search
main
0

Как жить учителю, если концы с концами не сходятся

Быть учителем – это больше, чем просто профессия, образ жизни и мыслей. Это больше, чем заниматься собственным делом, вести переговоры или готовить еду.

Не хочу преуменьшать значение иных профессий. Так уж повелось, что врач, священник и учитель – это больше о служении, а другие сферы деятельности – о работе. Но кому я об этом рассказываю? Учителям, которые трудятся на две ставки, чтобы получить средний уровень зарплаты по региону? Врачам, которые вопреки всем номеркам и талонам принимают до упора, а потом идут по вызовам? Священникам, служение которых не прерывается в храмах на каникулы и выходные?

Такой незаметный вроде бы труд поддерживает жизнь страны. И это привычно и естественно, когда дети идут в сад, школу, а, подрастая, в колледжи и вузы. Так работает наша система образования, в которой многое держится на плечах учителей и преподавателей, большинство из которых – женщины. Принято считать, что учитель отдыхает три месяца. Но это совсем не так. Уже сейчас, в августе, педагоги готовят кабинеты, участвуют в педсоветах, дописывают лекции для студентов, создают новые курсы, готовятся морально вернуться к той нагрузке, которую они на себя взвалили. Новости параллельной Вселенной Но кому я все это рассказываю? Учителя это знают и без меня, а вот первые лица государства, видимо, живут в параллельной вселенной, где призвание и служение можно объединить с подработкой. Наверное, вместо двух ставок можно взять и третью – что такого приключится, если читать лекции или вести уроки без перерыва и, может, выходных? Или вовсе забыть о своей жизни, семье, детях и только и делать, что работать? Наверное, Дмитрий Медведев, вчерашнее выступление которого сейчас так активно обсуждается педагогами, не в курсе, что воспитатели, учителя и преподаватели –  это еще и просто люди, которые в свой отпуск хотят не репетиторством заниматься, а отдохнуть и книги почитать, чтобы было с чем в новый учебный год вернуться. Еще – посадить и выкопать картошку, наварить варенья, насушить ромашки с липой, чтобы было чем лечиться и с чем чай пить. Еще – вывезти детей на озеро или море или со своими же учениками организовать поход или субботник, чтобы было о чем со своими, не чужими детьми, что вспомнить… Читать лекции в вузе, работать с детьми в школе, быть воспитателем в детском саду – это труд и служение детям разных возрастов, это серьезная нагрузка, которые должны серьезно оплачиваться государством. Но что говорят люди от власти? Дмитрий Медведев сказал, что он \”абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и, ну, как-то, так сказать, еще что-то заработать. Во всяком случае я, когда был молодым преподавателем на факультете, я просто много лекций читал, семинаров вел, и в общем и целом мне удавалось сводить концы с концами\”. Я не хочу, чтобы учителя и преподаватели сводили концы с концами. Я хочу, чтобы люди достойно жили и учили наших детей, а не бегали по подработкам и иным прекрасным местам… По сути премьер-министр предложил педагогам самим \”покрутиться\”, чтобы заработать недостающие для жизни средства. Репетиторство, например? Несколько недель назад (29 июня 2016 года в Петрозаводске) один из российских губернаторов как раз высказался на этот счет. Александр Худилайнен, глава Карелии, на совещании, посвященном коррупции сказал, что учителя, занимающиеся репетиторством, скрывают свои реальные доходы и не платят налоги. В доказательство губернатор привел сайт, где образовательные услуги предлагают 180 учителей региона. Кстати, глава Карелии и ранее выступал с критикой в адрес учителей. Например, он предлагал создать позорные списки педагогов, в чьих классах есть второгодники, так как считает, что второгодничество – это вина преподавателя.

Вот такие нестыковки выходят. Федеральная власть советует преподавателям \”еще что-то заработать\”, а регионалы хотят с этого и еще налоги собрать, чтобы казну пополнить… И самое удивительное, что оба этих желания – заработать на своем рабочем месте достойную зарплату и дозаработать на достойную жизнь вызывают то ли осуждение, то ли недовольство власти. \”Никто из сытых не представляет реальную ситуацию\” Я опросила нескольких карельских учителей, что они думают о репетиторстве и словах губернатора. Приведу только два ответа. – Если бы мне предложили раз в год покупать патент за 5000 (10 месяцев работаем, 2 отдыхаем – по 500 руб в месяц = 5000 р. – вполне посильная репетитору сумма) я бы с радостью его покупала и работала открыто, а не \”в тени\”, – говорит один из участников регионального конкурса \”Учитель года\”. –  Это мне было бы намного выгоднее, чем иметь ИП за 26000 в год. И рекламу можно было бы подавать открыто, и достижения учеников представлять, и отзывы их публиковать без оглядки. В Петрозаводске разных репетиторов не менее 500 человек. Умножьте. Какую сумму получил бы от нас бюджет, если бы существовала система патентов? Можно было бы в год по школе ремонтировать полноценно. Это, конечно, нужно обсуждать, я не уверена, что все думают так же. Высказываю исключительно своё мнение – заплатил налоги – спишь спокойно. Я, вообще, за всё люблю платить, ненавижу халяву и коррупцию. Нашим властям такие простые решения либо не приходят в голову, либо не выгодны. Нам это снизу не видно. Чтобы \”разобраться\”, чиновникам надо хотя бы под ноги посмотреть и прислушаться, а чем, вообще, живёт сегодня учитель и его семья? Никто из сытых не представляет реальную ситуацию, особенно обычную жизнь молодого учителя, зарплата которого не превышает 15000 рублей. Вот представьте: за 10000 он снимает квартиру (если очень повезёт), а на 5000 живёт. Можно, конечно, ходить только пешком, питаться как птичка, но ведь учитель вообще-то должен ещё и развиваться – покупать книги, посещать тренинги, ходить в музеи, театры, и наконец, просто прилично выглядеть, а на работе соблюдать дресс-код (ведь в деловом костюме предполагаются, например, туфли – он на что их купит?). Поэтому самое простое для молодого педагога в этой ситуации – не ждать \”разбирательств\” сверху, а по-тихому оборудовать дома рабочее место и по сарафанному радио набрать учеников. \”Смешная учительская… зарплата\” –  Для учителя репетиторство – спасение, потому что это реальная прибавка к смешной учительской зарплате, никакими открытыми легальными способами (классное руководство, платные услуги в школе, внеклассные мероприятия и т.д.) ничего не заработаешь, платят копейки, – говорит молодая учительница, которая воспитывает троих детей одна, работает в школе второй год. – Для сравнения – допзанятие в школе (платная услуга, по сути то же репетиторство) стоит рублей 150, с которых еще налог возьмут, замена урока того меньше, а репетиторство за час от 300 до 700 рублей в зависимости от популярности учителя. Классное руководство в месяц около 1500 рублей, а головной боли (мероприятия, родители, разборки, отчеты, ведение документации) гораздо больше. В нашей стране, погрязшей в коррупции по самое темечко, говорить о репетиторстве в таком ключе вообще кощунство. Я понимаю, что любая работа должна быть легальна, в первую очередь, чтобы соблюдались права и обязанности обеих сторон, но в таком случае, может, сначала хотя бы один чиновник покажет свой реальный доход и заплатит реальный налог?

Комментарии из соцсетей и нашего сайта к высказыванию Дмитрия Медведева об учительских зарплатах:

Юрий, педагог: \”Мне стыдно, что взрослые дяди и тёти \”заразились\” этим проклятым бизнесом. Они стали забывать о том, что когда-то их учили и воспитывали рядовые люди из народа – учителя и педагоги, которые в ущерб своему здоровью и своим семьям \”отдавали частичку сердца\” тем, от кого сегодня зависит их зарплата. Унизительно. С неимоверной нагрузкой никогда не получишь качества образования. Сегодня трудно привлечь в школы молодых специалистов. Оптимизировали всё, что могли. Стимула практически никакого. Но мы, педагоги, как колорадские жуки: их травят, а им хоть бы хны. Дяденьки и тётеньки \”высоко сидящие и далеко глядящие, так нельзя!!!\” Татьяна: \”Видимо, власть задумается о проблеме когда каждый будет выбирать то, что ему важно, и специалисты начнут уходить из школы. Образование и так держится на чистом энтузиазме\”. Александр: \”… достойную оплату за труд педагогов необходимо вернуть в нашу современную жизнь. Иначе у нашей страны и детей не будет будущего! …\”

Максим Иванов: \”Денег нет, но вы держитесь! Всего нам доброго! Нас всех призвание прокормит и детей наших и семьи. Хотя с этим, наверное, тоже надо в бизнес. Низкие зарплаты – это норма, их отсутствие, продолжая идею, вообще является гарантией стабильности и надёжности. Школа, вуз – не должны быть \”прекрасным местом\”, с чего Вы взяли? Призвание не для \”прекрасных мест\”, а для \”концов с концами\”… Здоровья нам, счастья, самореализации и удачных прекрасных мест в жизни! Денег все равно не будет! Держитеееееесь!\” Юлия: \”Эти слова позволяет себе второе лицо нашего государства… Извините меня, но откуда взялись все нынешние бизнесмены и эти же чиновники? Или они школы не посещали? Стыдно, что в 21 веке профессия учитель так низко ценится!\”

Гуппы \”Учительской Газеты\” в соцсетях: Facebook, ВКонтакте и Твиттер

Фото Елены Зачесовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте