search
main
0

Какой должна быть школьная оценка?

​В современной традиционной пятибалльной системе оценивания существуют проблемы, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый педагог: несовершенство шкалы оценивания (в реальности мы пользуемся четырех-, а в некоторых случаях и трехбалльной шкалой), субъективность в случаях, когда нет четких критериев оценивания работы.

Особенно трудно учителю зафиксировать и положительно оценить реальное достижение каждого учащегося; педагогу приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.Участие в эксперименте по апробации технологии развивающего оценивания позволило мне и моим коллегам взглянуть на эту проблему несколько с иной стороны и попробовать разрешить часть из них.В рамках теории развивающего обучения ОЦЕНКА понимается как СУММА ДВУХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ оценочной деятельности учителя.Этап первый – диагностика, процесс сравнения результатов деятельности с некими эталонами деятельности по определенным критериям.Этап второй – обратная связь – под которым понимается процесс сообщения результатов диагностики субъекту деятельности.При этом обратная связь может быть представлена в самом разнообразном виде:- в виде аналитических сообщений (выделение успешных элементов работы, выделение проблемного поля, сильных сторон работы);- в виде эмоциональной поддержки (вербальной и невербальной);- в виде дополнительных задач, аналогичных нерешенным или обозначающих перспективы развития.Важно понимать, что обратная связь – это не просто доведение в той или иной форме до ученика результатов диагностики, это ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ, корректирующее как оцениваемый процесс деятельности, так и личность ученика (самооценку и пр.).Основные принципы ТРО – это:    Разделение мотивирующего и контролирующего оценивания. Необходимо разделить функцию контроля компетенций ученика и функцию мотивирования ученика на получение компетенций. Первая функция передается внешним структурам контроля, вторая (с соответствующим набором дополнительно разработанных инструментов) – остается у учителя.    Мультифакторность оценивания. В рамках ТРО оценка не сводится к отметке в рамках пятибалльной шкалы. Оценка становится многофакторной и отражает различные аспекты его развития, например, в целом оценивают не только уровень развития ЗУНов, но и уровень креативности и субъектности ученика.    Связь оценивания с направлениями обучения. В рамках теории развивающего оценивания ученик может получать оценки, различные по своему «весу», в зависимости от выбранного учеником направления/уровня обучения по соответствующему предмету.Контролирующее оценивание имеет как цель объективную диагностику уровня развития предметных и метапредметных компетенций учащихся. Оно внешнее по отношению к учителю; проводится по стандартизированной процедуре с применением стандартизированного инструментария, в котором заложен эталон сравнения.Функцию контролирующего оценивания компетенций в рамках новой системы оценивания берут на себя внешние по отношению к системе «учитель – ученик» институты (от школьного методического объединения учителей до независимых организаций, специализирующихся на проведении процедур оценки).Принципы контролирующего оценивания    Внешние субъекты оценивания.    Тематический принцип контроля.Ученик получает контрольную оценку по конкретной учебной теме. Для этого необходимо сформировать систему тематических блоков в рамках каждого учебного предмета.    Принципиальная пересдаваемость любых оценок по темам.    Интерактивность взаимодействия с субъектами оценивания.Для того чтобы измерительные материалы были максимально близки к программе, реализуемой конкретным учителем, необходимо организовать теснейшее информационное взаимодействие учителя с контролирующими структурами    Максимальная «скорость отклика» в системе.Естественно, все оценки, получаемые учениками в рамках контролирующего оценивания, должны становиться известны максимально быстро – иначе эта информация будет неактуальной. В оптимальном режиме должен соблюдаться «принцип трех дней».Мотивирующее оценивание направлено на развитие предметных, метапредметных и личностных компетенций ученика и его мотивации к образовательной деятельности. Мотивирующее оценивание осуществляет учитель, в качестве эталона сравнения могут выступать собственные успехи ученика и индивидуальные цели.Принципы мотивирующего оцениванияМотивирующее оценивание основывается на пяти принципах, сформулированных на основе теоретических и экспериментальных психологических исследований и анализа деятельности наиболее успешных и эффективных учителей.    Акцентирование успехов, а не неудач учащихся. Наблюдения за деятельностью наиболее эффективных учителей показывают, что определенная последовательность небольших положительных подкреплений оказывается значительно эффективнее, чем чередование положительных и отрицательных подкреплений.    Неиспользование категории ошибок. Логика ТРО подразумевает, что само использование слова «ошибка» фиксирует негативную самооценку ученика. Поэтому вместо поиска ошибок используется категория «выделения проблемного поля». Другими словам, используется принцип «ошибка = задача» для дальнейшего анализа и выполнения.    Субъективный характер обратной связи. Выбор в качестве эталона собственных успехов ученика повышает эффективность подкрепления.    Неразделенность во времени деятельности и оценки. Чем меньше времени проходит между действием и подкреплением, тем больший эффект достигается в результате этого подкрепления.    Уверенность в поддержке. В случае неудачи учащийся должен быть уверен, что ему будет оказана помощь. Учитель обязательно должен показать ученику, что он знает о том, что ученик не справился с той или иной задачей, и учитель сможет помочь ученику разобраться в непонятом материале.Сущность мотивирующего оцениванияИдея мотивирующего оценивания достаточно проста. Фактически цикл вращается вокруг двух элементов: выполнение задачи и положительная обратная связь.Особенность ТРО – ФАКТОРНЫЙ ПРИНЦИП ОЦЕНИВАНИЯСегодня ситуация складывается так, что единственная интегральная оценка за проделанную работу создает иллюзию оценивания по единственному критерию. Однако в практике это давно уже не так. Оценивая сочинение, учитель русского языка ставит две оценки – за грамотность и за содержание. Естественно, по большинству предметов учитель, выставляя отметку, оценивает работу по некоторому набору критериев (факторов). Однако обычно эти критерии скрыты, что иногда позволяет свести оценку к одному фактору (например, к пресловутым ЗУНам).Оценивание в рамках ТРО строится принципиально иначе. Оценки по каждому критерию выставляются отдельно. Это позволяет:    Отрабатывать каждый критерий целенаправленно и самостоятельно.    Анализировать динамику оценки критерия во времени.Учителю необходимо иметь определенный набор критериев, по которому и будет оцениваться каждая работа. Для наглядности могут быть использованы графические схемы (например, векторные диаграммы), на которых фиксируются успехи ученика по конкретным критериям развития.Безусловно, мы в нашей школе только учимся использовать элементы технологии развивающего оценивания, но уже можем говорить о некоторых результатах. ТРО применяют в 8-м классе (подгруппа английского языка).Шкалирование активности на уроке, которое начало применятся с самых первых уроков, позволило учащимся более уверенно себя чувствовать на уроке, чаще отвечать, проявлять инициативу. Возникла проблема «правильности» ответов, когда ребенок дает неверные ответы; здесь помогла двухвекторная шкала, предполагающая при наличии активности на уроке еще и качество (правильный ответ).Организация работы над ошибками благодаря новому принципу оценивания дала безграничные возможности к творчеству и качественной организации этого этапа урока: самопроверка, проверка в парах с обсуждением проблемного поля, поиск ответа в учебнике, в Интернете. Как следствие от шаблонных «пропиши неправильное слово три раза» мы в процессе перехода к нахождению и анализу допущенной ошибки и причины ее возникновения.Безусловно, возникают сложности, которые обусловлены спецификой предмета и многозадачностью урока. Самая большая сложность – в разработке шкал оценивания. Возникла идея начать с конкретного небольшого задания на уроке и давать детям 1-2 четких критерия перед определенным заданием, например: контрольное чтение – правильность произнесения слов, интонация. Дети четко понимают (как и учитель) параметры оценивания и достаточно быстро овладевают практикой работы со шкалой.Работая с ТРО, могу отметить изменения. Дети, систематически не выполняющие домашнее задание, начали постепенно приходить в класс с все большим процентом объема выполненной домашней работы, активно работать на уроке (не давит неудовлетворительная отметка и акцент на неправильность). Для многих положительное подкрепление явилось большой поддержкой в освоении достаточно сложного предмета. Общий фон урока, направленный на «замечание» только правильных ответов, достижений учащихся и личностный рост, стал более доверительным, созидательным.Ирина АСТРАХАНЦЕВА, учитель английского языка школы №1286

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте