Сегодня формируется Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ четвертого созыва. Этот, казалось бы, сугубо кадровый вопрос чрезвычайно важен для образовательной общественности, педагогов и управленцев. Ведь именно от нового состава комитета во многом зависит то, каким будет законодательство в области образования, будут ли приняты нужные ему инициативы. Чего ждут от комитета те, кому предстоит тесно с ним работать? Какие задачи стоят перед депутатами? Мы пригласили к разговору людей, мнение которых весомо и значимо для педагогической общественности.
Общий язык найдем со всеми
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:
– Если Комитет по образованию будет целиком состоять из представителей «Единой России», меня это не пугает. Я находил общий язык и с коммунистами, и с «яблочниками». Никаких проблем, думаю, не возникнет и с «Единой Россией». Более того, считаю, что работать с ее представителями будет еще проще.
Иллюзий не питаем
Владимир АВЕРКИН, председатель Комитета образования Новгородской области:
– Я хорошо знаю тех людей в России, которые имеют трезвый взгляд на образование, в Госдуме их почти нет. Новому председателю комитета потребуется немало времени, чтобы войти в курс дела, потом он начнет работать, пропуская все через призму собственных взглядов и руководствуясь указаниями партии. А там грянут и новые выборы. Поэтому никаких иллюзий по поводу того, что новый комитет решит наши проблемы, у нас, региональных руководителей, нет.
Будем думать вместе с Думой
Виктор САДОВНИЧИЙ, президент Российского Союза ректоров, член партии «Единая Россия»:
– Я надеюсь, что в профильный комитет Думы войдут представители образовательного сообщества, которые отдают себе отчет в том, какие законы нужны этому сообществу для нормальной и плодотворной работы. Я думаю, что «Единая Россия» понимает свою ответственность за судьбу российского образования. Я знаю, как голосовали депутаты «ЕР» в прошлом составе нижней палаты парламента, но надеюсь, что «партия власти» сможет исправить многие ошибки прежней Думы. Убежден, что члены нового Комитета по образованию будут с нами советоваться, а мы, в свою очередь, готовы думать вместе с ними и давать необходимые советы. Решать за комитет мы, конечно, ничего не будем, а вот повлиять на те решения, которые он будет принимать, попробуем.
Мы были выше партийных пристрастий
Владимир ШОРИН, председатель Комитета по науке и образованию бывшего Верховного Совета РФ, профессор:
– Сегодня, когда прошли годы после работы нашего комитета, многие плюсы стали видны отчетливее. Могу сказать, что наша позиция помогла в свое время успешно противостоять приватизации учебных заведений. В комитет входили представители самых различных партий, но мы принципиально договорились о том, что наши политические пристрастия остаются за порогом комитета. У комитета была одна политика – политика науки и образования, мы работали на их благо. Поэтому я желаю «Единой России» и членам профильного комитета Госдумы 4-го созыва перенять наш опыт. Это поможет им решить многие проблемы так, как того требует совесть.
Через призму сельской школы
Александра КОПЫЛОВА, начальник Управления общего и профессионального
образования Орловской области:
– Хочу пожелать новому комитету, чтобы ему удалось сделать то, с чем не справились его предшественники. Предыдущие комитеты обращали внимание главным образом на большие города, а проблемы российской глубинки глубоко не исследовали. Но самая большая неразбериха творится именно в сельской школе. При этом многие депутаты даже не понимают, что она собой представляет. В большом городе есть университеты, другие вузы, различные подготовительные курсы, образовательные центры, а в селе ученики остаются один на один с учителем. Сельскому педагогу недоступны критерии оценки знаний по тому же ЕГЭ, некому обучить его работе с тестами…
Словом, если комитет обратит внимание на сельскую школу и каждый закон будет рассматривать с ее позиций, тогда успех в работе депутатам гарантирован.
Иногда и рейтинги мало на что влияют
Олег СМОЛИН, депутат Госдумы четвертого созыва от Омской области:
– Я входил в Комитет по образованию и науке Госдумы 3-го созыва и могу сказать, что это был очень работоспособный коллектив. Мы вносили множество предложений по улучшению положения работников отрасли, но думское большинство, состоявшее в основном из депутатов «Единой России» и ее союзников, значительную часть этих предложений отвергало. В результате прошлая Дума осталась в большом долгу перед интеллигенцией. Мы, скажем, пытались поднять зарплату учителям, но нас не поддержали. Не приняли и наше предложение об индексации зарплаты работникам образования, здравоохранения и культуры в 2004 году.
В целом, что касается партий, представленных в Думе прошлого созыва, то мы составили рейтинг поддержки образования по итогам голосований в период с 2000-го по 2002 год. На первом месте оказалась КПРФ (83,7%), на втором – аграрники (81,4%), на третьем – «яблочники» (51,5%), а на последнем – «Единая Россия» (7,3%). Сегодня комитет возглавил выдвиженец этой партии, но это не значит, что я не стану в нем работать. Стану и приложу максимум усилий, чтобы Госдума приняла закон о статусе педагогических работников, буду противостоять тем законопроектам, которые могут ухудшить их положение. Надеюсь, что в результате профильный комитет станет сообществом единомышленников, которые сделают все, что от них зависит, для поддержки российской системы образования.
Наследство для депутатов
Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы третьего созыва:
– Мы проделали большую работу, но, конечно, осталось много нерешенных проблем. Не принят закон о государственных образовательных стандартах. Причем, стоит вопрос, будут ли включены в понятие «стандарт» и материальные условия, будет ли обеспечен законодательный механизм для нормативного финансирования школы. Внесен, но не принят закон об управляющих школьными советами, который сегодня мне представляется особо актуальным. Ждет рассмотрения закон «Об университетах», который может дать толчок развитию российской высшей школы. Предстоит решить вопрос об изменении оплаты труда в бюджетной сфере, и прежде всего в системе образования. У тех, кто работал в Комитете по образованию в прошлой Думе, были представления о том, как решать все эти проблемы. Что касается нового состава комитета, то сегодня еще рано делать выводы. Если в нем останутся те, кто работал со мной, можно надеяться, что многое будет сделано. Хотя в нынешнем парламенте ситуация будет совсем иной, потому что «Единая Россия» имеет конституционное большинство и все решения фактически будут приниматься за стенами Государственной Думы – в Администрации Президента, в правительстве. Публичный процесс обсуждения законов, к сожалению, будет ограничен или вовсе сведен на нет.
Поэтому весьма актуальным станет вопрос об организации дискуссий в прессе и создании общественных центров для обсуждения образовательной политики.
Комментарии