search
main
0

Какие нужны специалисты? Решают в столице, а региону создают проблемы

В Астраханской области на миллион населения приходится четыре государственных вуза и тридцать восемь коммерческих институтов и разных филиалов. Дневные отделения астраханских вузов выпускают с дипломами по три с половиной тысячи молодых людей в год. Казалось бы, замечательно? А вот Светлана Ильчук, директор регионального Центра содействия занятости молодежи (создан в 2003 году по решению Совета ректоров на базе ведущего вуза региона – Астраханского государственного технического университета) с этим не совсем согласна.

Ведь только пятая часть выпускников астраханских вузов может получить направление на работу. Еще десять процентов выпускников продолжают свое образование. А остальные решают проблему поиска работы самостоятельно. Все больше их обращается в центр, которым руководит Светлана Борисовна, и в органы службы занятости Астраханской области.

– Четыре из пяти работодателей требуют специалистов рабочих профессий, – сообщила Светлана Ильчук на московской конференции «Россия: приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь». – Нужны электросварщики, экскаваторщики, водители, токари, повара… Еще лучше – инженеры со знанием рабочей профессии (таких готовят, например, в АГТУ) – электромеханики, холодильщики, кораблестроители, теплотехники. Их не хватает! Зато наши вузы по-прежнему продолжают выпускать экономистов и юристов, которые не могут найти работу по специальности!

Астраханские высшие учебные заведения рады были бы выпускать больше специалистов технического профиля и меньше экономистов и гуманитариев. Но сколько абитуриентов и на какие специальности набирать, решают в столице. «А потом на уровне региона должны находить средства, чтобы улаживать проблемы занятости молодежи!» – с горечью высказывается Светлана Ильчук. Поиск денег – вопрос особенно болезненный.

Вузам приходится брать деньги с предприятий за подбор персонала, чтобы заработать средства для оказания помощи другим своим выпускникам.

Сформировать систему «регионального заказа» на подготовку специалистов удалось только на уровне начального и среднего профессионального образования. Студентам же астраханских вузов приходится учиться невостребованным в области профессиям. По данным Светланы Борисовны, в 2004 году АГТУ выпустил 976 человек, из них в региональный Центр занятости молодежи обратились 350, а в 2005 году из тысячи двухсот выпускников более половины (!) сразу оказались на учете в ее центре. Устав маяться дома без работы, астраханская молодежь все чаще уезжает в другие края. «Если в прошлые годы только пять-восемь процентов работали вне региона, то сейчас уже все тридцать процентов», – сообщила Светлана Ильчук.

– Я не вижу в этом ничего плохого, – подал реплику Владимир Римский, заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ. – Пусть они ездят, ищут работу в других регионах. Это же будет дополнительной возможностью консолидации страны!

Владимир Львович добавил, что он является сторонником западного подхода к образованию: человека обучают не для того чтобы он стал работником в какой-то отрасли, а для того чтобы «развивать человеческий капитал».

Но Астраханской области невыгодно, чтобы «человеческий капитал» с новенькими дипломами превращался в безработных или эмигрантов. Чтобы хоть как-то решить проблему, объединили усилия областное Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, молодежная биржа труда, Совет ректоров и другие социальные партнеры. При губернаторе создан Совет по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области. Работает региональная «Межведомственная программа профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной адаптации молодежи». Существует консультация для детей и родителей по вопросам, касающимся рынка труда.

Региональный Центр содействия занятости ежегодно проводит молодежный форум «День карьеры» с ярмаркой вакансий – после него удается осчастливить рабочими местами по 200 – 250 человек. Также центр ведет переговоры с предприятиями, куда студенты хотят устроиться на практику. Это, кстати, очень нервное занятие.

– Нам иногда говорят: сколько вы заплатите за то, что мы этого студента пустим на свою территорию? – возмущается Светлана Борисовна. – Значит, мы для вас подготовили специалиста и еще должны платить за то, что вы его возьмете? Вот есть понятие «потребители образовательных услуг». Потребителями сегодня являются студенты, которым эти услуги оказывают. Родители, которые за эти услуги платят. Государство, которое их заказывает. Потребителями сегодня являемся все мы – общество, которому нужны определенные специалисты. А работодатели, видимо, себя потребителями образовательных услуг не чувствуют!

Налицо социальное размыкание, констатировали участники конференции. По идее человек, получивший высшее образование, должен затраченные на него деньги как-то отработать, чтобы вернуть их следующему поколению. А если он не может работать по полученной специальности, то, значит, уничтожается общественный смысл образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте