На этот вопрос ответил во время видео-пресс-конференции в сетях РБК министр образования МосквыИсаак КАЛИНА.
Вопрос замечательный, только сначала хорошо было бы определить наше отношение к термину «нововведение». Образование в течение многих и многих веков рассматривалось как передача опыта предыдущих поколений следующим поколениям. Поэтому, по сути дела, можно сказать, что всегда изучали вчерашний день, и как только в системе образования появляется слово «нововведение», то это сразу вызывает очень большое напряжение в учительской среде. В то же время, как нас учат на уроках биологии в школе, живое тем и отличается от неживого, что оно постоянно изменяется, оставаясь самим собой. Система образования – очень живой организм, поэтому, мне кажется, при огромнейшем уважении к традициям, которые просто невозможно отбросить, по возможности нужно сохранять, в системе образования новации должны быть предметом изучения. Но мне кажется, то, чего сегодня не хватает системе образования, – это, наверное, лояльность к инновациям.
40 лет назад, поступая в вуз, мы твердо знали тот образ профессии (содержание деятельности, форму деятельности, инструменты деятельности), с которым нам придется столкнуться через 5-10 лет после окончания вуза. Поэтому система образования могла позволить себе быть очень стабильной. Сегодня мы понимаем, что профессии по содержанию, формам деятельности, инструментам деятельности меняются стремительно, и гарантировать, что все сохранится через 10 лет, просто нереально. За 10 лет даже перечень самых популярных профессий в мире изменился, по-моему, на 100%. Очень важно, чтобы наши ученики привыкали к тому, что жить и работать им придется в мире неопределенности, что невозможно получить знания, умения, навыки, которые потом 50 лет будут вести по жизни и позволять быть успешным.
Сегодня уже активно внедряется новый федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы, который, может быть, не очень понятен родителям (а когда плохо понятен, то и плохо принимаем). Родителям нужно, мне кажется, для себя сказать одну-единствен-ную фразу: «Если бы мы 100-процентно понимали, что изучают наши дети и внуки, это означало бы, что ни мир, ни школа не меняются, что никакого развития в этом мире нет и что дети дальше нас не пойдут». Дети пойдут намного дальше нас в сегодняшнем мире. Поэтому что-то будет обязательно непонятно, но к этому надо относиться очень спокойно и, я бы даже сказал, с огромным интересом. Может быть, просто родителям сегодня стоит обновить свое образование, обучаясь вместе с детьми. Впрочем, и нам, дедушкам, бабушкам, тоже не помешает обновить свое образование, обучаясь вместе с нашими внуками, потому что это уже в самом деле другое образование, другие инструменты. Мы обеспечили всех учителей Москвы персональными ноутбуками за счет бюджета Москвы, это было решение мэра. Мы понимаем, что новые инструменты формируют и новый стиль мышления человека, его новое отношение к миру. По содержанию, по инструментам работы новые стандарты очень здорово отличаются от того, что было буквально несколько лет назад.
Я думаю, что все нововведения – это развитие того хорошего, что было, есть и, поверьте, будет в московской системе образования, постепенное избавление от того, что, может быть, или устарело, или мешает развиваться московской системе образования.
Комментарии