Василий Сухомлинский говорил: «Именно в игре ребенок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Почему же меня так привлекает игра?
Мой опыт в профессии более 10 лет, за это время я сталкивалась с различными трудностями на занятиях, такими как нежелание выполнять артикуляционную гимнастику. Это и понятно, ведь делать ее нужно каждый день, а упражнения одни и те же. Я выслушивала от детей: «Опять эта гимнастика для языка». Восторга в их голосе не слышалось. Тогда я стала думать, как можно это исправить. И родилась моя первая игра «Маша-растеряша».
Маша-растеряша – это гусеница, которая постоянно теряет свои ножки. Ребенку предлагается помочь растеряше, но не все так просто, сначала нужно выполнить задание, которое нарисовано на ножках, и тогда растеряша превратится в длинную и красивую гусеницу. Ребята добрые и, конечно, спешат на помощь рассеянной букашке.
А пока ребенок играет в супермена, он не замечает, как выполняет зарядку для языка. А на следующем занятии спрашивает: «Как там гусеничка Маша?» Увлекательная история повторяется вновь. Еще игра учит сочувствию. Важная миссия номер один выполнена! Но в работе логопеда еще много аспектов речи, над которыми нужно работать. Закрепление звуков, например. Повторять, как попугай, быстро надоест, но не в моем случае.
Так появилась еще одна игра под названием «Большая стирка».
Лягушка Лола помогает своей маме по хозяйству. Мама постирала белье, а Лола вызвалась помочь его повесить. Белье (платья) нужно вешать в определенной последовательности: голубое, белое, желтое, при этом проговаривая: «Я повесила голубое платье, я повесила белое платье, я повесила желтое платье».
В этой игре не только закрепляется звук «л», но и тренируется пинцетный захват, который пригодится для красивого почерка, визуально-ритмический ряд (развесить платья в определенной последовательности: голубое, белое, желтое) тренирует чувство ритма и помогает в работе над слоговой структурой, вниманием. Вот такая вроде незатейливая игра, но нет ни одного непродуманного действия. Для детей с ОВЗ, у которых наблюдаются расстройства внимания, сниженная работоспособность, это спасение. Но на этом не все… Игра продолжится на следующем занятии, которого ребенок будет с нетерпением ждать, ведь пока его не будет, белье будет сохнуть, а когда придет, его нужно погладить!
Глажка:
– Ну а теперь можно погладить платья и разложить их по цветам!
– Я глажу белое платье! Одно голубое платье, два голубых платья… пять голубых платьев.
Опять многозадачность в упражнении: развитие моторики, закрепление цветов, отработка согласования существительного с числительным. Такие игры не дают уставать и терять интерес.
Дети с ограниченными возможностями здоровья возбудимы, и им очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия помогают снять эмоциональное напряжение, развивают тактильные ощущения.
На фото игры с водой, чечевицей, фасолью, каштанами, спилами деревьев, ракушками, скорлупой, кофе, песком кинетическим, песком космическим, водой. Это лишь малая часть вариаций. С помощью этих игр можно запускать речь, закреплять звуки, отрабатывать грамматику, учить строить фразы, развивать мелкую моторику, психические процессы.
Также для снятия психоэмоционального напряжения и развития общей моторики и ловкости подойдет использование различных мячей на занятиях, будь то обычный мячик, помпоны, шарики или бусины. С их помощью можно обогатить словарный запас, представление об окружающем мире, запомнить буквы.
Какой ребенок не любит двигаться? Если только спящий. Для обучения превосходно подойдет подвижная игра, где развивается владение телом и попутно происходит обучение поставленной задаче.
Вот какая игра родилась у меня в один из летних рабочих дней.
Пока я бью в бубен, дети бегают, как только инструмент затихает, каждый должен встать на цветочек с буквой, назвать ее и придумать слово, начинающееся на нее.
Происходит развитие соревновательного духа, ловкости, кистевого праксиса.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Моими идейными вдохновителями для создания игр становятся дети, которые ничего не хотят делать на занятии, а ведь мне любой ценой нужно их научить. Игра помогает не только ребенку, но и самому педагогу, спасая его от рутины и эмоционального выгорания, ведь игр много, так что можно не повторяться. А сколько еще можно придумать!..
Татьяна КОВАЛЬКОВСКАЯ, логопед школы №1613
Комментарии