search
main
0

Калейдоскоп чудес. Цветотерапия и игра в изобразительной деятельности младших школьников как средство сохранения их здоровья

​Красота цветовых оттенков несет в себе цветотерапевтический эффект, известно влияние картинотерапии на оздоровление личности, поэтому в педагогической практике на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время необходимо грамотно и эффективно использовать эти возможности как здоровьесберегающие. Во время этого процесса ребенок физически расслабляется, его дыхание становится более ровным и глубоким, а сознание очищается. Для снятия стресса для таких детей нет ничего лучше. Кроме того, рисование – это отличный способ самовыражения для любого.

В мировой педагогической практике давно признано, что уникальным средством обучения и развития детей является игра, в особенности это касается учащихся с ОВЗ, поскольку включение детей здоровых и детей с ОВЗ в общий процесс игры с едиными целями и задачами будет способствовать сплочению детей, развитию коммуникативных качеств, раскрепощению, стремлению к общим успехам и достижениям. В игре ребенку легче всего проявить свои способности и творческую активность. Игра учит терпимости, настойчивости, целеустремленности, самодисциплине, выдержке. Игру нужно рассматривать как одно из средств, способствующих развитию инициативы и самостоятельности, созданию атмосферы свободы, творческой раскрепощенности в коллективе, и условие для саморазвития, а значит, и оздоровления учащихся с ОВЗ. Поэтому у меня на уроках часто в образовательный процесс включается игра.Игра для младших школьников – это способ безболезненно научиться исследованию и ориентации в реальном мире, личная ответственность за общее дело, плодотворное соревнование, способствующее достижению поставленной цели. Совместно с познанием искусства она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. Таким образом, сочетание традиционных уроков и уроков с элементами игры является эффективным, поскольку разнообразие – непременное условие инклюзивного обучения.При подготовке календарно-тематического планирования мною были изучены теория и методика организации творческой игры, игровые потребности и интересы младших школьников от 7 до 11 лет, воспитательные и психологические особенности игры, игровые приемы, методы и проблемы игры.В начале учебного года формируются игровые группы, участники знакомятся с правилами поведения в игре, замыслом игры. Впоследствии ребята точно знают правила действия и правила общения в игре, а также распределяют обязанности между членами группы.Пример уроков в игровой форме«Осенний листопад» – коврик аппликаций. Групповое задание. Создание коллективной  работы. Цель: развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; создание коллективной композиции, в которой каждый член группы может предложить свое видение цветового колорита и сюжета композиции. Схожие задания: «Разноцветный коврик» – графическая композиция; «Толерантность» – композиция из ладоней рук, объединенных вокруг земного шара; «Цветики-семицветики» – работа с тканью.«Звери в лесу» – работа с пластилином, природным материалом, это коллективная работа. Лепка обитателей леса, создание общей композиции. Цель: знакомство с анималистическим жанром;  развитие внимания к природе и наблюдательности;  воспитание заботливого отношения к ней; развитие творческих способностей, общей художественной культуры. Задача: научить членов группы выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за проделанную работу. Схожие задания: «Бородинское поле», «Зоопарк».«Мой двор» – работа с бумагой и картоном. Создание макета игровой площадки. Коллективная творческая работа. Задача: воспитывать чувство своей общности с коллективом, дух товарищества, желание оказывать помощь друг другу. Схожие задания: «Магазин», «Школа», «Морской флот».«Теремок» – работа с тканью и нитками. Коллективная групповая работа по созданию персонажей русской народной сказки. Цель: отражение в контрастных по характеру сказочных персонажах особенностей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый. Правилом игры является задание по разыгрыванию сказки. В процессе игры происходит обсуждение героев сказки.«Полет на Марс» – работа с краской, бумагой и картоном. Коллективная работа. Рисование космической станции, вырезание из бумаги членов экипажа. Правила игры регулируют поведение и ролевые обязанности участников игры. Цель: вовлечение школьников в осмысленную и активную деятельность; формирование таких качеств, как организованность, подчинение принятому решению, ответственность, инициатива и творчество.«Маскарад» – работа с картоном, краской. Коллективное изготовление масок. Разыгрывание ситуации бала-маскарада. Цель: организация игровых действий, которые должны способствовать принятию способов сотрудничества, гуманистических норм отношений, разнообразных форм общения и отношения как к самому себе, так и к другим людям.«Подводный мир», «Стая птиц» – коллективная композиция. Работа в технике аппликации. Ученики по группам собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию. Цель: освоить работу в технике аппликации; формировать и совершенствовать навыки совместной работы.«Фермеры» – коллективная работа по объемному моделированию, созданию общей фермы. Проектная работа. Используемый материал: пластилин, цветная бумага  (на выбор). Цель: овладение умением творчески преобразовывать реальные формы, создавать коллективную композицию, раскрыть резервы своих способностей, слушать и слышать своих товарищей; работать в группе.«Калейдоскоп новогодних чудес». Работа по созданию подарков и пожеланий друг для друга к Новому году, которая воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, учит готовить сюрприз. Используемый материал: пластилин, цветная бумага, природный материал  (на выбор).«Дерево дружбы» – коллективная работа, аппликация. На дереве плоды – фотографии дружных команд.Использование подобных заданий в коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства как игрового приема вызывает положительные эмоции у детей от собственной и коллективной художественной деятельности, вызывает интерес к изобразительному творчеству, воспитывает социально активную позицию учащихся.Мир природы – это вечный источник детского развития, вновь и вновь открываемый детьми во время обучения. Дети жаждут ярких впечатлений. Очень важно показать младшему школьнику, что мир красочен, необычен, загадочен, удивителен. Это мир, где каждый листочек, травинка, птицы – это чудо природы. Поэтому свои уроки я выстраиваю так, чтобы каждый урок нес ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую личность. Давая, таким образом, ему начало к любознательному и творческому отношению к миру природы и жизни в нем. Это залог будущей гармонии в человеке, а также художественного познания окружающего мира.Художественное познание окружающего мира«Путешествие в цветную страну», «Летний закат», «Цветочная поляна», «Радуга на грозовом небе», «Красочные рыбки», «Краски осени», «Осенний листопад», «Осень золотая», «Сказочный лес», «Чудо-птица», «Подсолнухи», «Веселый огород», «Путешествие в осеннюю страну», «Путешествие в зимнюю сказку», «Морозные узоры», «Волшебство зимнего леса», «Зимующие птицы и животные», «Путешествие в весеннюю страну», «Сказочная птица», «Весенний букет».В этих заданиях дети учатся любоваться красотой, яркостью красок, учатся эмоциональной отзывчивости на красоту природы, бережному отношению к ней.Во всех заданиях важно использовать цвет как средство выражения личности. Цвет в рисунке передает впечатления, представления детей об окружающем мире. Поскольку цветовая палитра оттенков несет в себе терапевтический эффект, важно использовать это в заданиях. Вся палитра теплых оттенков в указанных заданиях, состоящая из красного, коричневого, желтого и оранжевого цветов, обладает сильным воздействием на человека, а их сочетание представляет собой очень яркую и благоприятную комбинацию, воздействующую на психологическое состояние ребенка. С помощью правильной подборки заданий для учащихся, в которых сочетаются определенные цвета, можно добиться корректировки в поведении учащихся с особыми возможностями здоровья и задержкой психического развития. Для слабослышащих детей это замечательный способ самовыражения. Так, яркий и солнечный желтый цвет считается в арт-терапии цветом оптимизма. Это цвет лета, солнца и надежды. Он стимулирует умственную деятельность и наводит на интересные творческие идеи. Также желтый цвет несет в себе и успокоительный эффект. Медитирующие часто смотрят на желтое пламя свечи, чтобы успокоить свой разум и остановить поток своих мыслей.Известно влияние картинотерапии на настроение ребенка. Рассматриваемые учащимися репродукции картин, в которых присутствуют оттенки теплых цветов, улучшают настроение учащихся, прибавляют оптимизм, увеличивают работоспособность. Все это способствует улучшению взаимоотношений со сверстниками в условиях совместного обучения в массовой школе. Особенно это касается учащихся с нарушением слуха, так как они, как правило, имеют дискомфорт в общении со сверстниками.Это задание «Знакомство с репродукциями и творчеством И.Левитана, И.Хруцкого, В.Ван Гога, И.Бродского». Групповым упражнением являются задания «Собери репродукцию», «Что перепутал художник», «Собери пейзаж».Таким образом, чтобы добиться результативности и положительного влияния на личность ребенка, необходимо на уроках изобразительного искусства играть с цветом, учитывая богатые терапевтические возможности его влияния как лекарства, а также включать в задания по изобразительному искусству как можно больше коллективных, групповых творческих заданий, поскольку они воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи, создают условия для формирования дружного классного коллектива, развивают самые разнообразные способности и задатки ребенка.Светлана БРОНШТЕЙН, учитель изо школы №937

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте