Автор технологии проблемного диалога – кандидат психологических наук, доцент Елена Леонидовна Мельникова.
Цель технологии: научить учащихся самостоятельно открывать знания.В сложном прилагательном «проблемно-диалогический» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Елена Леонидовна выделяет три метода постановки учебной проблемы:- побуждающий от проблемной ситуации диалог (развивает речь и творческие способности учащихся);- подводящий к теме диалог (развивает речь и логическое мышление учащихся);- сообщение темы с мотивирующим приемом.Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.Приемы создания проблемной ситуацииПрием 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.Прием 2. Столкнуть мнения учеников с помощью вопроса или практического задания на новый материал.Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (то есть ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт в форме сообщения, расчета, эксперимента, наглядного материала.Прием 4. Дать практическое задание, несходное с предыдущими.Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель сам сообщает тему урока, но предваряет сообщение готовой темы вызовом к ней интереса. Для этого используются два основных мотивирующих приема: «яркое пятно» (использование интригующего материала); «актуальность» (характеристика значимости темы для самих учащихся).Изучив методы и приемы создания проблемной ситуации, примеры, предлагаемые Е.Л.Мельниковой, я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме. Приведу примеры из собственного опыта.Примеры побуждающего от проблемной ситуации диалога.Прием 1. Урок литературы в 10-м классе на тему «Образ Базарова».Учитель предъявляет противоречивые мнения.Д.И.Писарев: «Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит».Г.А.Бялый: «Доброта в ее истинном значении нисколько не противоречит базаровской злости и желчности».Учитель побуждает к осознанию: Что вас удивило? Что интересного заметили?Ученики, осознав противоречия данных высказываний: Разные мнения.Учитель побуждает к проблеме: Какой возникает вопрос?Ученики: Кто из критиков прав?Учитель: Как мы сможем ответить на этот вопрос?Ученики: Разобрав образ Базарова.Учитель: Какова тема урока?Ученики: Образ Базарова.Тема фиксируется на доске.Прием 2. Урок литературы в 8-м классе на тему «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Учитель подводит к проблеме по новому материалу: Великий русский композитор П.И.Чайковский сказал: «У Пушкина Пугачев показан, в сущности, удивительно симпатичным злодеем». Что вам показалось странным в этом высказывании?Ученики: Как может быть злодей симпатичным? Эти понятия несовместимы.Учитель побуждает к осознанию: Какой стороны вы придерживаетесь?Ученики высказывают свои мнения (их много, и они противоречивые).Учитель побуждает к проблеме: Мы услышали разные мнения. Какой же возникает вопрос?Ученики: Так кто же Пугачев? Злодей или симпатичный человек?Учитель: Как мы можем ответить на этот вопрос?Ученики: Разобрав образ Пугачева.Учитель: Какова тема урока?Ученики: Образ Пугачева.Тема фиксируется на доске.Прием 3. Урок литературы в 7-м классе по теме «Образы главных героев в «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова».Учитель: Кто главные герои «Песни…»?Ученики: Царь Иван Грозный, Кирибеевич, купец Калашников.Учитель предъявляет первый факт: Кого, на ваш взгляд, можно назвать отрицательным героем?Ученики высказывают разные мнения: Опричника, т. к. опозорил семью купца, обманул царя Ивана Грозного, т. к. приказал казнить купца, который защищал честь своей семьи. Царь не разобрался, почему купец убил опричника.Учитель: Кого, по-вашему, можно отнести к положительным героям?Ученики: Купца Калашникова. Он защищал честь своей семьи.Учитель предъявляет второй факт: Мнение критика: «Все главные герои допускают несправедливость с точки зрения христианской морали».Учитель побуждает к проблеме: Что вас удивило в словах критика?Ученики: Почему он считает Калашникова отрицательным героем?Учитель: Как вы думаете, что имел критик в виду?Ученики: Калашников, пытаясь восстановить справедливость в кулачном бою, нарушает правила поединка. Он сознательно убивает опричника.Учитель: Какой возникает вопрос?Ученики: Кто прав в этом сложном конфликте?Вопрос фиксируется на доске.Учитель: Как мы будем искать ответ на этот вопрос?Ученики: Нужно дать характеристику каждому образу.Учитель: Какова тема урока?Ученики: Образы главных героев в «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.Тема фиксируется на доске.Прием 4. Урок русского языка в 5-м классе по теме «Имена существительные общего рода».Учитель дает задание на известный материал: Выпишите из отрывка имена существительные и определите их род: А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука…»Ученики: Народ (м. р.), наука (ж. р.), невежа (?).Учитель побуждает к осознанию проблемы: Вы до конца смогли выполнить задание?Ученики: Нет!Учитель: В чем затруднение?Ученики: Слово «невежа». Не знаем, как правильно определить род (мужской или женский).Учитель: А почему?Ученики: Потому что его можно употребить по отношению к лицу и женского, и мужского пола.Учитель побуждает к проблеме: Какова проблема урока?Ученики: Какого рода имя существительное, если его можно употребить по отношению к лицу и женского, и мужского пола? Учитель: Такие существительные в русском языке называют существительными общего рода.Это тема урока. Тема фиксируется на доске.Пример подводящего к теме диалога. Урок русского языка в 5-м классе по теме «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных».Учитель: Посмотрите на два столбика слов на доске.Ученики читают на доске:никто, ничто, ничего, никому, ничемнекем, нечего, некому, нечему, некого и т. п.Учитель: Что заметили общего в этих словах?Ученики: В каждом столбике отрицательные местоимения.Учитель: В чем различие?Ученики: В первом столбике отрицательные местоимения пишутся с приставкой НИ, а во втором с приставкой НЕ.Учитель: Значит, какая проблема возникает?Ученики: Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ.Учитель: Значит, тема урока какая?Ученики: Правописание приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.Тема фиксируется на доске.Сообщение темы с мотивирующим приемом.Прием «яркое пятно» на уроке литературы в 11-м классе на тему «Особенности ранних произведений М.Горького. Рассказ «Макар Чудра».Учитель: Разговор пойдет о раннем творчестве М.Горького, а конкретно о его рассказе «Макар Чудра». Л.Н.Толстой об этом произведении в 1892 году сказал так: «Герои – ложь, выдумка», «Все воображаемое и неестественное, огромные героические чувства и фальшь, но талант огромный». Какая проблема стоит перед нами? Ученики: Согласиться или нет с высказыванием Л.Н.Толстого.Учитель: Каковы пути решения проблемы? Ученики: Проанализировать произведение, выявить его идейные и художественные особенности.Учитель: Согласна. А потом на примере этого рассказа мы сможем судить об особенностях большинства ранних произведений М.Горького.Тема фиксируется на доске.Прием «актуальность» на уроке русского языка в 8-м классе на тему «Виды словарей».Учитель: Начинаем новую тему, а какую – догадаться нетрудно. С этим мы сталкиваемся на каждом шагу. Не знаем лексического значения слова – смотрим…Ученики: …в лексический словарь.Учитель: Переводим текст с одного языка на другой – пользуемся…Ученики: …переводным словарем. Словари прочно вошли в нашу жизнь, без них современный всесторонне развитый человек не мыслит своего существования. Существуют разные виды словарей. Это и есть тема нашего урока.Тема фиксируется на доске.Валентина РЕЗАНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №49 города Читы
Комментарии