search
main
0

Какими мы станем после?

Мы будем бережнее относиться к личному темпу

С дистанционным обучением я крепко подружилась несколько лет назад, когда в нашей школе появились дети с ограниченными возможностями. Это были особенные дети: их здоровье не позволяло все время находиться среди сверстников. Задача, которая тогда встала перед педагогами, оказалась трудной, но вполне решаемой за счет привлечения именно дистанционного обучения.

С тех пор прошло несколько лет. Образовательная ситуация, в которой все мы оказались прошлой весной, была не похожа на прежнюю. Но именно дистанционное обучение, уже так хорошо знакомое и понятное, стало той возможностью, которая не позволила нам затормозить образовательный процесс, а, наоборот, стала главной основой эффективного учебного сотрудничества.

Перестройка сознания учителей, их умений и возможностей произошла довольно быстро. Сказались те самые точечные настройки, которые происходили в школах в отношении отдельных учеников на протяжении последних лет. Почти везде учились дети, нуждающиеся в таком педагогическом решении. Теперь, можно сказать, мы распространили эти настройки на весь ученический корпус. В очень короткий период времени пробовали новое, ошибались, исправляли ошибки, объединяли усилия, использовали возможности города и в результате вышли на прямую, позволяющую двигаться вперед, наращивая возможности.

Теперь для нас уже не имеют принципиального значения длительность обучения, когда дети не с нами рядом, количество учеников на одном уроке, масштабность образовательных задач. Настало время задуматься, каким станет наше будущее, когда мы вернемся в классы, окинем взглядом учеников, расположившихся за партами, безгранично желающих как можно скорее увидеть своих друзей и учителей!

Плюсы дистанционного обучения так ясны, что нет необходимости агитировать за них педагогическое сообщество. Возможно, сейчас нам необходимо более скрупулезно строить работу с очень важными участниками образовательных отношений – родителями наших учеников. Именно родители стали в этот непростой период нашими арбитрами. Нередко их взгляд со стороны, их суждения и критика становились для учителей поводом для активных изменений и совершенствования приемов дистанционного обучения. Это тот самый случай, когда чем чаще и принципиальнее критика, тем лучше конечный результат.

Очевидно, мы уже не будем прежними. Так случилось, что критическая ситуация, охватившая весь город, всю страну, весь мир, явилась катализатором наших изменений. Когда все закончится и школа заработает в прежнем режиме, мы по-настоящему осознаем, что стали другими.

Мы иначе будем относиться к доступности образования. Теперь для нас доступность – это возможность получать знания в любой точке мира, учишься ли ты дома или в кафе, в путешествии, а может, ты летишь в самолете. Главное – наличие Интернета. Теперь наши ученики действительно могут параллельно с обучением принимать участие в любых спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, быть вместе с уехавшими по дальним и неотложным делам родителями и, что не очень хорошо, но бывает, находиться на лечении в любом удаленном уголке мира. Теперь мы точно знаем, как организовать для такого ученика обучение, как не пропустить все самое важное в его школьной программе, в его развитии. Кстати, и сами учителя смогут вести учебные занятия, находясь хоть в командировке, хоть в декретном отпуске.

Мы по-другому будем понимать, что такое гибкость в обучении. Все больше людей предпочитают жить в нестандартном графике, сочетать работу и досуг, личную жизнь и образование. Школьники ведут тот образ жизни, который задуман их родителями, современными образованными молодыми людьми, стремящимися к широкому охвату жизненных перспектив и возможностей. И именно дистанционное обучение легко подстраивается под любой жизненный график. Гибкость в обучении теперь – это широкие возможности для познания независимо от режима или расписания дня, от личных дел, которые порой, что ни говори, бывают важнее, чем урок.

Мы будем бережнее относиться к личному темпу обучения каждого ребенка. Как часто учителя тревожились ранее, что времени урока не хватает для некоторых учеников, которые трудно включаются в тему, долго осознают учебную задачу и с большим трудом делают необходимые выводы! Научившись виртуозно управлять дистанционным обучением, учитель теперь сможет направить персональную помощь каждому, кто нуждается в тщательной проработке учебного материала, личном внимании и дополнительном педагогическом усилии. Осуществлять это можно в любое удобное время, которое выберут двое – учитель и ученик. И во время такого дистанционного занятия темп обучения будет именно таким, какой понадобится для прочного усвоения материала. Выиграют от такого подхода все. Ученик будет трудиться в силу своих возможностей и осваивать программу, ему будет комфортно в личной образовательной среде, его родители будут спокойны за развитие своего ребенка, а учитель будет идти к необходимому образовательному результату, понимая, что этот ученик как нужно продвигается вперед.

Мы станем иначе использовать возможности самостоятельной домашней работы наших учащихся. Теперь мы точно знаем, что самостоятельная работа после урока может быть очень интересной, познавательной, способствующей активному личностному развитию, не просто нацеленной на проверку и закрепление знаний, а ориентированной на развитие навыков. Она является органичным продолжением урока, вытекает из него, становится стартом в следующую тему. Во время дистанционного обучения многие из нас отказались от традиционного домашнего задания и увидели, что, изменив этот подход, мы изменили отношение учеников к творческой самостоятельной деятельности. Гораздо интереснее получить учебную задачу на продолжительный период, неделю – две, решить ее творчески, рационально распределив свое учебное время, получить результат и поделиться им с учителем в удобный момент, используя каналы дистанционной связи. Это будет одним из способов воспитания личности, умеющей в условиях современного быстро меняющегося мира решать поставленные жизнью задачи.

Мы по-другому станем повышать свою профессиональную квалификацию. Количество актуальных профильных, сугубо учительских, задач увеличивается, нужно успевать развиваться внутри профессии. Слова английского писателя Льюиса Кэрролла очень точно отображают ситуацию сегодня: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». От последовательного прохождения множества курсов мы перейдем к одновременному обучению по разным направлениям. И даже получение второго, а может, и третьего высшего образования будет обычным делом. Учеба не будет мешать работе, а изученные вопросы можно будет сразу применить в трудовой деятельности.

Какими мы будем после? По-прежнему любящими свою профессию, думающими и заботящимися о подрастающем поколении, уважающими дело, которому посвятили жизнь? Что изменится в нас? Мы точно станем свободнее в своем выборе. Расстояние и время перестанут быть для нас помехой. Совсем недавно все были уверены, что жизнь подбросила нам препятствия и трудности. Нет, это были новые безграничные возможности для нас и наших учеников!

Жанна ДОРОНИНА, заместитель директора школы №1530 «Школа Ломоносова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте