На парламентских слушаниях выступали депутаты Государственной Думы и региональных парламентов, представители Минобрнауки России и руководители органов управления образованием субъектов РФ, сотрудники институтов повышения квалификации учителей и директора школ. Все они высказали свое мнение о проекте «Наша новая школа» и о том, что необходимо сделать для реализации президентской инициативы.
Светлана ЖУРОВА, заместитель председателя Государственной Думы РФ:
– Появление документа «Наша новая школа» вызвало большой интерес в связи с тем, что он отражает реальные запросы современного общества по возрождению российской образовательной системы, а также указывает направление предстоящих изменений и меры государственной поддержки общеобразовательной школы. Этот проект станет реальностью при условии консолидации всех заинтересованных сил, а также при наличии серьезных материальных и финансовых вложений. Именно поэтому одной из составляющих национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», инициированной Дмитрием Анатольевичем Медведевым в своем послании Федеральному Собранию, стал новый облик школы, как по форме, так и по содержанию.
Обозначенные в проекте представления о школе будущего – это не только пожелание, но и насущная необходимость, связанная в том числе и с проблемами в отечественной экономике. Для достижения успеха нам необходимо перестроить всю систему образования на современные технологии освоения таких знаний, которые отвечали бы общемировым требованиям к качеству национального человеческого потенциала. К сожалению, сегодня профессия учителя в нашем обществе остается малопрестижной как в моральном, так и в материальном плане. А ведь один из главных моментов, которые определяют качество будущего учительского потенциала, – отношение общества к труду учителя. Поэтому очень справедливо включение в программу системы действий по развитию учительского потенциала, где определены важные направления: стимулирование труда педагогов, методы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, новые подходы к аттестации, а также пенсионное обеспечение учителей.
Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Государственной Думы по образованию:
– Безусловно, ключевой фигурой в новой школе должен стать учитель, владеющий современными методами педагогической практики, обогащенный современными знаниями. Развитие учительского потенциала как одно из пяти направлений обсуждаемого проекта состоит из решения таких задач, как:
– разработка обновленной системы подготовки педагогов в учреждениях профессионального педагогического образования и непрерывное повышение квалификации учителей по современным технологиям обучения, ориентированным на новые образовательные стандарты;
– повышение социальной значимости педагогического труда и статуса учителя, обеспечение его достойной заработной платой, надлежащими бытовыми условиями и достойной пенсией.
Важным фактором стимулирования деятельности учителя должно стать внедрение новых систем оплаты труда, позволяющих устанавливать размер зарплаты в зависимости от качества и результатов педагогического труда. Хочу напомнить, что следующий год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом учителя. При разработке Федеральной целевой программы развития образования на следующий период в ней следует предусмотреть специальную подпрограмму «Педагогические кадры». Мы в последние годы много об этом говорим, но пока решение этого вопроса с места не сдвинулось. Особое внимание следует обратить на этот раздел в проекте интегрированного федерального закона об образовании в Российской Федерации, который должен поступить из правительства в Государственную Думу уже в 2010 году.
Юрий СЕНТЮРИН, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Документ был обсужден с представителями профсоюзов, с Всероссийским педагогическим собранием, Гимназическим союзом России, Фондом поддержки образования и многими другими общественными организациями. Хочу сказать, что мы пока не слышали скептических или оппонирующих замечаний. Некоторые коллеги высказывали сомнения по поводу того, будут ли благие намерения, заложенные в текст этой инициативы, в полном объеме реализованы на практике. Я согласен, что предстоит длительная напряженная работа для того, чтобы воплотить все задуманное в реальную жизнь.
Вопросы, связанные с реализацией национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», предложены министерством для обсуждения в рамках августовских педагогических конференций. Я думаю, что на этих конференциях будет возможность подумать над тем, какие практические действия на региональном уровне могут быть предприняты для полномасштабной реализации названной инициативы.
Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России:
– Наиболее масштабное направление проекта «Наша новая школа» – развитие учительского потенциала. Как было отмечено в послании президента, в развитии образования ключевая роль принадлежит учителю. То есть, какие бы действия мы ни производили – меняли образовательную среду или какие-нибудь финансово-экономические механизмы, все-таки наиболее действенный метод – развитие учительского потенциала. Важно, чтобы повышение квалификации педагогов проходило на базе наиболее успешных школ, которые могут организовать правильные стажировки. Одно из предложений – создать сеть педагогических мастерских на базе образовательных учреждений, где можно было бы совершенно легитимно проводить повышение квалификации. Базой для обновления педагогических кадров должны стать новые квалификационные характеристики работы педагогов. Они также подготовлены, там есть новые позиции, например, все учителя должны владеть современными информационными технологиями, быть адекватны требованиям времени, уметь слушать и понимать детей в новых современных условиях.
Андрей БАЗИЛЕВСКИЙ, министр образования Хабаровского края:
– Мы очень рады возможности открыто обсудить с коллегами со всей страны инициативу «Наша новая школа». В прошлом году у нас в крае была разработана концепция кадровой политики в области образования, где мы попробовали предусмотреть как моральные, так и материальные стимулы качественного учительского труда, внедрение новых технологий подготовки и повышения квалификации учителей, предложить новые модели аттестации педагогических кадров.
Сформировать инновационное мышление и ориентацию на результат у работника бюджетной сферы – задача непростая. Тем не менее реализация национальных проектов, новая система оплаты труда, введение подушевого финансирования уже поколебали инерционное поведение определенной части педагогов и особенно руководителей образовательных учреждений. Развитию педагогических инноваций способствуют и наши традиционные российские и краевые конкурсы: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям». Новой формой эффективного обмена опытом стал слет участников профессиональных конкурсов. В наших слетах принимали участие лучшие педагоги России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Владимира, Иркутска. Главная идея слета – вовлечение педагогов в решение насущных проблем образования и в развитие инновационных процессов.
Очень серьезное значение имеет, конечно, материальная поддержка учителей. В Хабаровском крае выплачиваются все существующие надбавки: за классное руководство, за стаж работы в учреждениях образования, за работу в сельской местности, оказывается ежегодная материальная помощь. При переходе на новые условия оплаты труда все эти выплаты были сохранены. Предусмотрены специальные надбавки молодым учителям, приблизительно 35-40 процентов от ставки. Педагоги получают стимулирующие выплаты за качество и результативность труда.
В Хабаровском крае действует программа целевой подготовки и закрепления специалистов в сельских и отдаленных районах края. Она предусматривает и социальную поддержку студентов, и оплату проезда целевиков к месту педагогической практики, и улучшение жилищных условий молодых специалистов. В 2008 году состоялся первый выпуск учителей-целевиков. На реализацию программы из краевого бюджета потрачено более 60 миллионов рублей. За годы ее действия в Хабаровский край прибудут 1450 молодых специалистов. Самое главное, что для улучшения их жилищных условий выделено свыше 20 миллионов рублей. Это позволило снять остроту кадровой проблемы, особенно в сельских и отдаленных районах.
В прошлом году правительство края приняло новое постановление «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы», согласно которому за счет краевого бюджета будет осуществляться профессиональная подготовка и переподготовка кадров на определенных условиях. Ребята, которые по окончании учебного педагогического заведения поедут в отдаленные сельские районы Хабаровского края и отработают не менее трех лет в образовательных учреждениях, будут получать так называемый накопительный капитал – более 50 базовых окладов, которые они смогут использовать для своих нужд.
Все больше мы склоняемся к мысли о том, что центральное место в модели повышения квалификации кадров должно занимать корпоративное обучение. Педагоги обучаются с учетом курсового задания и поручения образовательного учреждения. А их аттестация проводится с учетом оценки работодателей на рабочем месте.
Таким образом, предпринята попытка сделать так, чтобы образовательное учреждение становилось не только заказчиком, но и внешним аудитором системы повышения квалификации. С 2002 года у нас внедряется каскадная модель повышения квалификации – институт тьюторства. Только в прошлом году на федеральном уровне подготовлен 51 тьютор, на краевом – полторы тысячи, и эти люди уже обучили более 5,5 тысячи педагогов. В системе переподготовки и повышения квалификации кадров распространяются эффективные способы работы лучших учителей и школ. В прошлом году к проведению занятий были привлечены 244 педагога-мастера. В настоящее время в крае решается задача нормативного определения статуса этих педагогов и учреждений как опорных методических площадок.
У нас развивается дистанционная форма переподготовки и повышения квалификации, что связано с большой протяженностью Хабаровского края. Это педагогические карты с использованием возможностей социальных сетей и сервисов, практика сетевого взаимодействия учителей, сайт Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, на котором разворачивают свою деятельность клубы обмена опытом, сообщества педагогов и учащихся, проводятся конкурсы педагогических инициатив, разрабатываются проекты. Одним словом, Интернет становится привлекательным пространством для профессионального общения, предоставляет педагогам возможности самореализации, освоения новых профессиональных ролей.
С прошлого года реализуется проект по подготовке эффективных менеджеров для системы образования, в рамках которого курсовую подготовку прошли 639 руководящих работников. На эти цели из краевого бюджета потрачено более двух миллионов рублей. В 2009 году мы включились в федеральный проект «Современный образовательный менеджмент», дополнив его за счет краевого бюджета двумя обязательными модулями: эффективный менеджмент и корпоративное обучение.
По итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года президент дал поручение – разработать предложения по модернизации системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогических кадров, в том числе рассмотреть вопрос о введении годовой интернатуры для выпускников педвузов. Мы считаем это поручение довольно своевременным и актуальным. У нас в крае на конкурсной основе начата переподготовка кадров, не имеющих соответствующего диплома об образовании. В 2009-2010 годах предстоит подготовить более 130 учителей для общеобразовательных учреждений по шести предметам.
Министерство образования края поддерживает введение обязательной годовой интернатуры для выпускников педагогических специальностей гуманитарных вузов, включающей прохождение практики в школе. Мы также согласны с тем, что стимулом качественного педагогического труда должны стать повышение квалификации и новая система аттестации кадров, которые в Хабаровском крае действуют с начала 2007-2008 учебного года. В настоящее время установлена обязательность повышения квалификации для педагогических и руководящих работников – раз в пять лет в объеме 216 часов. И это происходит за счет средств краевого бюджета. Вводится кредитно-модульная система повышения квалификации педагогических и руководящих работников, которая в дальнейшем позволит связать процедуры аттестации с повышением квалификации кадров. Эти и другие направления работы по совершенствованию потенциала учительства и легли в основу проекта краевой программы реализации кадровой политики в области образования на 2010-2012 годы. На наш взгляд, законодательное обеспечение инициативы «Наша новая школа» на федеральном уровне позволит к 2015 году выполнить заложенные в ней ключевые параметры по сохранению в школах лучших педагогов, а также пополнению школ новым поколением учителей.
Раис ЗАГИДУЛЛИН, проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования:
– В конце апреля 2009 года в Ульяновске состоялся Всероссийский фестиваль учительских клубов, участники которого поддержали инновационную деятельность Ульяновского областного клуба «Учитель года», выступившего инициатором фестиваля. В резолюции фестиваля подчеркнуто, что учительские клубы могут стать новым элементом в системе продвижения передового педагогического опыта. Создание возможности обмена мнениями, моделями и технологиями продвижения инноваций учителей-лидеров позволяет рассматривать учительские профессиональные сообщества как ресурсы инновационного образования.
Александр СОБОЛЕВ, министр общего и профессионального образования Свердловской области:
– Я хочу заострить внимание законодателей на проблемах развития и совершенствования непрерывной системы профессионального образования педагогов. Считаю, что качество школьного образования определяется в первую очередь личностью учителя, поэтому современная система профессионального образования педагогов должна носить опережающий характер – опережать сегодняшнее состояние школьного образования.
Инфраструктурные решения построения региональной системы непрерывного профессионального образования педагогов могут быть реализованы на базе объединения возможностей педагогических колледжей и педагогических вузов. Но мы понимаем, что в этой области существуют нормативные и законодательные ограничения, а это требует новых инициатив.
У нас в области 12 педколледжей, два педуниверситета, одна социальная педагогическая академия, успешно работает Уральское отделение Российской академии образования. Расположение педколледжа и педагогических вузов позволяет концентрировать ресурсы не только в большом мегаполисе Екатеринбурге, но и в крупных, средних и малых городах. Это особенно значимо для закрепления молодых учителей в разных типах поселений. Совместно с вузами колледжи ведут целевую подготовку специалистов для системы образования Свердловской области. Однако доля выпускников, которые после дневного обучения возвращаются в школы своего муниципального образования, крайне мала, как и в целом по России, – 5-10 процентов.
Причиной оттока квалифицированной молодежи из городов и множества сельских поселений служит не только привлекательность жизни в мегаполисе, но и невозможность получить высшее образование в крупных и средних городах. Основная часть молодых учителей приходит в школу, особенно в сельскую школу, именно после окончания колледжей. Около 60 процентов из них в дальнейшем продолжают образование, как правило, по вечерней и заочной форме обучения.
Однако мы знаем, что права реализовывать программу уровня бакалавриата учреждения среднего профессионального образования субъектов РФ не имеют. Таким образом, мы не можем законодательно выстроить целостную интегрированную стратегию содержательного и технологического, методического обновления педагогического персонала. Мы считаем, что накопленный потенциал педколледжей может стать основанием для введения в них образовательных программ прикладного бакалавриата, о котором много говорят. Уже сегодня образование в колледжах осуществляется в системе социально значимых инновационных проектов. Каждый наш колледж имеет специализированное структурное подразделение для детей. Например, детский дом для музыкально одаренных детей, гимназии-интернаты для девочек, которые оказались в трудной жизненной ситуации, центры психологического, медико-социального сопровождения, лицеи, специальные коррекционные школы. Особенную ценность имеет то, что выпускники колледжей, проживая вместе с этими детьми в годы учебы, мотивированно работают с ребятами, имеющими трудности в обучении. Эти выпускники великолепно подготовлены для работы в малочисленной школе, в классе-комплекте, для индивидуального обучения на дому. По мнению директоров школ, выпускники колледжей также имеют навыки работы с самыми разными аудиториями и родителями.
Мне кажется, что развитие системы непрерывного образования ставит в центр сегодняшних проблем создание региональных центров с сертификацией профессиональных квалификаций, в том числе и в области педагогики. Практической основой для таких центров может стать, к примеру, наш опыт общественно-профессиональной сертификации выпускников педколледжей по итогам работы в летних оздоровительных лагерях.
Таким образом, мы считаем, что в Российской Федерации могут быть запущены пилотные проекты по созданию региональных моделей непрерывного педагогического образования. Составной частью этих моделей могли бы быть определенные формы территориального заказа в области подготовки педагогических кадров. Надо давать законодательное разрешение на введение программы практико-ориентированного бакалавриата в области педагогики на базе учреждений среднего профессионального образования, законодательное право учреждать центры компетенции или центры профессиональной сертификации в области педагогики на уровне специальных структур при министерствах образования либо правительстве субъектов, регионов.
Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Главного управления образования Псковской области:
– «Наша новая школа» – это, безусловно, новый учитель в профессиональном смысле этого слова, это современная педагогическая подготовка, это вариативная система повышения квалификации и переподготовки, это достойная заработная плата, это соответствующий времени социальный пакет учителя, это современный учебно-методический комплекс, современная образовательная среда и, конечно же, не ветхая школа.
В каждом из направлений мы увидим реальные изменения, касающиеся нашего учителя. Новые системы оплаты труда, которые на законодательном уровне определены в регионах – участниках КПМО, свидетельствуют, что комплексный проект модернизации позволил в течение двух лет повысить среднюю зарплату в два раза и более. Кроме того, найдены саморегулирующие механизмы, зависимость оплаты труда учителей от качества и результативности их работы. Думаю, сегодня подобные инициативы должны быть закреплены в законодательной базе Российской Федерации, развиты и дополнены на региональном уровне в законах каждого субъекта РФ. Мы уже встали на рельсы нормативно-подушевого финансирования системы образования. Эта практика тоже требует своего дальнейшего развития. Но надо принять меры, чтобы зарплата у педагогов разных регионов, имеющих различную финансовую обеспеченность, была защищена. У нас в Псковской области зарплата сегодня в среднем 10 тысяч, а в других регионах она достигает и 20, и 25, и 40 тысяч рублей. И это у педагогов вызывает очень серьезные вопросы. Дотационные регионы, не имеющие серьезной экономической базы, не могут себе позволить в этом отношении развиваться более энергично, и равноправия здесь мы никогда не достигнем.
На своем уровне эту проблему нам, к сожалению, решить не удастся. Поэтому сегодня важно принять меры по комплексному обеспечению мероприятий, связанных с реализацией каждого направления проекта, путем согласованных действий всех уровней – федерального, регионального, муниципального.
Научные, нормативные, организационно-методические разработки сопровождения всех мероприятий, связанных со стимулированием труда учителя и появлением программ, направленных на повышение его статуса, были бы реальным шагом в ближайшее время. И, как минимум, 2010 год должен подарить нам такой пакет, который позволит учителю реально почувствовать внимание к себе и заботу, а главное – ответственность за получение результатов, обозначенных в президентской инициативе.
Дмитрий ВОРОНКОВ, заместитель директора Центра повышения квалификации «Ресурсный центр» Новокуйбышевска Самарской области:
– Ключевой фигурой в системе образования, несомненно, остается педагог. Не случайно президент предложил 2010 год в России объявить Годом учителя. В современных условиях очень важным становится вопрос профессионального роста учителей. Именно на это направлена система повышения квалификации педагогов, которая сегодня должна быстро реагировать на изменяющиеся условия. Полагаю, что опыт Самарской области может быть интересен для других регионов России. Так, в 2001-2003 годах у нас были созданы ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования, обслуживающие потребности нескольких муниципалитетов. Они позволили обеспечить доступность качественных услуг в системе повышения квалификации, ранее сосредоточенных в областном центре, а также восполнить недостаток ресурсов, которые испытывали муниципалитеты по отдельности для организации качественного методического сопровождения образовательного процесса.
Семилетний опыт работы ресурсного центра, который я представляю, позволил достичь определенных результатов в Поволжском образовательном округе, объединяющем системы образования Новокуйбышевска и Волжского района. Сегодня 100 процентов учителей владеют навыками компьютерной грамотности, а 63 процента активно применяют ИКТ на практике, 100 процентов педагогов используют собственные мультимедийные презентации при выступлении на территориальных научно-практических конференциях, окружных методических семинарах.
Интересно отметить рост профессиональной активности молодых педагогов. Например, в нашем округе сегодня более 60 процентов участников профессиональных конкурсов – это педагоги в возрасте до 35 лет. Одним из направлений, к реализации которого наш ресурсный центр подошел вплотную, стало дистанционное обучение. Сегодня мы технически и методически готовы к его осуществлению. Но отсутствие необходимой законодательной базы не позволяет нам в полной мере использовать имеющиеся возможности. Пока не ясны ни статус, ни квалификационные требования к учреждениям и преподавателям, занимающимся дистанционным обучением.
В президентской инициативе говорится о необходимости внедрения новых технологий подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических кадров. В Самарской области уже давно существуют именные образовательные чеки, финансово обеспечивающиеся из областного бюджета, которые раз в пять лет получает каждый педагог. Для этого ресурсные центры ведут соответствующий реестр и организуют доставку чеков в школы. Такая модернизация системы повышения квалификации позволила сформировать конкурентную среду для учреждений дополнительного профессионального образования, предоставить педагогам широкий выбор содержания, форм и мест обучения, обеспечить обучение всех учителей по единым перспективным направлениям.
Ольга САВАСТЬЯНОВА, председатель Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Коми:
– Считаю, мы должны пересмотреть систему полномочий между федеральным центром и регионами, поскольку существующая система софинансирования позволяет решать лишь точечные проблемы. Кроме того, наше участие в программах, предусматривающих софинансирование, зависит не от сложности проблем, которые есть, не от отношения к ним, а исключительно от наших финансовых возможностей. Нам нужен единый гарантированный финансовый механизм для всех субъектов Российской Федерации, мы бы уже на уровне своих регионов смогли эти вопросы рассматривать в развитии.
Очень много сегодня говорится о статусе учителя. Я думаю, что многие проблемы мы бы решили, если бы законодательно смогли этот статус изменить и приравнять учителя к государственным служащим. Мы сегодня говорим о новой системе оплаты труда. Но вся система стимулирования и объем фонда оплаты труда не соответствует тем сложным задачам, которые решают наши учителя. Если мы выдвигаем перед ними такие серьезные требования, то соответственно заработная плата должна быть адекватной.
Константин ВАЛИКОВ, директор Сростинской школы Алтайского края:
– Введение новой системы оплаты труда позволило стимулировать результативно работающих учителей, а также сделать школы привлекательными для молодого поколения, чья зарплата сегодня не зависит от стажа работы. Существующая в крае широкая сеть премий и грантов позволяет каждому творческому учителю раскрыть свой потенциал. Например, в этом году губернаторскую премию имени Титова – 130 тысяч рублей – получила и учитель нашей школы. В то же время нам известно, что в Госдуму поступили предложения от некоторых регионов об отмене льгот сельским педагогам по оплате коммунальных услуг. Не ошибусь, если от имени всего сельского учительства скажу, что такие льготы необходимы, их отмена усугубит кадровые проблемы школы.
Александр РАКИН, директор гимназии №3 города Ивантеевки Московской области:
– Мы очень надеемся, что представления о школе будущего не останутся пожеланиями, а получат своевременное и качественное подкрепление в соответствующих изменениях в законодательстве, в финансовых и управленческих инструментах. Реализация «Нашей новой школы» не может стать исключительно делом образовательного ведомства, управленческих и педагогических кадров. Необходимо привлечение большинства социальных партнеров, с которыми сотрудничает система образования. Задачи обновления школ на ближайшую перспективу должны объединять все уровни государственной власти, профессионального сообщества, общественности, бизнеса. И ответственность за воплощение замыслов должна быть распределенной. Поэтому представляется важным, чтобы в основу реализации «Нашей новой школы» были положены принципы государственно-общественного управления, социального и частного государственного партнерства. Я, как директор образовательного учреждения, должен четко знать, что должен сделать, чтобы претворить все эти начинания в жизнь. И, самое главное, чтобы эти начинания были во благо ребенка, во благо детей, для которых мы с вами все это и делаем.
Наталья ПУГАЧЕВА, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, депутат от Амурской области:
– Конечно, всем регионам присущи те или иные новшества, которые сегодня вводятся федеральными законами. Но есть и проблемы. Прежде всего это ветхая школа. Из 407 школ, которые есть в Амурской области, 79 требуют капитального ремонта. Сегодня по решению прокуратуры закрывается Доктуйская школа, в которой около 120 учащихся. Хорошее село, но решение о закрытии школы, наверное, будет принято.
Деньги, которые выделяются регионами на ремонт школ, очень малы и несоизмеримы с тем, что необходимо для полного покрытия данных расходов. К сожалению, расходы капитального характера отнесены к полномочиям муниципальных образований, а бюджетная обеспеченность муниципалитетов очень низка. Мы не можем отремонтировать школы. Из 79 школ только 22 были взяты в перечень, который определило Министерство образования. Их ремонт будет финансироваться, но не полностью, а только в объеме 50 процентов и менее. Поэтому в первую очередь нужно говорить о ремонте, реконструкции и строительстве школ. Вот это действительно очень амбициозные планы в концепции «Наша новая школа».
Мы вспоминаем, как раньше финансировалось дополнительное образование в полную мощь. Все преподаватели хотят, чтобы дополнительное образование, которое сегодня направлено не только на занятость ребенка, но и на его профессиональную ориентацию, финансировалось не только с регионального уровня.
Еще одна проблема, которая затронута во многих письмах и обращениях, – сельская школа и льготы учителей. Конечно, это очень большие расходы, но учителя, которые ушли на заслуженный отдых, все-таки имеют право на льготы по электроэнергии, коммунальным расходам, и это закреплено региональными законами. Эти льготы должны быть точно так же определены, как и работающим учителям.
Да, сегодня действительно повышается заработная плата в связи с тем, что вводится новая система оплаты труда. Но федеральным структурам все-таки нужно обратить внимание на то, что мы вымываем стимулирующий фонд. Введение НСОТ очень проблематично в сельских школах, потому что мы повысили минимальный размер оплаты труда, технические работники в школах получают 4 тысячи 330 рублей. Это хорошо, но учителю, который действительно делает очень много, мы добавляем всего лишь до 5 тысяч рублей. Поэтому здесь необходимо подумать, чтобы стимулирующие выплаты были увеличены, может быть, даже с федерального уровня.
Если мы финансово подкрепим наши школы с тем, чтобы они действительно были самостоятельны, то полномочия, которые возлагаются на муниципальное образование, будут реализованы в полной мере.
Наталья ЗАИЧЕНКО, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:
– Мы ожидаем новые стандарты. Но что необходимо изменить для того, чтобы учитель мог развивать у ребенка разные виды деятельности? Необходимым условием должно быть изменение подходов к учебной нагрузке учителя. Уроком по новым стандартам становится вся деятельность учителя, поэтому следует уйти от недельной нагрузки, считать годовую нагрузку учителя, в которую входят абсолютно все виды педагогической деятельности: от экскурсии до урока.
В идеологию общественного договора по стандартам полностью вписывается тема, связанная с автономными учреждениями. Необходимым законодательным дополнением к переходу на автономные учреждения должна стать гарантия защищенности учителя в части досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В 781-м постановлении Правительства РФ нет такого наименования учреждения, как автономное. Здесь кроются риски. Мы хорошо помним, как переписывали в трудовых книжках учреждения под названием «гимназия» или «лицей», уже этого было достаточно для того, чтобы возникли проблемы с досрочным назначением пенсии.
В связи с поэтапным введением новых стандартов в ближайшие 5-7 лет школа будет постоянно испытывать некоторые стрессы. И похоже, что главным специалистом по адаптации к этим стрессам будет директор школы или его заместитель по учебной работе. Этот человек должен обладать необходимыми компетенциями по самым разным направлениям деятельности. Похоже, мы еще верим в то, что этими компетенциями его может обогатить система высшего профессионального образования. Мы предлагаем вернуть специалисту возможность за деньги федерального бюджета учиться по магистерским программам, то есть учиться бесплатно. Такая возможность у нас была, но с этого года она исчезает. Кроме того, мы предлагаем в течение ближайших лет заявить магистерское образование в качестве обязательного образовательного ценза для директоров школ, по крайней мере вновь назначаемых.
Лариса ЗАВЬЯЛОВА, заместитель директора Центра телекоммуникаций и информационных систем образования Ярославской области:
– Скажу о нескольких аспектах, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Во-первых, актуально внедрение в массовую практику работы педагогов образовательных технологий, основанных на ИКТ, а также выявление и поддержка талантливой молодежи. Внедрение новых стандартов, нацеленных на новые образовательные результаты, требует нового взгляда на проблему использования информационных технологий в деятельности учителя. В течение двух последних десятилетий использование ИКТ на уроке все-таки оставалось инновационным направлением, сегодня их применение в учебном процессе должно стать нормой, а для этого необходимо нормативно-правовое обеспечение. Требования к грамотности в сфере информационных технологий могут быть зафиксированы в тарифно-квалификационных требованиях.
Во-вторых, у педагога должна быть возможность документально зафиксировать уровень владения информационными технологиями, здесь без Единой федеральной системы сертификации, по-видимому, не обойтись. Выпускник педагогического вуза должен прийти в школу уже с сертификатом, а значит, и стандарт педагогического образования тоже должен меняться. Ну а работающий учитель должен иметь возможность пройти сертификацию, подтвердить свой уровень владения ИКТ – и в ходе плановой аттестации, и между аттестациями. Использование таких технологий сегодня должно быть обязательным атрибутом современного урока и предметом особого внимания в оценке деятельности учителя. На наш взгляд, это должно найти отражение в федеральном положении об аттестации педагогических работников.
Введения нормы «нормирование деятельности учителя» в части использования информационных технологий недостаточно, оно должно быть подкреплено системой мер стимулирования и мотивации, это особенно важно на этапе становления.
Использование ИКТ должно стать для учителя выгодным. У нас в Ярославской области учителям, эффективно использующим в образовательном процессе информационные технологии, устанавливается доплата в рамках новой системы оплаты труда.
Сегодня в школе появилось столько техники, что учителю, основная задача которого – учить детей, обслуживать эту технику просто не под силу, ведь требуется профилактика, исправление неисправностей, установка нужных программ. Вероятно, пришло время внести изменения в типовые штатные расписания образовательных учреждений. Необходимы специалисты по обслуживанию техники.
Наталия ШЕРРИ, министр образования Калининградской области:
– Сегодняшние предложения о введении общего гарантированного механизма оплаты труда заставляют вспомнить, что в Советском Союзе он уже существовал. Не боимся ли мы теперь, отказавшись от инициатив субъектов РФ, вернуться к уравниловке, а соответственно потерять активность педагогических коллективов, прийти к некому застою? Если мы готовы к таким подходам, то в этом случае, думаю, мы должны разработать систему серьезных вспомогательных механизмов, которые будут поддерживать эффективное управление в субъектах, а с нашей стороны – эффективное управление школой.
Мы очень надеемся на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое разрабатывает новый интегрированный закон об образовании. Конечно, сегодня нам очень трудно проводить реформы, когда нормативная база отстает. Несмотря на то что было внесено достаточно большое количество изменений, мы еще сталкиваемся с пробелами, которые тормозят наше дальнейшее развитие.
Я считаю, что из Закона «Об образовании» должны быть вынесены все позиции, связанные с социальной поддержкой, это совершенно другая тема. Единые льготы для всех – это способ коррупции в системе, любая поддержка должна быть адресной. Мало того, любой закон должен быть отраслевым. Законом «Об образовании» должны регулироваться вопросы, относящиеся к реализации прав граждан на образование. А социальная поддержка должна быть в тех законах, которые занимаются социальной поддержкой населения и учительства.
Комментарии