search
Топ 10

Каким быть современному уроку?

Как бы ни ругали классно-урочную систему, урок все равно остается основной формой обучения и воспитания школьников, центральным компонентом всей деятельности учителя. Урок – живая клеточка учебно-воспитательного процесса, все самое главное для школьника происходит именно на уроке. Каждый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, это инструмент развития его личности. Каким же должен быть современный урок, чтобы оказывать на ученика максимально развивающее и воспитывающее воздействие? Каким должен быть подход к обучению школьников, какие новые технологии проведения урока используют педагоги нашего округа? Как руководители образовательных учреждений способствуют внедрению новых технологий? Какие личностно-ориентированные подходы к обучению школьников наиболее востребованы в нашем округе? Какая методическая помощь нужна педагогам и администрации школы, чтобы уроки действительно стали современными и интересными и учителю, и ученику?

Чтобы получить ответ на все эти вопросы, окружной методический центр возобновил давнюю традицию проведения открытых уроков педагогами всех школ округа, чтобы каждое образовательное учреждение могло показать все, что у него есть инновационного и интересного в проведении обычного школьного урока. Личностно-ориентированный подход к образованию соответствует современному представлению об уроке, его изучение и использование в школах округа взято за основу всей методической работы. Именно такой урок называется личностно-ориентированным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты, они наиболее востребованы педагогами и учащимися.

В 2007 году в округе родился месячник «Современный урок». В 2008 году он проходил уже во второй раз, и целый месяц методисты, педагоги и школьные администраторы имели возможность посещать уроки в любом образовательном учреждении в соответствии с графиком проведения открытых уроков. Девиз месячника: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь!» Именно вовлечение в сложный процесс конструирования современного урока всех педагогов округа позволяет добиваться повышения качества образования в образовательных учреждениях всех типов и видов.

В 2008 году месячник проходил под названием «Урок в системе личностно-ориентированного образования». 85 образовательных учреждений Северо-Западного округа открыли двери для своих коллег в ходе месячника, учителя предложили для просмотра и обсуждения 352 урока, и среди них не было ни одного традиционного! Зато какой спектр личностно-ориентированных подходов и технологий можно было увидеть на представленных занятиях! Прежде всего это были 9 основных подходов к организации личностно-ориентированного обучения, предложенных окружным методическим центром заместителям директоров по УВР и УМР для их работы с педагогическими коллективами: программированное обучение, коллективно-распределительная деятельность, «квазиисследование», проблемное обучение, проблемный диалог, эвристическое обучение, «мозговой штурм», творчество. Уроков с использованием таких подходов было 217 (62% от общего числа уроков), из них коллективно-распределительная деятельность на уроке была представлена особенно широко на 93 уроках (26%). Другие подходы и технологии, представленные на открытых уроках, также широко используются и вызывают интерес педагогов: проектная (исследовательская) технология, частично-поисковый метод, обучающий эксперимент, игровые технологии, интеграция, дебаты, диспуты, дискуссии, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, они были представлены на 10 и более уроках. Здоровьесберегающие технологии, интерактивные уроки, дифференцированное обучение, работа в группе и паре, блочно-модульная технология, технология критического мышления – представлено от 3 до 10 уроков. По 2 урока заявлено в технологиях: педагогическая риторика, синквейн, бинарный урок, урок-концерт, технология коллективного взаимодействия, коммуникативно-диалоговое обучение. По одному уроку было заявлено в таких технологиях, как достижение прогнозируемых результатов, принцип серпантина, разноуровневое обучение, гуманно-личностная технология, урок-экскурсия, урок-презентация, проблемно-диалогическое обучение, проблемно-модульное обучение, диалоговое обучение, опорный конспект, технология мастерских, мастерская Неменского, технология встречных усилий, языковой портфель, технология кейс-стади, технология учебных циклов, адаптивная, социально-ориентированная среда. Следует отметить, что максимальное количество уроков дано по иностранному языку (45 уроков) и математике (43 урока), далее – литература (36 уроков), русский язык и история (по 29 уроков), физика (22 урока), химия (18 уроков) и все остальные предметы учебного плана, включая физкультуру и ОБЖ.

Очень важно, что все больше педагогов округа оказываются вовлеченными в освоение технологий мыследеятельностной педагогики, позволяющих работать с мировоззрением учащихся (это составная часть окружной целевой программы «Северо-Западный округ – научное будущее России). В частности, готовность транслировать свой опыт по использованию метапредмета «Проблема» в урочной деятельности выразили 10 педагогов, их открытые уроки вызвали большой интерес коллег.

Выбор учебных предметов, подходов и технологий огромный! Но важно не только подготовить и провести открытый урок с использованием заявленной технологии (образовательное учреждение несет ответственность за качество данного урока!), не только посетить как можно больше уроков в других образовательных учреждениях, но и уметь проанализировать и урок, и технологию, и свою педагогическую и управленческую деятельность. Это важнейшее качество, необходимое компетентному учителю и школьному администратору как человеку творческому и профессиональному. Выстроенная в образовательных учреждениях и окружном методическом центре система отчетности по участию в месячнике и анализа школами своего участия позволяет создать окружную методическую копилку с целью сохранения и трансляции передового педагогического опыта.

Вера БАЛАКИРЕВА, методист Северо-Западного ОМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту