search
main
0

Какая учебная литература нужна современной школе?

​Такой вопрос неизменно возникает сегодня в связи с введением новых стандартов для всех ступеней образования.

Cтандарт – это система или комплекс требований, а комплексный подход подразумевает установление связей, то есть когда мы говорим об образовательной среде, то говорим о системе связей между вещами, людьми и результатами.Неотъемлемая часть среды – учебно-методический комплекс, составляющие которого:- рабочая программа;- методические материалы;- учебник;- рабочая тетрадь;- задачник;- учебное оборудование;- электронные или цифровые образовательные ресурсы;- измерительные материалы.Но если обратимся к тексту стандарта, то обнаружим, что требований к учебнику в нем нет. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, работаем ли с учебно-методическим комплексом, назначение которого формирование результатов, описанных в стандарте.Вероятно, стоило бы разработать систему требований к учебно-методическим комплексам с учетом специфики нашего региона, то есть то, что могло бы называться столичным учебником. Это одна из возможностей реального и продуктивного сотрудничества между учительским сообществом, директорским корпусом и издательствами.Сегодня соответствие учебника федеральному государственному образовательному стандарту можно определить по следующим признакам:- раскрывает ли он фундаментальное ядро образования;- содержит ли он учебные задачи, а не только текст с вопросами, иллюстрации и справочные материалы, можем ли мы, работая с учебником, обеспечивать результаты, описанные в стандарте.Они не ограничивают авторов и издательства и могут стать ключевыми требованиями к учебнику.Что касается учебных задач, то можно предложить такую систему требований:- Учебные задачи кроме получения новых знаний должны способствовать освоению детьми новых способов учебной деятельности, развитию универсальных учебных действий.- Задачи должны носить практико-ориентированный характер и быть связанными с реальной жизнью, строиться с учетом возрастных особенностей и учитывать социальный опыт ребенка.- Учебные задачи должны ориентироваться на практическую деятельность ребенка с объектами и явлениями в физической или виртуальной среде.- Нужны задачи не только на отработку текстового материала учебника, но и на присвоение того, что находится в окружающем ребенка мире: экспонатов музеев, культурных объектов города, информации из Интернета, материалов словарей, учебного оборудования.- Должны быть задачи для детей с разным уровнем стартовой подготовки или выбравших профильное обучение в рамках определенного предметного цикла (задачи базового и профильного уровней).Мы говорим об учебно-методическом комплексе, это значит, что система требований необходима к задачникам и рабочим тетрадям, «шлейфу», который следует за учебником, к учебному оборудованию, мебели и измерительным материалам.Учебная деятельность детей осуществляется в предметной/материальной среде и для ее реализации необходим комплект учебного оборудования, связанный с учебником, рабочей тетрадью и задачником. Пока в учебнике нет заданий, связанных с учебным оборудованием, сложно рассчитывать на то, что учитель сам сможет организовать учебную деятельность детей с использованием учебного оборудования, если задача в учебнике, задачнике, рабочей тетради сформулирована как «выучи наизусть», «вычисли», «запиши».Таким образом, рабочие тетради и задачники как приложения к учебнику также должны обеспечивать решение детьми учебных задач, направленных на организацию таких видов учебной деятельности, как:- исследование;- эксперимент;- проектирование;- анализ;- моделирование;- систематизация;- классификация;- поиск информации в различных источниках, ее обработка и т. д.Сегодня пул измерительных материалов состоит из ЕГЭ, ГИА, тестов МЦКО и неструктурированного рынка контрольно-измерительных материалов, заданий, созданных самими учителями. При этом есть сложности с независимой оценкой предметных результатов с учетом динамики развития ребенка относительно самого себя. Кроме того, существует дефицит диагностических материалов для оценки метапредметных и личностных результатов.В комплект к учебнику должны входить материалы для измерения результатов учащихся – промежуточной и итоговой диагностики. Эти методики могут иметь формирующий, корректирующий, контролирующий характер, быть разноуровневыми, то есть учитывать особенности детей с высоким уровнем познавательной мотивации или имеющих трудности в обучении и развитии.Потребитель учебно-методического комплекса не только ребенок, его родители, а еще и учитель, поскольку он его рабочий инструмент.Следующий элемент комплекса – цифровые или электронные образовательные ресурсы и то, что мы называем электронным учебником. Наше предложение заключается в идее разработки такого электронного учебника, который станет конструктором урока, основанным на «облачных» технологиях. Он может представлять собой интерактивную среду моделирования уникальных сценариев урока, построенных на различных видах деятельности детей. Мультимедийный контент учебника может быть обеспечен электронной системой планирования, позволяющей учитывать особенности учебного плана школы, класса, конкретного ученика, то есть будет способен изменять образовательную среду школы, интегрироваться в электронные образовательные ресурсы: электронный журнал и дневник, сайт школы, образовательное пространство учителя и ученика.В реализации стандарта важно предоставить ученикам любые возможные формы получения образования, то есть на базе электронного учебника должна быть создана система дистанционной поддержки учебного курса: видеоматериалы для подготовки к работе в классе или самостоятельного изучения темы, базы мультимедийного образовательного контента, площадки для проведения учебных интернет-конференций.Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Московского городского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте