Подростки XXI века живут во Всемирной сети. Среди них популярны небольшие группы для общения и новые планетарные социальные сети. Дети легко управляются со сложными мобильными телефонами, на которых монтируют клипы для друзей. Все это уже сейчас – мир, в котором они сами руководят своими дружескими связями, следуют за кумирами и заявляют о себе в сообществе. В новой среде свои правила и законы, там заявляются модные направления, рождаются новые словечки, оценивается мир взрослых и обсуждаются насущные проблемы.
Само время подсказывает педагогам и родителям задачи, которые становятся актуальными уже сегодня. Медиакоммуникации – поле, в котором ребенок существует с рождения. От мультиков до обучающих программ для дошкольников – это уже привычная среда для детей с рождения. Добавьте сюда бурно развивающиеся дистанционные курсы для любого возраста. Скорость подачи цифровой информации увеличивается, образы медиаконтента множатся, и у нас остается только одно – следовать этим процессам, контролировать безопасность общения и учить медиаграмотности.
Именно такую программу – «Основы медиаграмотности» – осваивают учащиеся детского музыкального театра «Домисолька» в последние несколько лет. Опыт преподавания помог сделать неожиданные открытия. Во-первых, дети 2-3‑х классов, не обучающиеся в средней школе работе с компьютером, могут за несколько месяцев освоить сложные монтажные программы. Во-вторых, постоянное смотрение современного визуального контента учит юных сценаристов и режиссеров теории, и на практике они повторяют стиль и ритмы любимых фильмов. В-третьих, ребята предлагают столько прекрасных идей для собственных медиапроектов, что маститым профессионалам не грех и прислушаться.
Но есть моменты, которые хочется отметить особо. Чудесные советские мультики и художественные ленты 50‑х-90‑х годов XX века уже трудно воспринимаются учащимися. Чтобы ознакомить ребят с шедеврами киноискусства, нужно потрудиться, провести длительную подготовительную работу. Дело в том, что устарели, потеряли актуальность ритм, подача материала, качество картинки, музыкальное сопровождение и, главное, герои и поступки.
К сожалению, большой перерыв в производстве детского и юношеского контента не позволяет нам, педагогам, работать на материалах отечественного кино и видео. Новинки кинопроката для нашей аудитории пока еще слишком малочисленны.
Кинопедагогика не единственная глава в программе «Основы медиаграмотности». Успешно воспринимаются учебные темы «Телевидение», «Радио», «Мультипликация», «Фотография». Разговор о новых языках образности, которые создаются прямо сейчас лучшими представителями профессий, часто бывает для ребят откровением. К примеру, урок об образности языка фотографии дополняется формулой «Как читать фотографию», материалами из истории изображения человека в кадре и практическими упражнениями разбора отдельных снимков, ставших победителями международных конкурсов. Очевидно, что для ребят снимок на мобильный телефон перестает быть просто «фоткой».
В программу включены практические занятия, на которых каждый учащийся может попробовать свои творческие силы. На уроках можно фотографировать, снимать видеоупражнения, писать сценарии и готовить журналистские тексты. Это для ребят интересно и познавательно. И каждый может получить не только навыки медиакоммуникации, но и знания о будущих профессиях.
Тема «Радио» для многих учащихся открывает имена знаменитых дикторов, рассказывает об особенностях человеческого голоса, раскрывает секреты популярности аудиокниг.
Тема «Социальные сети» особенно интересна, потому что содержит уроки поведения и безопасности в Сети. Кроме того, в этом разделе мы обращаем внимание на ключевые определения понятий «целевая аудитория», «окно внимания» и различия форматов сообщений в различных социальных сетях.
Хочется добавить, что во всех темах программы «Основы медиаграмотности» педагог обращает внимание ребят на требования соблюдения законов авторства, особенности использования чужого музыкального материала и видеоконтента.
Цель медиаобразования – развитие медиакомпетентности подростков.
Позвольте процитировать Ренира Рампаццо Гамбарато, доктора наук, преподавателя факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (postnauka.ru/talks/80040): «Медиаграмотность – это способность опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные сообщения, которые они передают, улучшая качество человеческой жизни». Медиаграмотность включает в себя совокупность компетенций: получать доступ, анализировать, оценивать, отражать, создавать и производить различные медиа.
Надеемся, что наша работа в исследовании этого важного педагогического направления принесет свои плоды. Поможет детям и подросткам ориентироваться в новом цифровом пространстве, найти собственный путь и, главное, быть в нем в безопасности.
Ольга КОЛОГРИВОВА, педагог дополнительного образования Детского музыкального театра «Домисолька»
Комментарии