Городской методический центр за год работы в новом формате стал оператором более 40 открытых проектов для учащихся, педагогов и населения Москвы.
Мы позиционируем эти проекты как разнообразные возможности в области творчества, предметного знания, метапредметности, изучения научного и культурного пространства города, информационных и управленческих технологий для разных категорий учащихся, учителей и школ. Среди проектов:«20 лет Конституции»,«Я узнаю Москву»,«Эффективный учебный план»,«Урок в Москве»,«Фестиваль НТТМ»,«Образование. Наука. Производство»,«Курчатовский проект»,«Шаг в профессию»,«Ресурсосбережение»,«Москва – позитивное пространство», «История моей семьи в истории России»,«Не прервется связь поколений»,«История РФ»,«Электронная хрестоматия»,«Театральный олимп»,«Эстафета искусств»,«Правильно и быстро»,«Образ буквы»,«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»,«Знаем русский язык»,«Лермонтовский и Пушкинский диктанты», «Имя буквы».Вся эта работа была подвергнута тщательному системному анализу для определения приоритетов, а точнее, для установления того, какие проекты наиболее востребованы и вызывают наибольший интерес у эффективных школ. В аналитической работе были оценены школы №1557, 498, 2105, 1253, 1562, 1571, 1150, 1517, 627, 853, 1748, 1223, 293, 2054.Результаты анализа: количество школ, у которых вызвали наибольший интерес такие проекты: «Электронная хрестоматия» – 83,«Курчатовский проект» – 57,«Эффективный учебный план» – 52,«Лермонтовский и Пушкинский диктанты» – 45. Конкурс чтецов «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – 39,«Образ буквы» – 37,«Знаем русский язык» – 34,«Ресурсосбережение» – 29,«Правильно и быстро» – 26,«Имя буквы» – 24,«Я узнаю Москву» (территории) – 23,«20 лет Конституции» – 22,«История РФ» – 20,«Шаг в профессию» – 17,«Не прервется связь поколений» – 16,«Урок в Москве» – 15,«Я узнаю Москву» (личности) – 14, «Фестиваль НТТМ» – 13,«Фестиваль профилактических программ «Москва – позитивное пространство» – 13,«Эстафета искусств» – 13,«История моей семьи в истории России» – 8,«Театральный олимп» – 4.Распределение эффективных школ по числу участников в общегородских мероприятияхСреднее значение – 5,46Среднее значение по городу – 4,23В проектах участвовали и московские колледжи: колледж малого бизнеса №4, колледж архитектуры и строительства №7, колледж сферы услуг №10, «Первый Московский образовательный комплекс», колледж автоматизации и информационных технологий №20, технологический колледж №24, строительный колледж №30, колледж сферы услуг №32, политехнический колледж №39, колледж малого бизнеса №48, политехнический колледж №50.По результатам анализа востребованности проектов:участие учреждений СПО в мероприятиях (%)«Талантливые руки» – 56,«Сто дорог – одна твоя» – 95,«Шаг в профессию» – 44,«Московские мастера» – 65.Распределение учреждений СПО по числу участвовавших в общегородских мероприятияхОбщий вывод следующий – наибольший интерес вызывают проекты, связанные с развитием и обновлением содержания образования, развитием открытой, технологичной, интерактивной образовательной среды, совершенствованием системы управления школой.Наименьший интерес вызывают творческие проекты, проекты, связанные с формированием гражданской идентичности, проекты, направленные на изучение родного города и страны, профориентационные и научно-технические проекты. К слову сказать, есть некоторая закономерность в том, что школы, которые демонстрируют невысокие образовательные результаты, активно участвуют именно в этих проектах.Кроме того, был проведен анализ заинтересованности эффективных школ в развитии предметного содержания – в обобщении и представлении лучшего опыта учителей.Предметные направления (от большего к меньшему, %)Обществознание – 62Биология – 61Изо – 38Иностранные языки – 34ОБЖ – 33Химия – 32Информатика и ИКТ – 32География – 31История – 29Математика, алгебра, геометрия – 27Русский язык – 27Литература – 26Физика – 24Музыка – 22Физическая культура – 16Технология – 11Здесь картина следующая: самыми интересными для организаций оказались семинары, мастер-классы, встречи по предметам: обществознание, биология, химия, иностранные языки, робототехника. Наименьшую заинтересованность школы продемонстрировали в области физики, музыки, физической культуры, шахмат.Таким образом, анализ позволяет сделать вывод о том, что эффективная школа может и должна стать постановщиком задач для сетевых учреждений, межрайонных советов, образовательных организаций, находящихся в нижней части рейтинга. Эффективная школа может и должна предлагать проекты развития, не только участвовать в них, но и в некоторых случаях становиться их оператором. При этих условиях вся система образования может начать движение в русле лучших образовательных педагогических и управленческих практик, где эффективные школы станут флагманами этого движения к развитию и новым высоким результатам.Такая практика в системе образования уже есть: это проекты «Эффективный учебный план», новый нестандартный формат проведения «Съезда учителей», новые функциональные доработки ЭЖД. Обычным школам нужен стандартный набор функций. Эффективные школы не устраивают одна стандартная шкала оценивания, линейное расписание, прямое распределение по группам. Сложная логистика управления потоками учащихся, критериальные системы оценивания, вес отметок, привязка различных учителей к модулям предметного курса – все эти запросы на функциональные доработки поступают именно от эффективных школ.Общая задача повышения качества и улучшения результатов деятельности всей системы образования города решается в том числе и объемом возможностей, которые есть и должны появляться для наших учеников, педагогов и населения города.Сегодня у родителей и детей есть возможность учиться в брендовой школе, однако, как показывает анализ высказываний родителей, у них появилась новая цель: попасть не только в школу с определенным номером, но попасть и в определенное здание в этой школе. Это скрытая, а может, и не очень скрытая претензия к качеству учителей и программ. Я думаю, важнейшими проектами развития для наших ведущих школ могут стать такие, как:- «Разработка и детализация банка образовательных программ, наиболее интересных для всех школ и учителей города»;- «Повышение квалификации». Изучение мировых трендов в обучении взрослых показывает, что наиболее эффективны на современном этапе для любых отраслей народного хозяйства две: Первая – второе высшее образование, магистерские программы или серьезная переподготовка. Такой опыт в городе есть, когда учителя химии получают специальность учителя физики, учителя физической культуры – технологическое образование, учителя начальных классов получают специальность логопеда и, самый массовый пример, когда директора и их заместители получают юридическое, экономическое или управленческое образование. На мой взгляд, это один из возможных шагов к конвергентности образования, отказ от изживших себя методических объединений предметников и создание в школах метапредметных педагогических объединений. Этот шаг позволит приблизиться к новому качеству образовательных программ. Вторая форма повышения квалификации – обучение на рабочем месте (опыт Великобритании, Финляндии). Есть большая разница, когда мы направляем на курсы учителя для получения диплома или когда диплом дает право и составляет обязанность для этого учителя обучать своих коллег. Тогда требовательность образовательных организаций к качеству системы повышения квалификации, за которое они заплатили деньги, сильно возрастает.Системе повышения квалификации придется отвечать на эти вызовы. Эти два проекта эффективная школа может вести самостоятельно. Более того, они обязательно приведут к изменению и задач управленческой команды, и функций заместителей директора. Для их реализации не нужно никакого вмешательства Департамента образования или сетевых учреждений. Крупный комплекс сам может стать серьезным субъектом повышения квалификации в городе в области современных образовательных технологий, образования в целом, современного управления.Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Московского городского методического центра
Комментарии