имени, подростки на Арбате смеются и шепчутся о последних новостях, продавщица цветов делает выбор между Сережей и Василием, бабушки у подъезда обсуждают современные реалии – все говорят о том, что важно им. Тебя как зрителя и слушателя не берут в расчет.
Зал становится сторонним участником действия: мы задаем вопросы, на которые будут (или нет) отвечать актеры, мы удивленно охаем или машем рукой, когда нам рассказывают байку, качаем головой, когда не согласны с кем-то, и подсказываем слова, которые в силу возраста может забыть циркач дядя Володя. И варясь в этом котле историй, чувств, эмоций, понимаешь, что миру не хватает искренности и тепла. В маленьком зале становится холодно, а глаза начинают слезиться: после тихой, грустной и такой одинокой Анны из Сербии в душу заходит, оставляя открытой дверь, гастарбайтер и начинает кричать. С акцентом кричать о боли. Кричать незнакомому тебе о том, что все не так просто. Кричать о несправедливости. А в целом-то он кричит о том, что жизнь, кажется, сделала все, чтобы его сломать. И что у нее это не получилось. Как и не получится с любым, кто каким-либо образом попал в Москву.
Подсмотренное в как будто оставленный кем-то и подобранный нами калейдоскоп показывает много правды. И представляет каждому доказательство того, что у каждого правда своя. В основном горькая и терпкая. Актеры вглядываются в душу в образе старушки-поэтессы с Арбата, показывают дворы и закоулки Москвы, а вместе с этим и самые неприметные стороны человеческих душ.
«Москва. Дословно» – спектакль, заполненный перекрестной штриховкой, спектакль очень эскизный, живущий энтузиазмом студентов, их желанием познать все то, в чем они живут. Скорее всего, спектакль проживет в таком состоянии не очень долго, но это значит только то, что будет что-то еще искреннее, теплое, настоящее. «Это было, есть и будет. Это не хорошо и не плохо. Это реальность».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте