search
main
0

Какой учитель нужен нашей новой школе?

Сегодня все чаще говорят о том, что новой школе нужен новый учитель. Но речь не идет о тотальной замене ныне работающего учительского корпуса, скорее о повышении его квалификации. А тут важно желание самого учителя стать лучше, современнее. Всегда ли оно есть и что думают об этом опытные педагоги-управленцы?

Михаил ШНЕЙДЕР, директор московской гимназии №45:- Любую проблему надо рассматривать прежде всего как социальную. Где внешняя мотивация для того, чтобы, скажем, учитель стал овладевать информационными технологиями? Я думаю, что сегодня условий, различных программ, предлагаемых вузами, системой повышения квалификации для самообразования, повышения квалификации (при всем ее несовершенстве) очень много, что нет особой проблемы в том, чтобы педагог мог профессионально развиваться. Но есть окружающая среда, и она не всегда дружественна. Конечно, в крупных центрах, да и в небольших городах, сегодня уже не такая проблема знакомство с Интернетом, учитель может общаться с детьми посредством цифровых технологий, но дело-то в другом. Вообще любую проблему надо рассматривать как социальную прежде всего. А вот где та самая внешняя мотивация? Мы, к сожалению, после серьезного оживления образования и образовательных инициатив эпохи перестройки 90-х и даже начала нулевых пришли к тому же, от чего ушли. Авторитет профессии крайне низкий, и следовательно, ведущей, конечно, сейчас будет мотивация внутренняя. Другое дело, что новые правила аттестации, которые вводятся с 1 января 2011 года, заставят работающих учителей остаться в профессии, вновь приходящих учителей – сдать этот самый квалификационный экзамен, думать, может быть, в первую очередь не об общении с детьми, которые в этом, кстати, очень нуждаются, а о том, чтобы правильно сдать очередные тесты, и это очень печально. То есть в каком-то смысле мы идем по пути Великобритании, США, где тоже это делают. Но там уже основы существуют, и все-таки любая модернизация не должна привести к тому, что мы получим киборга вместо человека, который способен работать с детьми, который способен с ними общаться, который во многих случаях способен заменить нынешним детям родителей. Государство прежде всего должно осознать, что оно лишь оператор тех средств, которые выделяют на образование. Когда говорят «государство выделило», то надо понимать, что это средства налогоплательщиков или иные средства, которые, строго говоря, не заработаны правительством. Мы много говорили о подушевом финансировании, это замечательная вещь, но теперь надо ответить на вопрос, сколько регионов реально имеют это самое подушевое финансирование, везде ли существуют правила, по которым это финансирование и соответственно трата денег осуществляются. Когда Германия проиграла войну и начались знаменитые экономические реформы Аденауэра, Эрхарда, при обмене денег там каждому дали по 400 марок и сказали: «Все, ты свободен. Дальше свою жизнь делай сам». При этом государство создавало условия, то есть устанавливало минимум ограничений. С детьми, конечно, немножко другая ситуация. Мы и к демократии не готовы, мы и к выборам не готовы, мы не готовы и к тому, чтобы, скажем, наша школа догоняла или не догоняла школы Европы, а развивалась как-то по-другому, но, в общем, была конкурентоспособной. Бедное образование неконкурентоспособно по определению. При этом никто реально не оценивал и не оценивает эту конкурентоспособность, потому что легче говорить о том, что у нас школа хуже или лучше, не приводя никаких доказательств. Я думаю, что все-таки по определению любой ответственный человек, конечно, может и сам вытянуть себя вверх за волосы, если потребуется, лишь бы никто его за волосы вверх не тащил насильно.Не надо его все время бить по голове, невозможно все время жить по спущенным бумажкам. Во-первых, никто и не живет по спущенным бумажкам, потому что если по ним жить, все остановится. Во-вторых, учителя у нас очень разные. У нас есть такие учителя, которых с легкой руки профессора Льва Любимова теперь модно называть прайсмейкерами, – очень хорошо оплачиваемые учителя, которые могут работать в школе, при этом параллельно у них есть возможность еще где-то работать. Они прекрасно готовят, например, к ЕГЭ, ведь теперь в оценке учительского корпуса самое важное то, как ЕГЭ сдают ученики.Такие учителя прекрасно себя чувствуют, и по уровню жизни это даже, может быть, верхний педагогический средний класс. Одновременно у нас масса учителей в некрупных населенных пунктах, которые еле-еле сводят концы с концами. Недавно ко мне приехала одна дама из Санкт-Петербурга и говорит: «Мы хотим ввести у себя в школе международный бакалавриат». Я спрашиваю: «А сколько у вас учитель в среднем получает?» – «15 тысяч». Я говорю: «Тогда вы забудьте о международном бакалавриате». Не будет ничего учитель делать с такой зарплатой, ему надо будет думать не о том, чтобы что-то новое внедрять, а о том, где найти вторичную занятость. Не надо рассчитывать на то, что он начнет себя модернизировать, он будет думать о том, как поесть и как накормить своих детей.В этом смысле Москва, конечно, отличается от других регионов, где образовательная политика все-таки выстраивалась. Модернизировать нужно на самом деле все – от условий труда до, естественно, зарплаты, тогда можно действительно говорить о серьезном профессиональном развитии.Нужно ли модернизировать обучение, учить будущих учителей в педагогических вузах?Нужно, конечно, и с этим, кстати, как ни странно, в последние годы стало лучше, потому что появилось очень много интересных программ для учителей и не только в Москве, например в Перми. Школы в других странах тоже очень разные, другое дело, там добились превращения учителя в средний класс. Но с точки зрения, скажем, качества и там есть школы хорошие, а есть и абсолютно безобразные. Учителя там тоже очень разные: есть и люди, которые случайно оказались в школе (а сейчас в условиях кризиса очень многие хотели бы оказаться в школе с гарантированной бюджетной зарплатой).Но давайте будем объективны: жизнь большинства наших учителей сегодня далека от международных стандартов. Если вы хотите получить образование, соответствующее международным стандартам, извольте заплатить столько или хотя бы соизмеримую сумму с той, которую платят учителю подобной квалификации, но в тех странах, где успехи достигнуты. Таким образом, думаю, модернизировать учителя можно, только модернизируя общество, но модернизируя его на основе подлинной институциональной и интеллектуальной свободы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте