Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, закрепляющий участие школьников в общественно полезном труде. Поправки предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Законопроект дополняет понятие «воспитание» пунктом о том, что оно направлено на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. В законе предлагается прописать, что обучающиеся обязаны с учетом возрастных особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой, а также поддерживать в образовательной организации чистоту и порядок.
Кроме того, в поправках предлагается убрать норму о запрете привлечения учеников без их согласия и без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Как считает соавтор законопроекта председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, школьники вполне могут участвовать в высадке деревьев и цветов на пришкольной территории, оформлении класса, помогать в библиотеке или музее. «Вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо. Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будут учитываться возраст и особенности здоровья», – отметила депутат.
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Еще в 2016 году активисты Народного фронта обращались с этой просьбой к президенту. Тогда он идею поддержал, отметив, что необходимо искать правильные формулировки для законодательства. Нам регулярно поступали обращения родителей, что даже в большом городе некуда отдать подростка, чтобы он научился работать руками.
В ходе мониторинга, проведенного ОНФ в 2017 году с участием более двух тысяч родителей, 40% из них отметили, что необходимость законодательно закрепить понятие «трудовое воспитание» существует давно. Еще 35% опрошенных отнеслись к идее в целом положительно при условии, что они смогут влиять на ее практическую реализацию. Семь из десяти родителей не возражают против дежурства ребенка по классу – полить цветы, стереть с доски. За получение первичных профессиональных навыков выступили 62% родителей. Только 4% родителей отнеслись ко всем форматам трудового воспитания негативно.
На днях президент предложил объявить Пятилетие предпринимательского созидательного труда. Это хороший момент, чтобы придать трудовому воспитанию четкий законодательный статус.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Разного рода общественные мероприятия, подразумевающие вовлечение детей и молодежи в трудовую деятельность, в советские времена проводились постоянно. Но даже тогда это было добровольным, просто не участвовать в каком-нибудь субботнике означало поставить себя вне коллектива, а это уже проблемы совсем иного рода. На уроках же труда дети делали что-то конкретное и полезное – кормушки для птиц, скворечники, табуретки. А это входило в учебную программу, то есть было как раз обязательным. И мы имели, по сути, совокупность подходов, при которых для всех детей так или иначе были организованы и трудовое воспитание, и трудовое обучение.
Сейчас детские трудовые отряды и производственная практика тоже вполне возможны, надо лишь продумать юридическую сторону вопроса: с какого возраста ребята могут что-то делать, как должна производиться оплата их труда. Программы по технологии, думаю, также вполне по силам переформатировать в том ключе, чтобы дети приобретали конкретные умения – могли починить водопроводный кран, установить розетку, поменять колесо.
Но что же предлагают нам в упомянутом законопроекте? Детский добровольно-принудительный труд без согласия родителей. И в этом смысле термин «общественно полезный труд» как-то слишком неприятно роднит наших школьников с теми, кто, отбывая административное наказание, копает траншеи, подметает улицы, убирает мусор. Сказали – делай, не важно, хочешь ты этого или нет. Такой подход вряд ли поможет воспитать в подрастающем поколении любовь к труду.
Я, конечно, не против того, чтобы дети, например, помогли расставить накануне какого-нибудь мероприятия мебель в зале, провести генеральную уборку в своем кабинете. Да и ту же школьную территорию после зимы нужно привести в порядок. Но одно дело – когда все происходит на уровне традиционных субботников, и совсем другое – когда превращается в ежедневную обязанность.
Я бы попросил провести психолого-педагогическую экспертизу этого законопроекта с привлечением видных специалистов. Уверен, они выскажут много замечаний и предложений.
Лариса ТУТОВА, депутат Госдумы, член Комитета по просвещению:
– Очевидно, что созидательные нацию и государство невозможно построить без приобщения детей к труду и воспитания у них привычки трудиться. Когда-то система решила охранять детей от физического труда, в итоге родители и само государство остались недовольны.
Президент Владимир Путин ставил задачу вернуть трудовое воспитание в школы с акцентом на творчестве, как раз это и является сутью нашего законопроекта. Главное, чтобы задания были посильными, интересными, разнообразными и доставляли детям удовольствие и радость.
В действующей школьной программе очень много теории о труде, которая преподается, например, на уроках технологии. А ведь можно учить не только теорию, но и практику, и не только в рамках технологии, но и на биологии, окружающем мире, приобщать детей к общественно полезному труду.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Большинство родителей понимают данную проблему. Их не надо убеждать, что труд – это основа жизни человека даже в наше время технического прогресса. Если благодаря закону участие школьников в общественно полезном труде станет нормой, уйдут разногласия и в родительской среде.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Карелии:
– В современном обществе сложились определенные стереотипы, которые сложно будет преодолеть, а именно ожидание вознаграждения за любое усилие, которое нужно приложить ребенку. Рыночная экономика глубоко вошла в обычные человеческие отношения, и допускаю мысль, что и сами дети, особенно подростки, и их родители будут высказывать требования по оплате труда. Отдельным вопросом станет договор между школой и законным представителем ребенка, в котором должны быть учтены трудовые отношения ученика и образовательной организации, если мы на самом деле будем говорить про труд. Решением может быть профориентационная деятельность, в рамках которой ученики осваивают какие-то профессии. Например, популярная профессия «ландшафтный дизайнер» предполагает и посадку растений, и выращивание рассады, и создание клумб, и уборку территории от листьев и лишней травы и т. д. Есть крайне востребованные профессии в сельских территориях. Например, тракторист или электрик, тут может быть свой подход к освоению профессии через труд.
Наталия СОКОЛОВА, уполномоченный по правам ребенка в Псковской области:
– Уверена, что возвращение к общественно полезному труду в школе – правильный шаг. Труд не просто облагораживает, он помогает ценить труд другого человека. В школьные годы я сама участвовала и в уборке класса, и в мытье стен и окон, на летней практике – в посадке цветов. С удовольствием с одноклассниками вспоминаем поездки на картошку в соседние колхозы. Этот труд был несложен, он позволял объединиться, общаться во внешкольное время. Конечно, есть дети, которые в силу особенностей здоровья или возраста не могут трудиться на равных. Это обязательно должно учитываться.
Оксана М., мама выпускницы, Великий Новгород:
– Я считаю, приучать учеников к труду можно только параллельно с возрождением дисциплины в школах. А для этого необходимо внести еще одну поправку в Федеральный закон «Об образовании в РФ», чтобы снизить возраст, с которого можно исключить из школы за систематическое и злостное нарушение дисциплины и хулиганство – не с 15 лет, как сейчас, а с 1‑го класса.
Елена ДАНИЛИНА, заместитель директора лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», учитель истории и обществознания, Воронеж:
– Сегодня при поступлении в школу основная масса родителей дают свое согласие на привлечение детей к общественно полезному труду. Если есть какие-то исключения, то классный руководитель в индивидуальном порядке решает эти вопросы. На самом деле есть ряд элементарных поручений, которые дети выполняют с охотой и понимают, что они должны это делать, например вытереть с доски, полить цветы в классе. Когда мы убираем пришкольную территорию, ребята собирают мусор, опавшую листву. Можно сказать, что введение поправок на самом деле не является чем-то абсолютно новым, лет 30-40 назад общественно полезный труд для школьников считался нормой.
Комментарии