В Сибирском и Южном федеральных округах на базе действующих вузов и академических центров в рамках национального проекта «Образование» создают новые университеты. Это отработка модели перспективного российского вуза, распространение которой на другие регионы страны позволит повысить инновационный потенциал российской высшей школы на базе объединения кадровых, материальных, финансовых ресурсов для организации фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, в том числе по разработке критических технологий. К этой идее привела необходимость провести технологическую перестройку высшего профессионального образования, выражающуюся в модульной организации учебных планов, формировании гибких образовательных программ, обеспечивающих индивидуальные учебные траектории студентов. Для этого требуется разработать и распространить современные методики преподавания, обеспечивающие формирование ключевых социальных и профессиональных компетенций, поддерживающих высокую мотивацию к учению и самообразованию. И конечно же, сформировать механизмы академической мобильности, обеспечивающие обучение и стажировки студентов, аспирантов и преподавателей в ведущих научных центрах, организацию образовательной миграции, рассчитанной на кадровые потребности различных регионов страны с учетом их геополитической значимости.
Полномасштабная реализация двух пилотных проектов в Сибирском и Южном федеральных округах одновременно с решением перечисленных выше системных задач должна обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики и социальной сферы регионов, адаптацию мигрантов, а также воспитание и консолидацию региональной элиты.
В Южный федеральный университет войдут Ростовский государственный педагогический, Донской государственный технический, Таганрогский государственный радиотехнический университеты, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Таганрогский государственный педагогический институт, Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Южный научный центр РАН.
В Сибирский – Красноярский государственный технический университет и госуниверситет цветных металлов и золота, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН.
Цена вопроса
На создание Российского федерального университета будет затрачено около 20 млрд. рублей в течение ближайших 10 – 15 лет. Финансирование будет осуществляться Рособразованием в виде субсидий.
На первом этапе создания университетов получателями средств из федерального бюджета станут головные вузы – Ростовский и Красноярский государственные университеты.
Средства, выделяемые для создания новых университетов, будут направлены на разработку новых образовательных методик и технологий, переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и развитие материально-технической базы.
Такое реформирование должно привести к повышению конкурентных преимуществ и достижению устойчивого развития системы высшего профессионального образования России на основе эффективного использования научного потенциала вузов для подготовки высококвалифицированных специалистов, применения современных образовательных технологий и позиционирования российского образования на мировых образовательных рынках.
В Российском федеральном университете будут обучаться 40 тысяч студентов и преподавать до 17 тысяч педагогов. Планируется, что в Российском федеральном университете будут преподавать до 15% ведущих российских и иностранных педагогов. Общая площадь университета составит около 480 тысяч квадратных метров. В создаваемом университете будет свой гостиничный комплекс на 1200 мест, Дворец спорта, Дом культуры, информационно-библиотечный центр большой вместимости, поликлиника и даже собственный профилакторий. В строящийся кампус войдут не только общежития для студентов на 6 тысяч мест, но и жилье для профессорско-преподавательского состава.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин особо подчеркнул, что ни один из красноярских вузов не будет закрыт:
– Национальный университет будет создаваться на новой площадке. Таким образом, мы предоставим нашей молодежи еще одну возможность получить качественное образование.
Престиж, качество
и расширение возможностей
Ректор Ростовского госуниверситета Александр Белоконь считает, что от создания национального университета немало преимуществ. Это и престиж столицы Дона, и более качественное образование студентов, которые смогут выбирать индивидуальные траектории обучения, слушать лекции лучших профессоров России и мира, учиться на современном оборудовании с использованием новейшего программного обеспечения и технологий. А также это плюсы для преподавателей, у которых, с одной стороны, существенно увеличится заработная плата, а с другой – возрастет возможность постоянно повышать квалификацию в лучших российских и зарубежных университетах.
Почему необходимо объединение и какова будет судьба вузов, не участвующих в этом проекте, – главные вопросы, волнующие каждого. Состав вузов, которые должны входить в проект, определило Министерство образования и науки РФ по согласованию с областными и городскими администрациями. Если же, например, создавать национальный вуз на базе одного какого-нибудь классического университета, то где остальные 30 или 40 тысяч выпускников найдут работу? И если мы добавим еще и инженерное образование, то почему это плохо? В рамках проекта вузу дается возможность повысить квалификацию преподавателя, и учебному заведению даются возможность и финансовые средства, чтобы приобрести современное оборудование, а также предлагаются программы стажировки в ведущих промышленных центрах России. Те программы подготовки, которые есть в вузах сейчас, в основном сохранятся. По родственным специальностям фактически будет индивидуальная траектория обучения. Эта идея была высказана на одном из совещаний по Болонскому процессу: зачем тратить время, когда можно организовать дополнительные занятия для студентов для того, чтобы повысить квалификацию. И наоборот, если в одном из объединяемых вузов есть предметы и направления, которых нет в другом, то у студентов будет возможность приехать и послушать лекции. Или организуется дистантное образование. А стоимость обучения будет рассчитываться исходя из стоимости обучения одного бюджетника в год. Ниже она назначаться не может, иначе коммерческие студенты будут учиться за счет бюджета, но вообще количество бюджетных студентов может только возрасти.
Наша страна должна вступить в Болонский процесс. У нас довольно сильные программы подготовки, которые мы должны состыковать с теми программами, которые есть в Европе. Для того чтобы наши студенты, поехав туда на обучение, могли вернуться к нам, чтобы повысить квалификацию. Мобильность студентов позволяет получить более высокий уровень образования. Это лучше, чем сидеть на курсах в американском университете. Болонский процесс предполагает соответствующее финансирование. В Финляндии сегодня тратится 10000$ на одного студента, в Казахстане – 8000$, у нас сейчас – менее 1000$. Можем мы готовить так же качественно, на таком же современном оборудовании, с тем же уровнем и возможностями повышения квалификации? Планируется оплата учебы в три раза больше. Тогда же, когда Россия вступит в ВТО, на наш рынок придут другие специальности. И вузы должны ответить на этот вызов освоением нового качественного уровня подготовки специалиста.
Метет ли новая метла
по-новому?
Выпускники скорее всего станут получать диплом университета нового типа, потому что сам факт, что создается всего два таких вуза в России, будет иметь огромное значение. В 1993 году радио «Немецкая волна» сообщило, что выпускники Ростовского госуниверситета физического, химического, математического факультетов принимаются без всяких дополнительных заверений диплома для работы в Германии. Хочется, чтобы эти позиции только усиливались.
Трудоустройство по распределению кануло в Лету. Сейчас главная задача вузов заключается в том, чтобы привлечь работодателей и представить выпускников как высококлассных специалистов, чтобы с заявкой на них стояли в очередь.
Планируется соотношение преподавателей и студентов в пропорции один к четырем, сейчас оно выглядит как один к десяти. Привлекаются молодые специалисты, толковые преподаватели, и рассматриваются проблемы по обеспечению их жильем, чтобы это соотношение не приводило к тому, чтобы брали всех подряд. Что касается специальностей, то получив базовое, затем в течение года-полутора осваивается та сфера, в которой выпускник реально будет применять свои знания. Первым уровнем образования будут признаваться бакалавр и специалист, вторым уровнем – магистр. В магистратуру могут поступить и те, и другие.
Планируется повышение зарплаты преподавателям. И к 2008 году зарплату профессора планируется довести до 30-50 тысяч рублей. Соответственно и стипендия поднимется. Возможно создание студенческого городка, строятся общежития современного типа. Но и отношение студентов к собственности, к месту проживания должно стать качественно иным.
Это будет наш, российский университет, следовательно, основной язык преподавания – русский. Для тех, кто владеет английским, немецким, будут организовываться специальные занятия на этих языках.
Защита дипломных работ проходит на каждом факультете в отдельности. Поступление таким же и останется, то есть будет работать приемная комиссия, будут правила приема. Выпускник получит каждый свою специальность. Непрофильная подготовка специалистов в вузах вестись не будет. Будут также закрываться те специальности, которые по рейтингу будут проигрывать в чем-то другим вузам. Из отчетов центра занятости видно, что экономическое развитие региона напрямую зависит от того, каких специалистов готовят в российских вузах. И с этим выводом следует согласиться.
Переход из одного вуза в другой возможен. Будет идти подготовка по индивидуальной траектории. Аспирантура и военная кафедра сохранятся в каждом вузе.
Новизна подхода
Исходя из целей проекта будет организовано повышение инновационного потенциала создаваемых учебных заведений. Построение новых университетов призвано обеспечить высокий уровень инновационных разработок, тесную связь учебного процесса и научных исследований. Для этого предполагается определить тематику исследований, подлежащих приоритетной поддержке в новых университетах, исходя из перечня критических технологий, а также приоритетных направлений развития науки и техники. На этой основе разработать и утвердить программу научно-технологических разработок в новых университетах. Требуется сформировать объединенную структуру научных институтов, выпускающих кафедр, инновационных структур (технопарки, бизнес-инкубаторы) и обеспечить оснащение данных подразделений современным оборудованием, необходимым для ведения исследований и разработок. Планируется обеспечить взаимодействие научных подразделений новых университетов со структурами Академии наук и подготовить условия для включения в состав университетов отдельных академических центров и институтов в Южном и Сибирском федеральных округах.
Обеспечение переподготовки и повышения квалификации сотрудников и создание условий для широкой издательской деятельности, проведения семинаров и конференций, международных обменов по приоритетным тематикам; обеспечение деятельности патентной службы является неотъемлемой частью проекта. Предполагается открыть магистерские программы по направлениям, соответствующим тематике научно-исследовательских и внедренческих подразделений; обеспечить перестройку существующих учебных планов и программ исходя из задач интеграции учебного процесса и научной деятельности, включения студентов в исследовательскую деятельность.
Комментарии