Как специалист физического воспитания с 45-летним стажем, могу утверждать, что для подавляющей части населения первопричиной пассивного и даже отрицательного отношения к собственному физическому совершенствованию, а значит, и к здоровью стали не отсутствие понимания пользы от занятий физическими упражнениями или знаний, как ими заниматься, а собственная лень, отсутствие волевых черт характера, которые должны воспитывать с детства.
При всей, казалось бы, видимой заинтересованности государства воспитать физически здорового человека советская школа породила в народе стойкое убеждение в том, что наряду с такими предметами, как пение и труд, по физкультуре школьник не может иметь оценку ниже четверки. В обстановке повального увлечения липой (завышением оценок) школа похоронила потребность в усердии на уроках физкультуры и учителя, и ученика. Утверждаю это не понаслышке, в свое время был непосредственным организатором мероприятий по борьбе с приписками в отчетности.При всем желании сказать «то были времена, то были нравы» в надежде на лучшее не могу утверждать, что ныне ситуация кардинально изменилась. Безусловно, руководство страны принимает меры в пользу физкультуры: новые программы с повышенными требованиями к качеству преподавания, первые (со времен советской школы) учебники по физкультуре, дополнительный третий урок в неделю, раздельное обучение девочек и мальчиков начиная с 5-го класса, улучшение материально-технического обеспечения учебного процесса. Одним словом, делают многое, чтобы помочь школьнику быть здоровым.Однако отношение к физкультуре в школах осталось прежним: хорошистам и отличникам независимо от прилежания забронированы отметки согласно их статусу, а отъявленным двоечникам гарантированы тройки. Да и «среднее звено» к отметке по физкультуре зачастую безразлично, считая, что «физкультура – предмет не главный». Вот и получается, что школа выпускает молодежь, не способную проявлять усилия в борьбе за собственное физическое развитие, а значит, и здоровье. Поэтому сегодня наряду с вопросом, как помочь школьнику быть здоровым, должен быть поставлен еще один: как заставить школьника быть здоровым. Здесь я твердо убежден в необходимости ужесточения требований к нему самому на фоне реальной оценки его усилий.Сегодня ясно как день, что оценка по физкультуре как критерий качества преподавания предмета себя изжила. В условиях поиска возможности объединить физкультуру с ЕГЭ я предлагаю проведение единого государственного зачета по физкультуре. Учитывая предыдущий мой материал («От мониторинга к МФСК»), опубликованный в «УГ-М», предлагаю симбиоз из трех понятий: мониторинг физической подготовленности (мониторинг), физкультурно-спортивный комплекс (ФСК) и единый государственный зачет по физкультуре. Каждое из 4 упражнений мониторинга имеет 5 уровней подготовленности с соответствующим количеством баллов от 1 до 5. Школьник, набравший 20 баллов, получает золотой значок ФСК, а в его табель (аттестат) в графе «Физическая культура» вносится запись: «Уровень физической подготовленности высокий». В графу «Оценки» вписывается 20 баллов (5х4). Эти 20 баллов зачета по физкультуре и прибавляются в копилку ученика по ЕГЭ. Уровень подготовленности выше среднего предполагает награждение серебряным значком ФСК и количество баллов в табель (аттестат) от 15 до 19, средний – от 12 до 14 баллов, ниже среднего – от 12 баллов и ниже.Резонно заметить, что мальчики с избыточным весом не смогут выполнить норматив в подтягивании. Я практикую жим гири в определенном классе соответствующее количество раз и с определенным весом. Тяжелые мальчики с интересом занимаются с отягощениями. Предлагаю и альтернативу бегу на 1000 м: легкий бег в течение определенного времени без учета метража, но с условием не переходить на ходьбу. Но в этом случае упражнение может быть оценено лишь в три балла (уровень подготовленности средний, в случае перехода на ходьбу – в два балла).Зачет по физкультуре по условиям мониторинга должен проходить в первой и четвертой четвертях со 2-го по 8-й и в 10-м классах в условиях школы. В четвертой четверти для 9-го и 11-го классов зачет должен проходить централизованно по округам силами судейских бригад ДООЦ. Результаты обрабатывают и выносят на сайты ДООЦ, а эти центры отчитываются перед вышестоящими инстанциями. После этого школы своим приказом вносят результаты в соответствующие документы. При таком раскладе нет необходимости систематически завышать показатели ребенка. Родители будут заинтересованы в реальной оценке способностей детей и в контроле за процессом подготовки, страна будет знать уровень физической подготовленности школьников.Какая-либо проверка знаний по предмету «Физкультура» должна быть исключена: накануне ЕГЭ по другим предметам у школьников и так голова пухнет, а вот физическая активность им только на пользу. При нынешнем же положении вещей выпускники уже с третьей четверти начинают предпочитать физкультуре другие предметы, входящие в ЕГЭ.Забота о собственном здоровье и физическом развитии должна стать личным делом школьника, он должен четко уяснить, что успех зависит от приложения собственных усилий посредством ежедневных физических упражнений.Сегодня мы со всей ответственностью должны сделать выбор: или, признав бедственное положение дел в физическом воспитании школьников, будем пытаться обеспечивать положительный сдвиг, или, усугубляя нынешнюю ситуацию, будем по-прежнему лакировать действительность.
Валерий ШЕВЧЕНКО,учитель физической культурыЦО №1424
Комментарии