search
main
0

Какой учебник мы выбираем и почему?

​Успех в работе педагогических коллективов и педагогов во многом зависит от того, какие учебники они используют на занятиях с детьми.

Не секрет, что в сфере обеспечения образования учебниками сложилась ситуация чрезмерной вариативности, появилось достаточно много учебников без гарантии на качество образования и обучения, иногда отсутствует преемственность между различными учебниками в рамках одного курса или между курсами, многие из изданных в последние годы учебников не обеспечены соответствующей программной, методической составляющей, учебными пособиями.Решая проблему выбора школьного учебника, педагогический коллектив должен иметь представление о современных учебниках. Современный традиционный учебник призван быть научным и доступным, при краткости изложения содержать полный материал, в нем должна присутствовать уровневая и профильная дифференциация, а также практическая и прикладная направленность. В то же время новейшие учебники должны соответствовать стратегии модернизации, возможному использованию при работе по различным образовательным программам. Очень важно, чтобы при выборе учебников учитель имел высокий уровень методологической компетентности, анализировал собственный опыт, опыт коллег, учитывал мнение детей и родителей, ведь грамотный выбор учебно-методического обеспечения влияет на реализацию образовательной программы, качественный образовательный процесс, повышение уровня успеваемости обучающихся. Учебники сегодня стали основой средств организации образовательной деятельности.Если рассмотреть место учебника в системе средств обучения, то выявляется его зависимость прежде всего от учебного плана заведения определенного типа. Учебный план устанавливает состав дисциплин и курсов в них, порядок и последовательность их изучения, количество времени, которое отводится на предмет и курс с разбивкой по годам (даже по полугодиям) обучения. Такая роль учебного плана определяет многие, главным образом исходные, параметры учебника: его профиль (ведь учебный предмет не тождествен отрасли знания), отбор содержания, принципы его дозировки, группировки и даже книжной формы. На какой ступени образования будет изучаться материал данного учебника, какое отводится ему количество часов, какое место занимает данный курс в системе образования, с какими дисциплинами он должен взаимодействовать – все это вопросы первостепенной важности.Сложная взаимозависимость существует между учебником и программой. Программа конкретизирует учебный план на уровне предмета и курса, дает номенклатуру вопросов, которые подлежат изучению, определяет их последовательность и устанавливает количество времени на основные части курса. Программа формулирует учебно-воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе усвоения данного предмета и входящих в его состав курсов. Таким образом, содержание учебника, его функции непосредственно определяются программой. Вот почему программа оказывает такое влияние и на структуру учебника, и на его объем. Вместе с тем учебник реализует задачи, установленные программой, он конкретно представляет и раскрывает содержание образования, осуществляет его группировку и дозировку, в основных чертах намеченные программой.Важность задачи выбора учебника определяется сегодня и условиями финансирования, когда необходимо как можно более точно определять заказ на учебники, иметь достоверный долгосрочный прогноз потребностей в них.Алгоритм выбора учебников – система действий по определению того, как они будут использованы в конкретном образовательном учреждении. Алгоритм заказа учебников, то есть те точки, на которые нужно опираться при продумывании заказа, определен нами по двум направлениям: отдельно для учителя, отдельно для сотрудника библиотеки.С 2005 года в Северо-Западном округе отрабатывается система заказа учебников, была создана электронная оболочка заказа учебников – автоматизированная информационная система «Школьный учебник», задача которой изначально была определена как систематизация процесса заказа, автоматизация и полная обработка показателей заказа.Система проста и понятна пользователям, оперативна, сокращает время заказа, связана с учебным планом и образовательной программой школы, содержит краткие аннотации учебников, информацию о линии учебников, позволяет делать запросы по издательствам. Апробация системы прошла на пяти школах округа. Все сотрудники библиотек образовательных учреждений округа были обучены деятельности в автоматизированной информационной системе, но Департамент образования еще в конце 2008 года остановил инновационную деятельность по автоматизации процесса заказа учебников школами в связи с проблемами финансирования.В декабре 2008 года было принято решение об организации работы окружной экспериментальной площадки «Развитие компетентности субъектов образовательного процесса в выборе учебников» на базе четырех ОУ Северо-Западного округа (№№86, 129, 821, 1515) в связи с необходимостью теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития нужных компетенций педагогов и сотрудников библиотек в выборе учебников с помощью новой технологии выбора, причем мы подготовили материал по разграничению обязанностей в педагогическом коллективе, основанному прежде всего на обязанностях субъектов образовательного процесса.Сотрудники четырех школьных библиотек разрабатывали наглядные предметные схемы обеспечения учебниками на основе федеральных перечней, отрабатывали линии учебников средней и старшей школы. Первичный вариант предметных линий проходил апробацию при заполнении бланка заказа на учебники на 2010-2011 учебный год в апреле 2010 года. Диагностика состава библиотечного фонда в октябре 2009 года показала уровень соответствия количественного и качественного состава фонда потребностям субъектов образовательного процесса, по результатам диагностики были определены основные направления, связанные с осуществлением рационального выбора учебников в условиях вариативного обучения.Выделив алгоритм выбора, мы обозначили направление по разработке технологии заказа учебников, в 2010 году подготовили необходимые материалы для школ, а сейчас готовим методическое пособие в помощь педагогам и сотрудникам библиотек ОУ для выбора учебников.Галина РЕПИНА, методист ОМЦ СЗАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте