Я работаю в школе для слабослышащих детей уже двадцать пять лет. К сожалению, это уже школа для глухих, так как дети с каждым годом поступают с более тяжелыми нарушениями слуха, некоторые – с олигофренией и довольно часто – с задержкой психического развития. Поэтому работать с каждым годом становится все сложнее.
Но самые большие трудности – это учебники и программы, которые практически не меняются в течение всех лет, связанных для меня с сурдопедагогикой. Трудность заключается в том, что мы работаем по учебникам массовых школ, где материал абсолютно не соответствует уровню развития наших детей, и поэтому приходится искать возможные и невозможные пути адаптации ребят к сверхсложному для них учебному материалу.
Я убедилась: именно эвристические методы, элементы нестандартности необходимы в нашей ситуации.
Мышление слабослышащих и глухих детей наглядно-образное, но в результате огромной, титанической работы учителя происходит постепенное развитие всех психических процессов, в том числе и восприятия. Ребенок увидел, прочитал. Но что он понял, что почувствовал, как воспринял, оценивается его воспроизведением. Он может пересказать, ответить на вопросы, изложить письменно, но может изобразить с помощью рисунка, схематично и в красках.
При выполнении творческих работ учащийся выбирает определенный цвет, что зависит от его настроения и отношения к рисуемому объекту. То, что глухому школьнику трудно выразить словами и проанализировать, ему легче и интересней выразить на бумаге с помощью рисунка.
Использование теплых тонов говорит об активности и внутреннем подъеме, холодных – о склонности к размышлению, уравновешенности. Цвет-сигнал – о состоянии: о пониженном фоне настроения (лиловые и сиреневые тона), о конфликтности и расторможенности (серые и коричневые тона), желтый говорит о свободе, радости, веселье, красный – цвет упорства, активности, нетерпимости, зеленый обозначает проницательность, работоспособность, развитое воображение, черный – отрицание света.
Изобразительная деятельность является стимулом для развития воображения, возможностью для невербального выражения идей и широкого использования компенсаторных возможностей сохранных анализаторов. В каком цвете увидят учащиеся героев произведения?
Например, в “Герое нашего времени” Печорин может быть коричневым, Грушницкий – красным, Бэла – оранжевой, княжна Мери – небесно-голубой, а Вера – серой.
Татьяна ОВЧИННИКОВА
Тихорецк,
Краснодарский край
Комментарии