search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Калейдоскоп чудес. Цветотерапия и игра в изобразительной деятельности младших школьников как средство сохранения их здоровья

​Красота цветовых оттенков несет в себе цветотерапевтический эффект, известно влияние картинотерапии на оздоровление личности, поэтому в педагогической практике на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время необходимо грамотно и эффективно использовать эти возможности как здоровьесберегающие. Во время этого процесса ребенок физически расслабляется, его дыхание становится более ровным и глубоким, а сознание очищается. Для снятия стресса для таких детей нет ничего лучше. Кроме того, рисование – это отличный способ самовыражения для любого.

В мировой педагогической практике давно признано, что уникальным средством обучения и развития детей является игра, в особенности это касается учащихся с ОВЗ, поскольку включение детей здоровых и детей с ОВЗ в общий процесс игры с едиными целями и задачами будет способствовать сплочению детей, развитию коммуникативных качеств, раскрепощению, стремлению к общим успехам и достижениям. В игре ребенку легче всего проявить свои способности и творческую активность. Игра учит терпимости, настойчивости, целеустремленности, самодисциплине, выдержке. Игру нужно рассматривать как одно из средств, способствующих развитию инициативы и самостоятельности, созданию атмосферы свободы, творческой раскрепощенности в коллективе, и условие для саморазвития, а значит, и оздоровления учащихся с ОВЗ. Поэтому у меня на уроках часто в образовательный процесс включается игра.Игра для младших школьников – это способ безболезненно научиться исследованию и ориентации в реальном мире, личная ответственность за общее дело, плодотворное соревнование, способствующее достижению поставленной цели. Совместно с познанием искусства она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. Таким образом, сочетание традиционных уроков и уроков с элементами игры является эффективным, поскольку разнообразие – непременное условие инклюзивного обучения.При подготовке календарно-тематического планирования мною были изучены теория и методика организации творческой игры, игровые потребности и интересы младших школьников от 7 до 11 лет, воспитательные и психологические особенности игры, игровые приемы, методы и проблемы игры.В начале учебного года формируются игровые группы, участники знакомятся с правилами поведения в игре, замыслом игры. Впоследствии ребята точно знают правила действия и правила общения в игре, а также распределяют обязанности между членами группы.Пример уроков в игровой форме«Осенний листопад» – коврик аппликаций. Групповое задание. Создание коллективной  работы. Цель: развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; создание коллективной композиции, в которой каждый член группы может предложить свое видение цветового колорита и сюжета композиции. Схожие задания: «Разноцветный коврик» – графическая композиция; «Толерантность» – композиция из ладоней рук, объединенных вокруг земного шара; «Цветики-семицветики» – работа с тканью.«Звери в лесу» – работа с пластилином, природным материалом, это коллективная работа. Лепка обитателей леса, создание общей композиции. Цель: знакомство с анималистическим жанром;  развитие внимания к природе и наблюдательности;  воспитание заботливого отношения к ней; развитие творческих способностей, общей художественной культуры. Задача: научить членов группы выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за проделанную работу. Схожие задания: «Бородинское поле», «Зоопарк».«Мой двор» – работа с бумагой и картоном. Создание макета игровой площадки. Коллективная творческая работа. Задача: воспитывать чувство своей общности с коллективом, дух товарищества, желание оказывать помощь друг другу. Схожие задания: «Магазин», «Школа», «Морской флот».«Теремок» – работа с тканью и нитками. Коллективная групповая работа по созданию персонажей русской народной сказки. Цель: отражение в контрастных по характеру сказочных персонажах особенностей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый. Правилом игры является задание по разыгрыванию сказки. В процессе игры происходит обсуждение героев сказки.«Полет на Марс» – работа с краской, бумагой и картоном. Коллективная работа. Рисование космической станции, вырезание из бумаги членов экипажа. Правила игры регулируют поведение и ролевые обязанности участников игры. Цель: вовлечение школьников в осмысленную и активную деятельность; формирование таких качеств, как организованность, подчинение принятому решению, ответственность, инициатива и творчество.«Маскарад» – работа с картоном, краской. Коллективное изготовление масок. Разыгрывание ситуации бала-маскарада. Цель: организация игровых действий, которые должны способствовать принятию способов сотрудничества, гуманистических норм отношений, разнообразных форм общения и отношения как к самому себе, так и к другим людям.«Подводный мир», «Стая птиц» – коллективная композиция. Работа в технике аппликации. Ученики по группам собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию. Цель: освоить работу в технике аппликации; формировать и совершенствовать навыки совместной работы.«Фермеры» – коллективная работа по объемному моделированию, созданию общей фермы. Проектная работа. Используемый материал: пластилин, цветная бумага  (на выбор). Цель: овладение умением творчески преобразовывать реальные формы, создавать коллективную композицию, раскрыть резервы своих способностей, слушать и слышать своих товарищей; работать в группе.«Калейдоскоп новогодних чудес». Работа по созданию подарков и пожеланий друг для друга к Новому году, которая воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, учит готовить сюрприз. Используемый материал: пластилин, цветная бумага, природный материал  (на выбор).«Дерево дружбы» – коллективная работа, аппликация. На дереве плоды – фотографии дружных команд.Использование подобных заданий в коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства как игрового приема вызывает положительные эмоции у детей от собственной и коллективной художественной деятельности, вызывает интерес к изобразительному творчеству, воспитывает социально активную позицию учащихся.Мир природы – это вечный источник детского развития, вновь и вновь открываемый детьми во время обучения. Дети жаждут ярких впечатлений. Очень важно показать младшему школьнику, что мир красочен, необычен, загадочен, удивителен. Это мир, где каждый листочек, травинка, птицы – это чудо природы. Поэтому свои уроки я выстраиваю так, чтобы каждый урок нес ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую личность. Давая, таким образом, ему начало к любознательному и творческому отношению к миру природы и жизни в нем. Это залог будущей гармонии в человеке, а также художественного познания окружающего мира.Художественное познание окружающего мира«Путешествие в цветную страну», «Летний закат», «Цветочная поляна», «Радуга на грозовом небе», «Красочные рыбки», «Краски осени», «Осенний листопад», «Осень золотая», «Сказочный лес», «Чудо-птица», «Подсолнухи», «Веселый огород», «Путешествие в осеннюю страну», «Путешествие в зимнюю сказку», «Морозные узоры», «Волшебство зимнего леса», «Зимующие птицы и животные», «Путешествие в весеннюю страну», «Сказочная птица», «Весенний букет».В этих заданиях дети учатся любоваться красотой, яркостью красок, учатся эмоциональной отзывчивости на красоту природы, бережному отношению к ней.Во всех заданиях важно использовать цвет как средство выражения личности. Цвет в рисунке передает впечатления, представления детей об окружающем мире. Поскольку цветовая палитра оттенков несет в себе терапевтический эффект, важно использовать это в заданиях. Вся палитра теплых оттенков в указанных заданиях, состоящая из красного, коричневого, желтого и оранжевого цветов, обладает сильным воздействием на человека, а их сочетание представляет собой очень яркую и благоприятную комбинацию, воздействующую на психологическое состояние ребенка. С помощью правильной подборки заданий для учащихся, в которых сочетаются определенные цвета, можно добиться корректировки в поведении учащихся с особыми возможностями здоровья и задержкой психического развития. Для слабослышащих детей это замечательный способ самовыражения. Так, яркий и солнечный желтый цвет считается в арт-терапии цветом оптимизма. Это цвет лета, солнца и надежды. Он стимулирует умственную деятельность и наводит на интересные творческие идеи. Также желтый цвет несет в себе и успокоительный эффект. Медитирующие часто смотрят на желтое пламя свечи, чтобы успокоить свой разум и остановить поток своих мыслей.Известно влияние картинотерапии на настроение ребенка. Рассматриваемые учащимися репродукции картин, в которых присутствуют оттенки теплых цветов, улучшают настроение учащихся, прибавляют оптимизм, увеличивают работоспособность. Все это способствует улучшению взаимоотношений со сверстниками в условиях совместного обучения в массовой школе. Особенно это касается учащихся с нарушением слуха, так как они, как правило, имеют дискомфорт в общении со сверстниками.Это задание «Знакомство с репродукциями и творчеством И.Левитана, И.Хруцкого, В.Ван Гога, И.Бродского». Групповым упражнением являются задания «Собери репродукцию», «Что перепутал художник», «Собери пейзаж».Таким образом, чтобы добиться результативности и положительного влияния на личность ребенка, необходимо на уроках изобразительного искусства играть с цветом, учитывая богатые терапевтические возможности его влияния как лекарства, а также включать в задания по изобразительному искусству как можно больше коллективных, групповых творческих заданий, поскольку они воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи, создают условия для формирования дружного классного коллектива, развивают самые разнообразные способности и задатки ребенка.Светлана БРОНШТЕЙН, учитель изо школы №937

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте