search
main
0

Какая… педагогика звучала! Учителя года России провели мастер-классы в Органном зале Пермской краевой филармонии

Пермь – город театров, музеев, фестивалей, памятников и скульптур классических и авангардных, таких как «Пермяк – соленые уши», памятник водопроводчику, скульптура медведя – символа самого восточного города Европы. Здесь бросается в глаза контраст эпох, стилей и направлений, неповторимый архитектурный облик, напоминающий о его историческом статусе как центра обширных территорий. Когда-то застройкой губернской столицы занимался сам губернатор Карл Модерах, имевший до этого прямое отношение к строительству Санкт-Петербурга. Его расчеты оказались точными и продуманными, и город был построен, по словам историка Мельникова-Печерского, «правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц». Пермь – это Юрятин у Пастернака в знаменитом романе «Доктор Живаго», это старинная улица Сибирская губернского города, перетекающая в печально известный Сибирский тракт, это и музей истории «Мотовилихинские заводы» с баллистическими ракетами, город парков и скверов, сада камней, водяного каскада, райского сада с цветниками и белоснежной ротондой. Пермь также известна своим фестивальным движением: современного искусства – «Живая Пермь», документального кино – «Флаэртиана». Популярны международный проект «Белые ночи», этнофутуристический фестиваль «Камwa», фестиваль ледовой скульптуры и другие. Город «гражданина Перми» Сергея Дягилева с его известными сезонами «Пермь – Петербург – Париж» еще называют и джазовой столицей России. Знаменитый в этой области искусства Генрих Терпиловский создал первый в России джаз-клуб, который перерос позднее в многочасовые джазовые марафоны. И проходят они сегодня в Органном зале краевой филармонии.

Кстати, о нем. Органный зал филармонии в городе Перми  известен своими уникальными акустическими возможностями, благодаря которым  с каждым годом  он привлекает к себе все большее число музыкантов из  разных стран мира. Здесь звучат классическая музыка, хоры и оркестры, высокая поэзия и, конечно же, его величество орган. Зал принимает   известных  скрипачей, пианистов, артистов с мировыми именами. А вот теперь  он стал площадкой для показа творчества учителей – победителей конкурса «Учитель года России»! Кто бы мог представить еще несколько лет назад, что на подобную сцену будут выходить школьные учителя и  реакция зрителей будет такой же яркой, как, например,  во время выступлений  российских и мировых звезд  в разных сферах искусства. Впрочем, инициаторы форума так и назвали его – «Все звезды  – в гости к нам», пригласив  учителей – победителей разных лет и из разных регионов в этот когда-то закрытый,  а сегодня  современный,  устремленный в будущее, креативный по духу и энергетике город Пермь.   Вижу в этом проявление  в здешнем регионе  не только уважения  к учительской профессии, но и признание пермяками  конкурса как уникального общественного, культурного явления. В зале, где 400  зрителей  с восторгом  принимали  своих коллег и их  оригинальные, нестандартные  по форме и смыслам  мастер-классы,  торжествовала педагогика высокого педагогического искусства и профессионализма. Каждый  по-своему и через свой предмет: филолог Олег Парамонов (абсолютный победитель в 1993 году), биолог Алексей Овчинников (абсолютный победитель в  2011 году),  историк Владимир Кружалов (победитель в 2009 году), технолог  Алексей Крылов  (абсолютный победитель в 2001 году),  математик Наталья Никифорова (абсолютный победитель в 2009 году)  приоткрыли секреты своего мастерства, показав на сцене разнообразные приемы и технологии,  благодаря которым  процесс  обучения становится  интересным, мотивированным, побуждающим  самих  детей к  творчеству. Философия преподавания,  широта кругозора  и эрудиции позволяют звездным учителям выходить за пределы своей предметной области и потому развивать у детей  универсальные способы познания мира,  заниматься  мышлением, интеллектом, воображением. Наталья Никифорова, например, назвала свой мастер-класс «Про это…», взяв в свой методический  арсенал  поэму Маяковского. Поставив вопрос, что общего  и в чем различие между математикой и художественной литературой, педагог  обратилась еще к одному нематематическому источнику, к книге Чарлза Доджсона, которого большинство знает как Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране чудес», и вместе с залом решала задачи, развивающие воображение и интуицию, логическое мышление, тонко подведя к выводу о том, что математика – это часть культурного наследия. И ее сверхзадача показать, как  алгебра и геометрия, основные свойства математических объектов могут привить любовь к творчеству, к новому, необычному, явно удалась.Авторские права форума «Все звезды – в гости  к нам» принадлежат человеку, имеющему прямое отношение к конкурсному движению.  Вначале участие и победа на городском конкурсе «Учитель года» в 1999 году, а  позже, в 2009 году,  как директор школы №2 города Перми Валентина Красносельских сопровождала  на российском финале конкурса «Учитель  года России»  своего учителя, историка Дмитрия Поносова, вошедшего тогда в  почетное число лауреатов. От впечатлений на конкурсе, который проходил в Москве, рассказывает Валентина Леонидовна, и родилась идея обязательно вернуться  в орбиту  праздника высокого профессионализма, вдохновения и постараться собрать у себя ярких и талантливых педагогов-победителей из разных городов и сел. Планы  оказались реальными, поддержали край и  город.  И здесь свои корни и причины: министр образования Пермского края Раиса Кассина в прошлом  была участницей одного из первых в регионе конкурсов «Учитель года», что уже характеризует ее как  человека   творческого, глубокого, увлеченного. Одним словом, родственная душа! А у первого лица городского образования Людмилы Гаджиевой, энергичного, думающего, находящегося  в постоянном поиске новых идей и инициатив руководителя, в арсенале достижений  победа на Всероссийском конкурсе «Лидер  образования»  в 2008 году. Педагоги, прошедшие конкурсные  испытания и ставшие  управленцами, – находка для образования. Творческий капитал, которым надо дорожить. И конечно же, важна поддержка сверху,  в частности, главы города Игоря Сапко, руководителя, судя по всему, активно помогающего конкурсному движению. Подумать только, победители городского конкурса  «Учитель года»  получают приз в размере полумиллиона рублей! Редкий, если не единственный для российских городов, да и регионов случай. Вероятно, повлияло или дало о себе знать учительское прошлое  Игоря Вячеславовича. Может быть,  поэтому  на встрече с гостями в уютном интеллектуальном кафе в школе №2  он,  оказавшись  в своем кругу, тепло общался с коллегами,  по-хорошему удивил нас тем, как умело решаются насущные  школьные проблемы в городе Перми.  Они, эти проблемы, разумеется, есть, как  и повсюду. Но  нельзя не заметить стремления  руководства работать в режиме новых идей, инновационных концепций, одна из которых стала сквозной темой форума – «Образование за гранью стереотипов». Город уже второй год выстраивает свою работу в рамках этого подхода, на основе которого  появляются новые программы и инициативы в городском образовании. Дискуссия «Образование будущего глазами учителей», где особенно проявились лидерские позиции Людмилы Гаджиевой, как раз и ставила перед собой цель наметить новые перспективы  развития образования в Перми, спрогнозировать возможные  болевые точки, риски, вызовы, вопросы, на которые   предстоит отвечать и решать в недалеком и далеком завтрашнем дне. Впрочем, то, что показывали  на форуме звездные учителя России и Пермского края, можно смело отнести к урокам будущего. Уникальные метапредметные занятия во второй день форума! Вот уж поистине темы и технологии,  выходящие за рамки стереотипов: «Удивительное многоголосие континентов» – учитель географии Юлия Неволина из города Чайковский Пермского края,  «Эффект паутины в общественных процессах» – учитель обществознания Ирина Босенко из Перми; «К вопросу о вопросах» – учитель словесности Елена Лядова из Перми и многие другие.  Есть детали, которые говорят о многом. Школа №2,  организатор форума, например,  без суеты, легко и вкусно накормила одновременно более чем 400 участников из городских и краевых школ обедом.  Окружила вниманием и теплом гостей, вручила подарки, цветы и сертификаты, организовала  культурную программу – посещение известной художественной галереи и уникальной Кунгурской ледяной пещеры. Cколько труда и души вложено во все это действие  коллективом, управляющим советом,  родителями, которые помогали школе! Ну а заслуга умелого директора, талантливого педагога и просто красивой, умной, интеллигентной женщины  Валентины Леонидовны Красносельских неоспорима. Школ №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля    одна из старейших и авторитетных в городе. Ей более 90 лет. Здесь все в гармонии: традиции и новаторство, достижения педагогов и учеников. Победы на олимпиадах по русскому языку, литературе, правоведению и обществознанию – предмет особой гордости. Их девиз «Школа добра и гуманности,  гражданственности и красоты»   не абстракция, а реальная жизнь, проявляющаяся во внешнем ее облике  и внутреннем устройстве, начиная с вестибюля, коридоров, школьных кабинетов и музея детской книги, залов «Боги и музы», «Дебют», «Бегущая по волнам», интеллектуального кафе «Иван Семенов», а главное – в сути и ценностных смыслах,   на  основе которых построена вся система урочной и внеурочной работы.Образовательная программа несет ярко выраженную гуманитарную направленность, которая реализуется в уникальной воспитательной системе «Школа гражданина». Высокопрофессиональный педагогический коллектив  как победитель регионального и призер российского конкурса воспитательных систем имеет звание «Звездный педагогический коллектив». Педагоги школы также призеры конкурса «Учитель года» на разных уровнях. Школа живет в своих измерениях и пространствах. Здесь и  авторская модель гражданско-правового воспитания,  действующая  региональная  ассоциация учителей истории, права и обществознания. И   все составляющие правового пространства: детский центр правовой информации,  уполномоченный по правам ребенка,  эмблема и флаг школы, кодекс чести ученика,  кодекс чести учителя.В пространстве художественного творчества  – танцевальные и хоровые коллективы, дизайн-студии, летний художественный лагерь «Пленэр», радио «Луч», газета «Движение», литературно-художественный альманах «Отражение», киностудия «Кадр», ансамбль народных инструментов.   И  снова победы  детей на региональном, российском и международном уровнях.  Здесь же и концертная деятельность, ежегодный фестиваль искусств, участие в выставках Пермской художественной галереи, в выставке «АРТ-Пермь».  Особый конек школы №2 – технологии выстраивания взаимовыгодного сотрудничества и утверждения авторитета школы как социокультурного центра.  Новая концепция внешних связей и партнерства,  по словам  Валентины Леонидовны,  включает в себя совместные образовательные и культурные акции, разработку социальных проектов, постоянную трансляцию опыта школы в СМИ  и на телевидении.На дискуссии  кто-то сказал: чтобы прогнозировать будущее, надо его  делать самим. Здесь и сейчас.  Что, собственно, и  происходит в школе №2 города Перми,  которая, заглядывая вперед,  и в настоящем времени живет яркой, полноценной, творческой жизнью.  Три дня в жизни участников форума, звездных российских учителей – обладателей Больших хрустальных пеликанов, прилетевших  к своим звездным коллегам,  были эмоционально насыщенными и запоминающимися. Прощаясь, они говорили  о желании снова встретиться на  пермской  земле. Похоже, что  и хозяева  всерьез задумались над этим же.Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте