Удивить школьника электронным учебником довольно трудно. Во-первых, потому что таких произведений достаточно много, во-вторых, они пока еще не могут конкурировать с бумажными пособиями. И все же новая волна мультимедийных книг уверенно пробивает себе курс в море новых технологий. Только, увы, пока еще нет надежного навигатора по бескрайним просторам виртуальной литературы. Учебник можно полистать и посмотреть. Покупая блестящий диск в яркой упаковке, по большому счету держишь кота в мешке.
Как можно использовать в учебном процессе неожиданно свалившиеся на наши головы компьютерные CD? Как вклинить оригинальную новинку в серьезный и архаичный классический урок, в отлаженный годами учебный процесс?
Для этого надо не только развивать собственное методическое мышление, совершенствовать стиль преподавания, но и глубоко проникать в интеллектуальную сферу современного школьника, правильно понимать его мыслительные интересы и действия. Необходимо внимательно и скрупулезно изучать все, что появляется на рынке учебных пособий. Попробуем на примере изделия “1С. Репетитор. Математика (часть I)” рассмотреть приемы применения новых технологий на уроке математики или после него. Этот диск подготовлен авторским коллективом вузовских преподавателей в фирме “1С” (2002 г.). Один из главных разработчиков пособия – В.Н.Дубровский.
Главная цель пособия – помочь школьнику подготовиться к экзамену в вуз. Что ж, вполне достойная и благородная задача. Авторы сосредоточили свое внимание на показе методов решения как важного условия в освоении математики для абитуриентов. Для этого они избрали несколько иной подход, нежели тот, что предлагают учебники и пособия для поступающих в вузы.
В очень краткой, но красочной и динамичной форме, виртуальные преподаватели сначала излагают теорию, а потом приводят домашнее задание. И только в случае, если школьник не справляется с задачей, появляется кнопочка “решение”, которая и ведет к одному из методов. Жаль, что перед самостоятельным заданием не рассматриваются собственно методы решения, хотя бы на конкретных и доступных примерах. Выбранный авторами подход больше ориентирован на сильного абитуриента, который приучен работать самостоятельно. В широком формате, на класс или группу, работа с компьютерным диском возможна только под руководством опытного педагога. Учитель должен не только хорошо знать школьную математику, но и владеть содержанием и методикой специальных курсов. Каждый такой курс, как правило, включает базовый блок конкурсной математики и учитывает специфику того или иного вуза. Именно базовое ядро математики для абитуриентов и содержит один из “Репетиторов”.
На рассматриваемом диске особо выделяется банк задач, который представляет собой законченную и целостную систему упражнений. В нее входят задачи по всем темам как школьной, так и конкурсной математики. В ходе решения можно выбирать определенное количество упражнений, определяя тем самым темп прохождения программы. Возьмем, например, тему: “Квадратный трехчлен” и выберем первый уровень сложности (из имеющихся четырех). На экране монитора появляется задача с параметром, довольно простая, почти школьная. В пустое окошко, которое “напряженно ждет”, вводим ответ и, если он правильный, переключаемся на следующее задание. В случае ошибки или невозможности решения появляется ссылка “Помощь”. Нажав ее, оказываемся на новой страничке, где дается подробное решение задачи (в основном повышенного уровня сложности). После того как домашнее задание выполнено, компьютер выставляет оценку за проделанную работу. Он также фиксирует количество нерешенных заданий, “намечая” план дальнейшей работы.
По окончании каждой темы проводится контрольная работа, включающая 5-6 упражнений. Так же, как и в домашнем задании, к каждой задаче контрольной можно найти подробное решение, а результаты диагностического урока выражаются в количественных и качественных характеристиках. Компьютер ведет подробный хронометраж: время, затраченное на выполнение контрольной, количество верно решенных задач, уровень их сложности. Все эти показатели суммируются в итоговой оценке, которая зависит только от качества деятельности самого ученика. Так ученик ограждается от субъективности и предвзятости, которыми часто грешит живой преподаватель.
Помимо традиционного задачника и его неизбежных атрибутов – решений, подсказок, ответов и теоретических посылок, в электронном учебнике ведется дневник индивидуального прохождения программы. В нем отражаются особенности изучения курса и результаты тематического контроля.
Данное пособие можно использовать, не только работая наедине с компьютером (это идеальный вариант), но и в ходе реализации специальных курсов под руководством учителя. В свое время чуть ли не каждый педагог в школе считал своим долгом оставаться после уроков для того, чтобы работать со способными учениками на факультативе или кружке. На смену факультативам и кружкам пришли классы углубленного изучения с определенной программой. Ведь требования к экзаменам в вуз неуклонно растут. И программы даже профильных классов довольно редко поспевают за конкурсной математикой. Поэтому учителю важно иметь в своем методическом арсенале большой банк задач для формирования подобных курсов. Количество человек в факультативной группе может быть небольшим, и тогда на помощь придет компьютер, в котором запрограммированы уроки, контрольные, дидактические средства. Прекрасно, когда компьютерный диск “открывается” не только на одном компьютере, но и в классной компьютерной сети. Тогда учитель может объединиться с “домашним репетитором”, взять у него содержание и современные технологии. Ну а методика преподавания остается все той же: простота и доходчивость объяснения, терпение и разнообразие подходов, поиск нового и кропотливый анализ сделанного. То есть все то, чем владеет грамотный и умный учитель.
Алексей АЗЕВИЧ
Комментарии