search
main
0

Каким быть учителю нового поколения?

​На старте юбилейного года (140-летие со дня основания) в МПГУ состоялась научно-практическая конференция «Российский учитель в системе современного образования», участниками которой стали более 300 представителей Москвы, Московской, Свердловской, Курганской, Оренбургской, Самарской, Челябинской и Омской областей, республик Мордовия и Татарстан. Ведущие ученые МПГУ представили свои новейшие разработки в области инновационных исследований, проводимых на базе образовательных учреждений, представители педагогических коллективов поделились опытом в решении актуальных задач развития образовательной сферы своих регионов.

В рамках конференции работали 6 секций:     «Обновление содержания подготовки педагогов в условиях введения ФГОС»;    «Актуальные проблемы воспитания личности»;    «Образовательные технологии в современной школе»;    «Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей»;    «Управление инновационными процессами в школе»;    «Воспитание и развитие личности школьника: концепции, технологии».Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук:Думаю, что всех  коллег из различных регионов, собравшихся  в этой аудитории,  не интересуют выкладки из теоретических трудов по менеджменту и управлению,  для нас важно обсуждение практических вопросов и подходов  в управлении системой образования. В основе нашей с вами деятельности сегодня два основных кита – 83-й федеральный закон и механизмы финансово-экономической деятельности, заложенные в нем. Москва достаточно сложно начинала двигаться в этом направлении, несмотря на то что еще в девяностые столица предлагала некоторые механизмы, которые должны были изменить экономику образования города в целом, но тогда не получилось. Поддержанная Правительством Москвы инициатива Департамента образования по реализации пилотного проекта по развитию общего образования в 2011 году в буквальном смысле перевернула сознание управленцев, учительства столицы. Работа стажировочных площадок показала, что у руководителя готовность менять ситуацию к лучшему в условиях жесткой конкуренции между так называемыми рейтинговыми школами и школами, не востребованными москвичами, есть, другое дело, что не хватает смелости в принятии решения и экономических знаний. Слишком долго директора прятались за спинами управлений, департамента, да и инициатива не особо приветствовалась.Сегодня наступил момент, когда, располагая субсидией, руководитель должен планировать, рачительно хозяйствовать, вести за собой коллектив единомышленников, четко контролировать образовательный процесс. Переход всех ДОУ на новые условия бюджетного обеспечения прошел менее болезненно. Во-первых, это произошло сразу и со всеми, во-вторых, так или иначе у педагогов-дошкольников была возможность продемонстрировать свои хозяйские навыки, когда они планировали расход части родительской платы на развитие своего детского сада. Вслед за первыми шагами и первыми результатами возникла серьезная необходимость пересмотреть подходы к начислению заработной платы руководителей. И это тоже важнейший экономический опыт. С января 2012 года  годовые  субсидии переданы  всем учреждениям.  Сегодня руководители  в измененных  условиях  хозяйствования выступают как распорядители финансов. Мы пока не можем в полном объеме оценить результаты реализации перехода на новые условия бюджетного обеспечения, но первые итоги  в ЦАО таковы: средняя  заработная плата педагогических работников по сравнению с 2010 годом выросла на 16,8%, по  школам средняя заработная плата составляет 45,6 тыс. рублей, по ДОУ – 28,1 тыс.Вторым очень важным результатом я считаю  повышение заинтересованности учителя в результате своего педагогического труда. Сегодня школы открыто выходят на внешнюю экспертизу (так получается, что городские центры даже не справляются с количеством заявок). Уважающий себя профессионал, лучший учитель стремится работать в открытом информационном пространстве, использует электронный журнал и электронный дневник (деятельность учителя максимально прозрачна). Педагоги  заинтересованы в использовании новых образовательных технологий (это отражается на размере стимулирующих выплат). Тем самым наш передовой отряд учителей демонстрирует профессиональное достоинство и, если хотите, стимулирует, подстегивает тех своих коллег, которые пока еще выжидают в надежде, что, может быть,  рассосется. Нет, это всерьез и надолго.Нынче повысилась открытость образовательного учреждения,100% учреждений имеют сайты. Школа стремится к тому, чтобы в информационном пространстве больше учителей имели свои страницы. Еще один элемент прозрачности – электронные журнал и дневник, в опции которых также есть возможность общения с родителями открыто,  по-партнерски, налицо расширение общественно-государственной составляющей –  в 100% учреждений работают  управляющие советы, которые решают такие вопросы, как организация учебно-воспитательного процесса и питания,  контроль за обеспечением безопасного пребывания ребенка,  распределение стимулирующего фонда,  поиск социальных партнеров,  планирование расширения услуг.Сегодня произошла переоценка роли профсоюзного лидера педагогического коллектива:  он не  транслятор мнения руководителя, а  проводник идеи равных подходов в стимулировании успешного, результативного учителя. Хотя должна признать, что процесс этой переоценки проходит нелегко, но  для нас важна твердая и принципиальная позиция Московской городской организации профсоюза.В  2011 году в  городе использована еще одна очень действенная технология. По заказу  Правительства Москвы составлен  рейтинг образовательной деятельности московских школ. В нем две определяющие: список школ, получивших гранты в размере 15, 10, 5, 2 млн рублей, и 300 лучших учреждений.По его результатам 24 образовательных учреждения Центрального округа получили грант Мэра Москвы, 63 (почти половина всех учреждений округа) вошли  в список 300 лучших школ города, у школ есть стимул попасть в число трехсот или получить денежный грант.Ежегодно  окружное управление образования, руководители учреждений при согласовании с управляющими советами определяют перечень учреждений, не востребованных населением, имеющих низкий рейтинг, дающих низкие учебные результаты. Как правило, среди них  малокомплектные учреждения, с наполняемостью классов ниже нормы. Такие школы, детские сады присоединяются к рейтинговым образовательным учреждениям.  Одна из задач такого объединения – развитие  школы ступеней, когда в одном здании находятся дети с 1-го по 6-й класс, в другом – средняя и старшая школа.В нашей деятельности есть вопросы, на решение которых требуется и много времени, и много затрат. За последний год в ресурсообеспечении московской системы образования произошла революция! Наши учреждения получили такое количество компьютерной техники, учебного оборудования, в том числе и на реализацию федерального стандарта начальной школы, какого педагоги Москвы не видели последние лет пять. Только по Центральному округу эта цифра составила более 310 миллионов рублей! Но таким ресурсом нужно эффективно распорядиться! Он должен работать на каждого ребенка и каждого учителя. Для нас это тема обсуждения и работы каждого педагогического коллектива и управляющего совета. Все то, о чем мы сегодня говорим, направлено на решение главной задачи – повышения качества образования, достижения московского стандарта качества. Сегодня  московская школа может из большой армии выпускников педагогических вузов выбрать себе учителя. Меняется общая картина рынка труда.  И наши требования к уровню подготовки молодого учителя – норма для формирования программ обучения вуза. Занятость и качество трудовой  деятельности – один из показателей качества жизни. А мы, педагоги,  в конечном счете и работаем для того, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать необходимое качество жизни.Людмила ТРУБИНА, проректор МПГУ по учебно-методической работе, профессор, доктор филологических наук:Московский педагогический государственный университет как инновационный вуз активно участвует в разработке и реализации стратегии развития педагогического образования в России. Своей важнейшей задачей на современном этапе МПГУ считает обеспечение подготовки учителя для обновляющейся школы в структуре уровневого образования. Говоря о реформе высшего образования, нередко в качестве едва ли не первопричины называют внешние факторы, в первую очередь Болонский процесс. Действительно, вхождение в единое мировое образовательное пространство позволяет изучить лучший зарубежный опыт, а также актуализирует необходимость согласования подходов к программам, степеням, квалификациям, гарантиям качества образования. Это позволит обеспечить нашим вузам присутствие в едином профессиональном сообществе, а студентам – академическую и трудовую мобильность. При этом совершенно очевидно, что никто не требует от России ломать свои образовательные традиции. Более того, в этом диалоге с образовательным сообществом обнаруживается, что мы многое можем дать миру,  что  у нас есть такое уникальное преимущество, как исторически сложившаяся целевая подготовка педагогических кадров. Серьезные требования предъявляют к школе и учителям все общественные институты, это позволяет определить, к каким новым видам деятельности наряду с традиционными необходимо готовить педагогов для обеспечения инновационного развития образования. В условиях повсеместного внедрения компьютерных технологий учитель освободился от многих видов рутинной работы в пользу творческой познавательной деятельности, направленной на помощь ученикам в поиске и анализе информации, на формирование навыков учиться, творчески мыслить, находить нестандартные решения. Формировать у нового поколения учителей современные профессиональные компетенции предстоит в условиях содержательной и структурной реформы высшего образования. В соответствии с федеральным законодательством вся высшая школа России с 2011 года перешла на уровневую структуру образования: подготовку бакалавров и магистров. Если учесть, что до этого времени большинство студентов  мы обучали по пятилетним специальностям и  давали им по окончании вуза квалификацию «учитель», то можно понять масштаб происходящих изменений. Но дело не только в структурных изменениях подготовки педагогов, главное – те содержательные принципы, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Высшая школа призвана дать фундаментальное и более вариативное педагогическое образование. Такое образование может служить базой, позволяющей выпускнику работать не только на должности учителя, но и на других должностях в системе образования и социальной сфере (воспитатель, методист, тьютор, завуч, директор, должности в системе ДПО, в культурно-просветительских учреждениях, МВД), то есть там, где нужен работник с высшим педагогическим образованием. И хотя бакалавр педагогического образования, по нашему глубокому убеждению, готовится работать прежде всего учителем, образование в бакалавриате не должно сводиться к прикладной подготовке для выполнения одного (безусловно, важнейшего) вида деятельности. Это важно учитывать при формировании содержания подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО. Опыт разработки основных образовательных программ показывает, что при формировании содержания подготовки бакалавра каждому вузу предстоит предусмотреть разумное сочетание модулей и дисциплин, обеспечивающих как инвариантную часть подготовки будущего учителя, так и вариативных ее частей, углубляющих подготовку к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, работе с одаренными детьми, развитию здоровьесберегающих технологий, тьюторской деятельности, экскурсионной работе. Переход на новые модели подготовки педагогических кадров будет в случае их успешной реализации способствовать формированию профессиональных компетенций педагогов нового поколения, готовых эффективно выполнять свою миссию в условиях быстро и противоречиво изменяющейся системы образования. Виктор ЧЕРТОВ, проректор МПГУ по международной деятельности и общественным связям, доктор педагогических наук, профессор:Кто он, современный учитель? Какие качества необходимы для реализации задач обучения в условиях модернизации? Назову лишь несколько определяющих и принципиально важных: компетентность, харизматичность, креативность, индивидуальность. Какие серьезные проблемы стоят перед современным учителем? Это прежде всего чрезмерная формализация, которая  задается всем ходом развития информационного общества, проникает во все сферы жизни (критерии, индикаторы, мониторинг, стандарты, модель). Особенно много вопросов возникает в связи с формализацией в гуманитарной сфере в отношениях между людьми (родителями и детьми, учителями и учениками), в преподавании гуманитарных предметов (до сих пор не утихают споры по поводу тестирования по литературе). Что может противодействовать процессам формализации в образовании? В последние годы мало стали писать об эмоциональном резонансе урока, о том потрясении, положительном эмоциональном опыте, который можно и должно приобретать в школьные годы, и не только на уроках литературы или музыки.Современный учитель должен не только владеть базовой информацией, имеющей отношение к его профессиональным компетенциям, но и современными формами ее обновления. Повышение квалификации теперь должно осуществляться учителем практически постоянно, в противном случае он будет отставать от своих учащихся (и в области знаний, и в сфере технологий). Учитель-словесник в середине XIX века вполне успевал следить за новинками современной литературы и ходом журнальной полемики, сегодняшний учитель-словесник фактически может  не заметить появления нового Пушкина или Достоевского и не найти информацию об этом в потоке публикаций преимущественно ангажированной критики. Продолжительный отпуск, обязательный методический день и возможность повышения квалификации во время школьных каникул не снимают проблему перегрузки. Давно обсуждается вопрос о необходимости законодательного закрепления за учителем права творческого отпуска, научных стажировок, в том числе в крупнейших российских и зарубежных университетах.  Учитель должен соответствовать требованиям квалификационной характеристики учителя, однако в этом документе ничего не сказано о таких качествах личности,  как патриотизм, активная гражданская позиция, толерантность, оригинальность мышления, умение вести диалог, наличие индивидуального стиля, увлеченность своим делом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте