search
main
0

Каковы предварительные итоги ЕГЭ?

​Эта тема стала главной на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы», в котором участвовала заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по развитию образования, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь ДУХАНИНА.

Общественная палата уже четыре  года проводит свою «горячую линию». В чем разница между звонками этого года и предыдущего? По итогам прошлого года мы настаивали на введении минимальной границы по русскому языку и математике досрочно, то есть  почти за год. К чести Рособрнадзора, эта ситуация была разрешена,  1 сентября  уходящего учебного года  его руководитель Любовь Глебова объявила минимальные границы, что несколько снизило напряженность в момент подготовки к ЕГЭ  учителей, родителей и детей. Естественно, на «горячей линии» исчезли прошлогодние  вопросы, когда дети сразу после основных экзаменов (русский и математика) звонили и спрашивали: «А не знаете ли, какой будет минимальный балл?»Введение запрета на использование мобильных телефонов фактически привело к тому, что звонков из аудитории в момент сдачи  самого экзамена в этом году практически не было, а  раньше их было много, дети просили помочь,  подсказать, как правильно ответить на тот или иной вопрос, с которым они сами не справлялись. Но тем не менее количество звонков не оказалось меньше, просто ушли эти вопросы, но увеличилось количество других. У детей сразу после экзамена основным вопросом  был вопрос правильного заполнения бланков. Конечно, в условиях, когда по разным предметам орфографические требования разные (в одних предметах нужно ставить запятые при перечислении в ответе, в других предметах не надо), дети путаются. Не  имея реально устойчивого навыка работы с инструкцией, которая в этот момент лежит у них на столе, а в ней написано, как правильно заполнять,  дети предпочитают задать вопрос взрослому. Но организаторы, к сожалению, не всегда должным образом отвечали детям, и они перепроверяли правильность заполнения бланков уже  после экзамена. К сожалению, дети  часто не успевают переписать  ответ с черновика на бланк, и мы  были вынуждены  говорить им о том, что черновик не засчитывается. Конечно, это приводило к тому, что ребенок еще больше расстраивался, но важно, чтобы дети, родители и особенно учителя обращали внимание при подготовке к экзамену на то, что ЕГЭ – экзамен, который ребенок пишет в течение очень ограниченного времени, поэтому нужно учить ребенка контролировать проходящее время. Много вопросов было о том, можно ли писать что-то на КИМах или нельзя. На КИМах писать можно, но нужно понимать, что КИМы потом отделяют от работы, и использовать заметки на страницах КИМов не удастся в условиях апелляции. Какие  же были жалобы? Основные – это жалобы, связанные с нехваткой времени,  потому что  дети не успевали переписать задание C. Были жалобы на то, что в школах  не дают возможности написать заявление на экзамен по выбору, то есть фактически выбор ограничен мнением администрации школы, что  учителя не рекомендуют писать апелляции, дабы вдруг не было снижения баллов (теоретически пока  такое возможно, хотя Общественная палата выступает с предложением ввести запрет на снижение результата во время апелляции). В этом смысле  позиция Общественной палаты такова: мы считаем, что это ограничение прав ребенка, и предлагаем в следующем году ввести режим, когда ребенок свое заявление по выбору отдает не в школе, а, возможно,  сразу в электронном виде фиксирует  там,  где находится организатор проведения экзамена. В связи с запретом на использование мобильных телефонов и вопросы, и одновременно жалобы  были связаны с обысками. Нас спрашивали,  как правильно проверять наличие мобильного телефона. Дети фиксируют эти проверки как обыск, если взрослые действуют  методом охлопывания,  так, как, например, это делается в аэропортах. Конечно, это вызывает обоснованный протест ребенка. Дети очень  расстраиваются, когда они в пункт приема экзамена вошли, у них телефон не обнаружен, а потом вдруг телефон зазвонил, всей аудитории стало очевидно, что мобильный присутствует. Дети также изучают, на самом ли  деле  все, что происходит в ППЭ, записывается на видеокамеру,  они переживают, что будет, если они  все-таки воспользуются  мобильным телефоном, который на входе не обнаружили,  а через два дня  в записи на камере это будет обнаружено.  Видеокамеры были не на всех ППЭ, но некоторые регионы опробовали эту систему видеонаблюдения, видеофиксации. Мы  уже много лет  говорим:  самое главное, чтобы экзамен не был целью, чтобы целью было хорошее качество образования, но нас не все слышат.Некоторые дети жаловались нам, что в КИМах есть то, что они, допустим, не проходили в школе.Но, к сожалению, у нас сегодня нет механизма,  для того чтобы реально доказать, прав в этой ситуации ребенок или права предметная комиссия, потому что все КИМы – это засекреченные материалы. Конечно, учитель пытается разобраться в этой ситуации со слов ребенка, а в условиях волнения ребенок не всегда может точно передать то, с чем он столкнулся. Фактически возможность перепроверить это есть только в формате апелляции, когда ребенку представляют работу по уровню C. Те разделы, которые у нас проверяет компьютер, мы не имеем возможности представить на апелляции. Хотя мы выступаем за то, чтобы ребенок имел право ознакомиться после оценивания с самой работой. Вообще в педагогике, когда принимаем экзамен, проводим контрольную, мы потом вместе с учеником ее анализируем. А тут все может быть расценено как разглашение материалов. Поэтому мы и настаиваем на том, что все контрольно-измерительные материалы должны быть в открытом доступе, возможно, после самого экзамена. Ребенок должен иметь возможность найти  задание, сказать: «А вот я решал эту задачку» или «По обществознанию был вот этот вопрос», потому что если он на что-то не ответил, он все равно продолжает рассуждать на эту тему и искать ответы. Если мы не даем ему материал,  то фактически не развиваем его познавательную деятельность, используя механизм экзамена. Сроки оглашения результата   сегодня самое узкое место во всей процедуре ЕГЭ, которое вызывает очень много беспокойства. Мы предлагаем зафиксировать четко дату и способ информирования ребенка о результатах экзамена, потому что где-то есть база данных,  эту базу данных дети не  всегда могут открыть,  а у ребенка начинает идти отсчет времени на апелляцию. Думаю, что на следующий год нужно просто очень точно зафиксировать дату и форму для каждого региона (регион сам определяет, в каком виде информировать детей). В этом году есть особая ситуация, когда общественные наблюдатели могут присутствовать в момент апелляции. Ранее дети очень часто жаловались на то, что остаются один на один  с большим количеством взрослых и им сложно в момент апелляции отстаивать свою точку зрения. В этом году на апелляции может присутствовать общественный наблюдатель фактически как   адвокат, я думаю, это будет серьезная психологическая поддержка. Мы получили большое количество жалоб на нарушение во время ЕГЭ. В условиях, когда коррупция, мошенничество стали нормой поведения наших граждан, очень сложно обеспечить честную процедуру ЕГЭ, но если мы ее не сможем обеспечить, тогда мы не сможем реально называть этот экзамен объективным и справедливым. То есть тогда  не будет реализована основная идея, которая была при введении ЕГЭ. Я думаю,  мы должны бороться с нарушениями на  ЕГЭ ровно теми же методами, как весь цивилизованный мир борется с мошенничеством. Другого пока ничего в мире не нашли. Если мы не можем ориентироваться в своих поступках на нравственные принципы, честность и справедливость,  уважение друг к другу, то остается только нормативно-правовая база, которая может наказывать за недобросовестное поведение. Мы предлагаем вынести ЕГЭ за пределы системы образования путем создания независимых оценивающих компаний, которые могут делать это. Мы предлагаем также сделать так, чтобы ребенок имел, например, возможность попробовать сдать экзамен в независимом центре тестирования в декабре, посмотреть свои ошибки, проанализировать,  продолжить свою подготовку и уже к маю иметь возможность повысить результат. Это наша основная цель. Если мы этого не сделаем, будем находиться в ситуации постоянных проблем и того, что кто-то не успел, кто-то дает списать. Пока система будет продолжать оценивать сама себя, гарантировать качественную независимую процедуру будет сложно. Я считаю, что экзамены по математике, по физике, по техническим дисциплинам нужно выводить на экзамен двух уровней –  базовый и профильный. То есть в том виде, в котором сейчас это существует, это, конечно, не отражает идеала.Но, скажем, в  Москве сейчас действует механизм, когда ребенку достаточно прийти в школу, написать свое заявление, и администрация школы сама решит все вопросы, связанные с назначением времени для апелляции ребенку.Сама процедура апелляции – она действительно всегда очень волнующая,  поэтому нам нужно детей учить отстаивать свою точку зрения. В сентябре мы будем по итогам ЕГЭ проводить круглые столы и общественные слушания, на которых обсудим итоги ЕГЭ этого года. То есть для Общественной палаты работа не закончилась, она фактически в разгаре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте