Цели игры: закрепление знаний учащихся об известных русских князьях; воспитание уважения к значимым историческим личностям.
Оборудование: портреты русских князей, опорные слова; карточки с датами; карточки с порядковыми номерами; звездочки; призы (книги).
Ход игры:
Участвуют шесть ребят.
I. Первый тур: «Какой царь (князь)?»
Задание: перед вами фотографии русских князей и царей. Надо поднять номер того исторического лица, о ком идет речь. За каждый правильный ответ – 1 звезда.
Этот царь учредил опричнину и прославился своими жестокими расправами с боярами. (Иван IV, № 3).
Русское войско во главе с этим князем победило крестоносцев на Чудском озере. (А.Невский, № 4).
Именно под его командованием русская армия впервые победила татаро-монгол в Куликовской битве. (Дмитрий Донской, № 5).
Какому князю, по легенде, византийский император вручил шапку, ставшую символом царской власти на Руси? До XVIII века ее при коронации надевали на голову новому царю. (Владимир Мономах, № 1).
С этим великим князем Русь отстояла свою независимость на р. Угре. (Иван III, № 6).
Этот царь добился для России выхода в Балтийское море. (Петр I, № 2).
II. Второй тур: «Назови дату»
Задание: перед вами карточки с датами под порядковыми номерами. Вам надо поднять соответствующий номер, когда учитель называет историческое событие.
В этом году произошла Куликовская битва. (1380 г., № 3).
Когда произошла битва на реке Нева? (1240 г., № 4).
В каком году князь Владимир крестил Русь? (988 г., №1).
Когда было «Стояние на реке Угре»? (1480 г., № 5).
В каком году хан Батый впервые разорил Русь? (1237 г., № 2).
III. Третий тур: «Угадай слово»
Задание: надо поднять номер того понятия, о котором идет речь.
Этим словом называется разрешение, которое получали русские князья у ханов Золотой Орды на право княжить на Руси. (Ярлык, № 3).
Это понятие означает в переводе со старославянского «кроме, особо», и это название государственной политики, которую проводил Иван Грозный. (Опричнина, № 1).
Это слово означает оружие, которое появилось на Руси в XVI веке. (Пищали, № 21).
В переводе с украинского это слово означает собрание. Именно там было решено воссоединить Украину с Россией. (Рада, № 4).
Это слово означает трудовую повинность, которую должны были выполнять крепостные крестьяне. (Барщина, № 5).
IV. Четвертый тур
Задание: Составить слова из букв:
о р д с а в и л т е
V. Пятый тур: «Кто она?»
Задание: назвать по вашему выбору номер карточки. На обратной стороне – имя русской женщины, оставившей свой след в истории. Расскажите о ней.
1. Ольга; 2. Софья; 3. Анна.
VI. Шестой тур.
Задание: прочитать любимое стихотворение. Звезда дается тому, кому громче будут аплодировать. Это определяет зритель за дверью.
VII. Седьмой тур: «Кто быстрее»
1. Человек, незаконно претендующий на престол. (Самозванец).
2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф. Романов? (Филарет).
3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного. (Марфа).
4. Глава Православной церкви. (Патриарх).
5. Царь, давший обещание не допускать расправ. (Шуйский).
6. Фамилия первого самозванца. (Отрепьев).
7. Царь, при котором появился первый самозванец. (Годунов).
8. Город, где был пленен Болотников. (Тула).
9. Имя жены Лжедмитрия. (Марина).
VIII. Восьмой тур
Задание: за одну минуту составить как можно больше слов из слова «государство».
Итоги. Начиная с четвертого тура, по одному уходят участники, набравшие меньше звездочек. К седьмому туру остаются два ученика. После восьмого тура определяется победитель, он и получает приз.
Мадина ШАКОВА, учитель истории СШ №4, г. Чегем, Кабардино-Балкарская республика, участница конкурса «Учитель года России-2002»
Комментарии