Цифровая революция, о которой так много говорили, свершилась. Ее не вполне понятные и неоднозначные последствия еще предстоит осмыслить, но некоторые важные и сложные для нас вещи уже можно обозначить. В условиях доступности (во всех смыслах) информации учителю уже практически невозможно сохранить непререкаемый экспертный авторитет. Ну кто может всерьез тягаться с Интернетом?! Там наверняка найдутся лекторы получше нашего: кому Борис Кипнис, «Арзамас», Алексей Савватеев и Станислав Дробышевский, а кому председатель СНТ, Даня Милохин и иже с ними. Можно бесконечно и горько сокрушаться по этому поводу, а можно смиренно и горько принять это и сконцентрироваться на том, каким образом сохранить за учителем авторитет наставнический, нравственный и, не побоюсь этого слова, человеческий.
Запоминается не самое важное, а самое интересное. И любят больше именно тех, с кем интересно. Это просто, ясно и, увы, верно. И, тягаясь с ТикТоком, мы сражаемся за интерес. При этом ценнее для любого человека то, что стоило большего труда, потребовало больших усилий. И тут особенную ценность приобретают интеллектуальные игры. Неординарный вопрос включает и приковывает внимание, таит в себе и умственный труд, и награду за него в виде радости от правильного ответа. Не случайна ведь такая бешеная популярность квизов среди взрослых и клубов интеллектуальных игр среди школьников. В таких сообществах собираются по интересам, и авторитет зарабатывается сообразительностью, начитанностью, умением логически обосновать ответ, и они прекрасно дополняют школьное образование, исподволь связывая отдельные знания в понятие «кругозор».
Сложно и бесчеловечно усталым и загруженным учителям советовать: «А разнообразьте-ка свои уроки викторинами, квизами и брейн-рингами! Отыскивайте пыльные факты, разукрашивайте их блестками искрометного юмора и устраивайте в рамках внеклассной работы элитарное казино для троечников (с отличниками не получится, у них дополнительные занятия, репетиторы и подготовка к олимпиадам)». Это же просто цинично. Скажу иначе…
Цифровая революция, о которой так много говорили, свершилась! Теперь в том же самом Интернете сравнительно легко находятся тематические игровые материалы, вопросы, которые можно использовать на уроках, вплетая в изложение материала, разворачивая тему, подталкивая класс к самостоятельным выводам и поддерживая интерес. Да, я знаю, что есть «разные дети», которым вообще ничего не интересно. И тускло наше с вами будущее, если именно на них ориентироваться.
Учитель теперь – это не только доставщик знаний, другие нынче перед нашим цехом задачи. Никакой Интернет, предоставляя информацию, не научит детей думать, получать от этого процесса удовольствие, находить нестандартный подход, делать правильные выводы из минимума информации и уметь эту информацию искать, анализировать и верифицировать. Последнее особенно важно, ибо в Сети, как на условном заборе, может быть написано, что крепостное право отменили в 1861 году, зато в результате воздействия космических лучей на рептилоидов из тайной масонской ложи. Поди разберись, что тут факт, а что – плод разгоряченного воображения.
Теперь вновь во главу угла становятся метапредметность, просвещение и функциональная грамотность. Это замечательно и своевременно! Дисциплины перестают рассматриваться как нечто дискретное. И правильно подобранные вопрос, игра, как ничто, могут служить иллюстрацией связи школьных предметов.
Внимание, вопрос: «Кто быстрее машет крыльями – комар или муха?»
Встретились биология с физикой и рассудили, что если звук, который издает комар при полете, выше (а пищат комары и жужжат мухи именно крыльями), то и крыльями машет он чаще. Хотя муха летает быстрее.
Вопрос может стать отправной точкой для темы урока, может, напротив, подвести ему итог и закрепить усвоенное. Тем более что нынче не нужно заниматься библиотечными изысканиями, все лежит в Интернете, и нужно только понять, что именно ищешь. И приспособить под уровень класса. Например, вот вопрос с Гран-при Кубка Москвы по интеллектуальным играм: «По легенде, пест пробил потолок его кельи. Назовите его». Понятно, что и учителю сразу сообразить нелегко. А если переформулировать: «По легенде, пест вылетел из ступки с такой силой, что пробил потолок кельи монаха Бертольда Шварца. Что же он таким образом изобрел?» Уже проще. И можно начать разговор о порохе, войнах, путях развития средневековой науки.
Можно предложить и задачку на нестандартный подход.
Внимание, вопрос: «Как заполнить бассейн доверху трижды, ни разу его не опорожняя?»
Еще такие интеллектуальные упражнения на уроке могут послужить отличным средством повышения социального статуса «ботанов» в классе, помочь организовать командную работу, стать ключом к началу воспитательного разговора на классном часе. И теперь это все доступно и легко. В конце я перечислю несколько ресурсов, которые нравятся мне и которые я могу рекомендовать всем для работы.
Кстати, о бассейне. Поскольку в условии не оговорено, чем его наполнять, самым простым решением было бы сперва использовать крупные камни, потом засыпать его песком, который заполнит пустоты между ними, а потом еще все это водой залить.
Из этой же серии задачка попроще: «Для лучшей сохранности при многодневной рыбной ловле улов раньше помещали в наполненный водой трюм. Хотя воды было достаточно, рыба там находилась без движения, отчего вкус ее становился хуже. Как рыбаки решали эту проблему? Как рыбу заставляли двигаться?»
Никаких технических приспособлений не нужно, достаточно запустить в трюм одного хищника. Потери от того, что он там кого-то сцапает, перекрывались тем, что вся пойманная рыба оставалась бодрой и свежей.
Напрягли логику, дадим пищу и воображению.
Внимание, вопрос: «В одном стихотворении двое влюбленных регулярно встречаются, но тут же расходятся. Когда же это им надоело и они замерли вместе, пришлось вызывать… Кого?»
Ответ покажется совсем простым, если понять, что речь не о людях, и обратить внимание на слово-подсказку «время». Речь в вопросе о стрелках на циферблате, а злым разлучником по вызову оказывается мастер-часовщик.
Порой вопросы заставляют представить описываемую ситуацию, думать как бы от лица героя. Или в данном случае представить его дальнейшие действия.
Внимание, вопрос: «Лесозаготовители на сибирской речке Бирюса часто наблюдали, как из леса выходит медведь и сталкивает с высокого и крутого берега в воду приготовленные для сплава бревна. Радовались такой помощи, недоумевали, зачем это косолапому, пока не увидели его как-то ниже по течению, где река делала крутой поворот. Тогда и стало ясно, зачем медведь кидал бревна в реку. Так зачем же?»
Ответить станет проще, если представить, что происходит в воде, когда в нее с косогора падает бревно. Медведь просто глушил рыбу, которую и подбирал потом на мелководье, где ее прибивало течением к берегу. Как видим, даже медведь, если ему создать условия, начинает созидательно трудиться. Что уж там про человека говорить.
Можно с помощью вопросов учить выявлять неочевидные причинно-следственные связи. Внимание, вопрос: «В африканских странах, по наблюдениям исследователей, возникает неожиданная связь между браконьерской охотой на леопардов и других хищников и успеваемостью школьников. Подумайте, как же браконьерство вредит образованию?»
Московским школьникам сложно (но можно) представить, что другие дети вместо уроков охраняют поля от набегов обезьян, расплодившихся в отсутствие естественных врагов. Браконьеры истребляют хищников, прежде всего леопардов, в природе контролирующих численность павианов и мандрилов.
Маленькие детали могут стать очень яркими и говорящими штрихами.
Внимание, вопрос: «Этот фразеологизм связан, по одной версии, с пребыванием поляков в Москве в 1610 году, когда польские офицеры пировали с московской знатью, затаив вражду, и опасливо скрывали в складках одежды оружие самообороны. Другая версия связывает его появление с царским указом, который должен был ускорить мощение столичных улиц. Что же это за выражение?»
Речь идет о выражении «держать камень за пазухой». Согласно указу Петра I от 1714 года каждый прибывший в Санкт-Петербург должен был доставить камни: пеший – 1 небольшой камень, въезжавшие на телегах – не менее трех камней не меньше 5 фунтов весом каждый, въезжавшие на барках – не менее 30 камней. Можно представить, с каким чувством пеший человек, путешествовавший и без того не налегке, тащил с собой булыжник…
Внимание, вопрос: «Немецкий ученый Бругш, изучая так называемый дендерский зодиак – это одна из древнеегипетских астрономических росписей, обнаружил изображения пяти младших богов, держащих в руках посохи. С чем, по мнению исследователя, следует соотносить этих странствующих богов?»
Боги живут на небе, боги с посохами должны по небу ходить. Мы привыкли, что планет Солнечной системы несколько больше, даже и без Плутона, но невооруженным глазом можно увидеть из них пять: Венеру, Марс, Меркурий, Юпитер и Сатурн. Справедливости ради нужно сказать, что боги Луны и Солнца там тоже есть, и тоже с посохами. Чем не начало беседы о египетской астрономии и космогонии?
И о литературе: «Первый вспоминал, что во время болезни второй сказал ему: «А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Третий скверно писал, а вы еще хуже». Назовите первого, второго и третьего».
Лев Николаевич Толстой был большой оригинал и терпеть не мог творчество не только Вильяма Джоновича Шекспира, но и Антона Павловича Чехова. Только Шекспиру высказать все в глаза по понятным причинам не мог.
Вы видите, что вопросы можно подобрать из любой области, и, готовясь к уроку, мы имеем возможность добавить в материал изюминку, которая запомнится и сможет помочь потом ученику вспомнить все, о чем на этом уроке говорилось. А пользоваться или нет, решать уже вам.
База вопросов «Что? Где? Когда?»: db.chgk.info.
База вопросов, квизов и викторин: quizbaza.ru.
Викторина «Виквиз»: viquiz.ru.
Группа «Разминка для мозга»: www.facebook.com/groups.
Александра КАРЛИНСКАЯ, педагог дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества «Пресня», руководитель детского объединения «Интеллект»
Комментарии