Пермь – город театров, музеев, фестивалей, памятников и скульптур классических и авангардных, таких как «Пермяк – соленые уши», памятник водопроводчику, скульптура медведя – символа самого восточного города Европы. Здесь бросается в глаза контраст эпох, стилей и направлений, неповторимый архитектурный облик, напоминающий о его историческом статусе как центра обширных территорий. Когда-то застройкой губернской столицы занимался сам губернатор Карл Модерах, имевший до этого прямое отношение к строительству Санкт-Петербурга. Его расчеты оказались точными и продуманными, и город был построен, по словам историка Мельникова-Печерского, «правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц». Пермь – это Юрятин у Пастернака в знаменитом романе «Доктор Живаго», это старинная улица Сибирская губернского города, перетекающая в печально известный Сибирский тракт, это и музей истории «Мотовилихинские заводы» с баллистическими ракетами, город парков и скверов, сада камней, водяного каскада, райского сада с цветниками и белоснежной ротондой. Пермь также известна своим фестивальным движением: современного искусства – «Живая Пермь», документального кино – «Флаэртиана». Популярны международный проект «Белые ночи», этнофутуристический фестиваль «Камwa», фестиваль ледовой скульптуры и другие. Город «гражданина Перми» Сергея Дягилева с его известными сезонами «Пермь – Петербург – Париж» еще называют и джазовой столицей России. Знаменитый в этой области искусства Генрих Терпиловский создал первый в России джаз-клуб, который перерос позднее в многочасовые джазовые марафоны. И проходят они сегодня в Органном зале краевой филармонии.
Кстати, о нем. Органный зал филармонии в городе Перми известен своими уникальными акустическими возможностями, благодаря которым с каждым годом он привлекает к себе все большее число музыкантов из разных стран мира. Здесь звучат классическая музыка, хоры и оркестры, высокая поэзия и, конечно же, его величество орган. Зал принимает известных скрипачей, пианистов, артистов с мировыми именами. А вот теперь он стал площадкой для показа творчества учителей – победителей конкурса «Учитель года России»! Кто бы мог представить еще несколько лет назад, что на подобную сцену будут выходить школьные учителя и реакция зрителей будет такой же яркой, как, например, во время выступлений российских и мировых звезд в разных сферах искусства. Впрочем, инициаторы форума так и назвали его – «Все звезды – в гости к нам», пригласив учителей – победителей разных лет и из разных регионов в этот когда-то закрытый, а сегодня современный, устремленный в будущее, креативный по духу и энергетике город Пермь. Вижу в этом проявление в здешнем регионе не только уважения к учительской профессии, но и признание пермяками конкурса как уникального общественного, культурного явления. В зале, где 400 зрителей с восторгом принимали своих коллег и их оригинальные, нестандартные по форме и смыслам мастер-классы, торжествовала педагогика высокого педагогического искусства и профессионализма. Каждый по-своему и через свой предмет: филолог Олег Парамонов (абсолютный победитель в 1993 году), биолог Алексей Овчинников (абсолютный победитель в 2011 году), историк Владимир Кружалов (победитель в 2009 году), технолог Алексей Крылов (абсолютный победитель в 2001 году), математик Наталья Никифорова (абсолютный победитель в 2009 году) приоткрыли секреты своего мастерства, показав на сцене разнообразные приемы и технологии, благодаря которым процесс обучения становится интересным, мотивированным, побуждающим самих детей к творчеству. Философия преподавания, широта кругозора и эрудиции позволяют звездным учителям выходить за пределы своей предметной области и потому развивать у детей универсальные способы познания мира, заниматься мышлением, интеллектом, воображением. Наталья Никифорова, например, назвала свой мастер-класс «Про это…», взяв в свой методический арсенал поэму Маяковского. Поставив вопрос, что общего и в чем различие между математикой и художественной литературой, педагог обратилась еще к одному нематематическому источнику, к книге Чарлза Доджсона, которого большинство знает как Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране чудес», и вместе с залом решала задачи, развивающие воображение и интуицию, логическое мышление, тонко подведя к выводу о том, что математика – это часть культурного наследия. И ее сверхзадача показать, как алгебра и геометрия, основные свойства математических объектов могут привить любовь к творчеству, к новому, необычному, явно удалась.Авторские права форума «Все звезды – в гости к нам» принадлежат человеку, имеющему прямое отношение к конкурсному движению. Вначале участие и победа на городском конкурсе «Учитель года» в 1999 году, а позже, в 2009 году, как директор школы №2 города Перми Валентина Красносельских сопровождала на российском финале конкурса «Учитель года России» своего учителя, историка Дмитрия Поносова, вошедшего тогда в почетное число лауреатов. От впечатлений на конкурсе, который проходил в Москве, рассказывает Валентина Леонидовна, и родилась идея обязательно вернуться в орбиту праздника высокого профессионализма, вдохновения и постараться собрать у себя ярких и талантливых педагогов-победителей из разных городов и сел. Планы оказались реальными, поддержали край и город. И здесь свои корни и причины: министр образования Пермского края Раиса Кассина в прошлом была участницей одного из первых в регионе конкурсов «Учитель года», что уже характеризует ее как человека творческого, глубокого, увлеченного. Одним словом, родственная душа! А у первого лица городского образования Людмилы Гаджиевой, энергичного, думающего, находящегося в постоянном поиске новых идей и инициатив руководителя, в арсенале достижений победа на Всероссийском конкурсе «Лидер образования» в 2008 году. Педагоги, прошедшие конкурсные испытания и ставшие управленцами, – находка для образования. Творческий капитал, которым надо дорожить. И конечно же, важна поддержка сверху, в частности, главы города Игоря Сапко, руководителя, судя по всему, активно помогающего конкурсному движению. Подумать только, победители городского конкурса «Учитель года» получают приз в размере полумиллиона рублей! Редкий, если не единственный для российских городов, да и регионов случай. Вероятно, повлияло или дало о себе знать учительское прошлое Игоря Вячеславовича. Может быть, поэтому на встрече с гостями в уютном интеллектуальном кафе в школе №2 он, оказавшись в своем кругу, тепло общался с коллегами, по-хорошему удивил нас тем, как умело решаются насущные школьные проблемы в городе Перми. Они, эти проблемы, разумеется, есть, как и повсюду. Но нельзя не заметить стремления руководства работать в режиме новых идей, инновационных концепций, одна из которых стала сквозной темой форума – «Образование за гранью стереотипов». Город уже второй год выстраивает свою работу в рамках этого подхода, на основе которого появляются новые программы и инициативы в городском образовании. Дискуссия «Образование будущего глазами учителей», где особенно проявились лидерские позиции Людмилы Гаджиевой, как раз и ставила перед собой цель наметить новые перспективы развития образования в Перми, спрогнозировать возможные болевые точки, риски, вызовы, вопросы, на которые предстоит отвечать и решать в недалеком и далеком завтрашнем дне. Впрочем, то, что показывали на форуме звездные учителя России и Пермского края, можно смело отнести к урокам будущего. Уникальные метапредметные занятия во второй день форума! Вот уж поистине темы и технологии, выходящие за рамки стереотипов: «Удивительное многоголосие континентов» – учитель географии Юлия Неволина из города Чайковский Пермского края, «Эффект паутины в общественных процессах» – учитель обществознания Ирина Босенко из Перми; «К вопросу о вопросах» – учитель словесности Елена Лядова из Перми и многие другие. Есть детали, которые говорят о многом. Школа №2, организатор форума, например, без суеты, легко и вкусно накормила одновременно более чем 400 участников из городских и краевых школ обедом. Окружила вниманием и теплом гостей, вручила подарки, цветы и сертификаты, организовала культурную программу – посещение известной художественной галереи и уникальной Кунгурской ледяной пещеры. Cколько труда и души вложено во все это действие коллективом, управляющим советом, родителями, которые помогали школе! Ну а заслуга умелого директора, талантливого педагога и просто красивой, умной, интеллигентной женщины Валентины Леонидовны Красносельских неоспорима. Школ №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля одна из старейших и авторитетных в городе. Ей более 90 лет. Здесь все в гармонии: традиции и новаторство, достижения педагогов и учеников. Победы на олимпиадах по русскому языку, литературе, правоведению и обществознанию – предмет особой гордости. Их девиз «Школа добра и гуманности, гражданственности и красоты» не абстракция, а реальная жизнь, проявляющаяся во внешнем ее облике и внутреннем устройстве, начиная с вестибюля, коридоров, школьных кабинетов и музея детской книги, залов «Боги и музы», «Дебют», «Бегущая по волнам», интеллектуального кафе «Иван Семенов», а главное – в сути и ценностных смыслах, на основе которых построена вся система урочной и внеурочной работы.Образовательная программа несет ярко выраженную гуманитарную направленность, которая реализуется в уникальной воспитательной системе «Школа гражданина». Высокопрофессиональный педагогический коллектив как победитель регионального и призер российского конкурса воспитательных систем имеет звание «Звездный педагогический коллектив». Педагоги школы также призеры конкурса «Учитель года» на разных уровнях. Школа живет в своих измерениях и пространствах. Здесь и авторская модель гражданско-правового воспитания, действующая региональная ассоциация учителей истории, права и обществознания. И все составляющие правового пространства: детский центр правовой информации, уполномоченный по правам ребенка, эмблема и флаг школы, кодекс чести ученика, кодекс чести учителя.В пространстве художественного творчества – танцевальные и хоровые коллективы, дизайн-студии, летний художественный лагерь «Пленэр», радио «Луч», газета «Движение», литературно-художественный альманах «Отражение», киностудия «Кадр», ансамбль народных инструментов. И снова победы детей на региональном, российском и международном уровнях. Здесь же и концертная деятельность, ежегодный фестиваль искусств, участие в выставках Пермской художественной галереи, в выставке «АРТ-Пермь». Особый конек школы №2 – технологии выстраивания взаимовыгодного сотрудничества и утверждения авторитета школы как социокультурного центра. Новая концепция внешних связей и партнерства, по словам Валентины Леонидовны, включает в себя совместные образовательные и культурные акции, разработку социальных проектов, постоянную трансляцию опыта школы в СМИ и на телевидении.На дискуссии кто-то сказал: чтобы прогнозировать будущее, надо его делать самим. Здесь и сейчас. Что, собственно, и происходит в школе №2 города Перми, которая, заглядывая вперед, и в настоящем времени живет яркой, полноценной, творческой жизнью. Три дня в жизни участников форума, звездных российских учителей – обладателей Больших хрустальных пеликанов, прилетевших к своим звездным коллегам, были эмоционально насыщенными и запоминающимися. Прощаясь, они говорили о желании снова встретиться на пермской земле. Похоже, что и хозяева всерьез задумались над этим же.Пермь
Комментарии