Информационная лавина, агрессивное проникновение коммерциализации в сферы культуры, образования и т.п. – все это неизбежно угнетает развитие личности, провоцируя тем самым отклоняющееся поведение. Подростки и молодежь живут и реализуют себя, во многом копируя поведение взрослых. Противостоять объективно обусловленным негативным явлениям непросто. Для этого нужна целевая политика, объединяющая усилия государства и гражданского общества, система конкретных мероприятий, поддержанная также и финансово. Мы – правозащитники, по самому смыслу слова “правозащита”, озабочены нарушениями прав конкретного человека, возникающими в результате действия или бездействия тех или иных органов государственной власти.
Семья
Разумеется, кризис семьи, неблагополучие в ней, пренебрежение родительскими обязанностями являются главными причинами отклоняющегося поведения детей. Помимо безработицы, недостатка доходов, нищеты, не менее существенны и чисто институциональные корни этих проблем. Неэффективность работы государственных институтов, не решающих самые насущные вопросы даже при необходимом финансировании, отсутствие должного контроля, ведомственная разобщенность, неразвитость неправительственного “третьего” сектора. Говоря образно, надо исключить ситуацию “заброшенности”, когда даже в экстремальных ситуациях “пострадавшему” некуда жаловаться и неизвестно где просить помощи и защиты.
Конечно, нужна активная семейная политика, для реализации которой, по-видимому, необходимо повысить статус деятельности по опеке и попечительству на каждой территории, в каждом муниципальном образовании. Правовой базой для этого может стать разработанный в Министерстве образования проект закона об организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Он позволяет органу местного самоуправления – строго в соответствии со статьей 121-2 Семейного кодекса РФ – привлекать к необходимой профилактическо-реабилитационной деятельности на договорной основе учреждения самого разного ведомственного подчинения, а также лицензированные неправительственные организации. Проект закона также определяет способы интенсификации семейного устройства детей-сирот и социального патроната семей риска. Принятие этого закона, как можно надеяться, “снимет” – в диалектическом гегелевском смысле – известное противоречие между органами образования и органами социальной защиты о ведомственной подчиненности органа опеки и попечительства. Статья 121-1 Семейного кодекса РФ возлагает на органы опеки и попечительства широкий спектр обязанностей, вплоть до самой общей формулировки о “защите прав и интересов детей… в случае уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов”. Сегодня “семьями риска” с детьми занимаются в основном органы социальной защиты населения. И хотя в последние годы в организации реабилитационной работы с семьей наблюдается видимый прогресс, масштаб проблем таков, что решать их надо “всем миром”.
Считаем необходимым обратить внимание на одну из самых болезненных и пока, к сожалению, совершенно “провальных”: планирование семьи и половое воспитание. Отсутствие культуры в этих вопросах является причиной множества трагедий: широкое распространение заболеваний, передающихся половым путем, нежелательные беременности, массовые, в том числе криминальные аборты. Больные дети – готовые кандидаты на отклоняющееся поведение. Суть вопроса все та же: в экстремальной жизненной ситуации молодым людям обратиться за помощью практически некуда.
Острота проблемы такова, что впору привлекать Министерство по чрезвычайным ситуациям. Мы не обсуждаем здесь противоречивый вопрос о введении полового воспитания в школах. Мы обсуждаем меры “скорой помощи”. Когда несколько лет назад Государственная Дума “зарубила” программу планирования семьи, то одновременно было прекращено финансирование и одной ее действительно нужной и важной компоненты: создания бесплатных АНОНИМНЫХ консультативных кабинетов по вопросам планирования семьи и полового воспитания, например при Домах санпросветов, крупных больницах, медицинских и психологических центрах и т.п. Там, где такие консультации начали создаваться, немедленно проявилась огромная в них потребность. Но программу закрыли, и миллионы молодых россиян остались без необходимой помощи и поддержки. Мы призываем правительство и депутатов вернуться к рассмотрению этого вопроса и инициировать принятие программы повсеместного создания таких кабинетов. Это будет весомым вкладом в предотвращение того, что называется “вырождением нации”, и в прямом смысле слова сохранит жизнь многим молодым людям.
Образовательная среда
“Ощущение причастности к школе является ключевым фактором, удерживающим молодых людей от рискованного поведения, включая употребление алкоголя и наркотиков, насилие и секс без использования предохранительных средств” (по результатам масштабного исследования здоровья подростков в США, цит. по докладу “Молодежь в меняющемся обществе” исследовательского центра ЮНИСЕФ “Инноченти”). Для того чтобы школа была для учащегося “благоприятной средой”, необходимы три фактора:
1) Он должен быть накормлен, что очень актуально в наших условиях полуголодного существования множества семей; система бесплатного школьного питания должна стать повсеместной, и нужен независимый контроль за его качеством. (Сейчас, по данным Минобразования России, горячее питание получают 10 процентов учащихся общеобразовательных учреждений, в основном только из начальных классов).
2) Ребенок должен быть защищен в правовом отношении, в том числе от физического, психического насилия. Пожелание это будет, однако, оставаться пустым звуком до тех пор, пока жаловаться на нарушения своих прав учащиеся могут только в администрацию образовательного учреждения, либо в вышестоящий орган образования, которые объективно не заинтересованы “выносить сор из избы”. Ситуация замкнутого “административного анклава” никак не способствует созданию в школе “благоприятной среды”. Необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении работали специалисты (психологи, социальные работники, школьный уполномоченный по правам детей), полностью выведенные из подчинения органов образования; предлагаем закрепить это на законодательном уровне в виде поправки к Закону “Об образовании”. Помимо работы по конкретным жалобам детей, эти сотрудники должны заниматься правовым просвещением, общими вопросами социально-психологического и нравственного здоровья учащихся, предотвращением и разрешением конфликтов, созданием толерантного микроклимата как в школе, так и в семье, организацией соответствующего всеобуча для родителей.
3) Школа никогда не станет благоприятной средой для учащихся, если статус профессии УЧИТЕЛЬ не будет поднят на должную высоту. Именно учитель, а, чиновник органа образования является главным звеном в образовательном процессе. Он должен быть защищен также и социально. Положение педагога – лакмусовая бумажка для любого общества. Учителя, низведенного до положения нищего, фактически лишают возможности быть учителем жизни, для чего предназначает его сама профессия. Он не только дает знания, а в сущности конструирует будущее, которое станет настоящим наших детей и внуков. Все это банально и очевидно, как и то, что общество будущего дорого заплатит за штопаные колготки учительницы, за ее голодных детей. Вряд ли в этих условиях можно всерьез говорить о качестве образования и о школе как благоприятной среде для учащихся. Намечаемое правительством повышение окладов учителей – позитивная, хотя заведомо недостаточная мера. Уважение к столь необходимой обществу профессии измеряется не только зарплатой. Нужны профессиональные льготы – на получение жилья, на проезд, на посещение театров и музеев, бесплатные путевки хотя бы на 2 недели отпуска, льготная профилактика профзаболеваний и обязательная диспансеризация, а также регулярная реклама в средствах массовой информации позитивного педагогического опыта и система государственного поощрения за выслугу лет – так, как это делается, например, в Германии. Все это в комплексе способно остановить отток кадров и вернуть профессии учителя должное уважение и престиж.
Другим важнейшим фактором профилактики отклоняющегося поведения подростков и молодежи является активное развитие начального профессионального образования. Подростки, оставившие школу, ставшие фактически “детьми улицы” – это весьма широкая группа особого риска. По данным Генеральной прокуратуры, около 1,5 миллиона несовершеннолетних находятся вне каких-либо форм образования; их активно вовлекают в криминальные структуры. Подсчитано, что содержание учащегося в специальном ПТУ или исправительно-трудовом учреждении обходится в 12 раз дороже, чем в обычном профессионально-техническом училище. Таким образом, государству даже экономически выгодней удержать молодежь критического возраста в учебном заведении, чем выбрасывать ее на улицу в качестве рыночных отходов.
Отметим, что любое профессиональное образование, в школе или вне нее, должно быть организовано с учетом возможностей последующего гарантированного трудоустройства выпускников; во многих странах начальное профессиональное образование молодежи осуществляется также и прямо на производстве; системой целевых льгот и выплат государство стремится заинтересовать руководителей фирм и предприятий (независимо от формы собственности) в организации обучения молодых специалистов; при этом наряду с социальными решаются и производственные проблемы.
Досуг. Средства массовой информации
Сегодня подросткам нечем заняться. Почти не осталось бесплатных спортивных секций, стадионов, бассейнов. Все это совершенно необходимо для профилактики отклоняющегося поведения подростков и молодежи. Кружковую работу по интересам необходимо вести по месту жительства, где, как правило, немало пустующих нежилых помещений. Надо лишь найти средства на их переоборудование и на зарплату педагогам-организаторам. Здесь нужны целевые программы. Недавно сотрудники “Права ребенка” вместе с американскими друзьями посетили город Дзержинск Нижегородской области и, в частности, городской Дом творчества детей и молодежи. Директор с гордостью говорила о том, что две тысячи детей занимаются 42 видами деятельности в кружках и клубах. С удивлением узнали американцы, что родители ничего не платят, а заботу о досуге детей взяли на себя местные органы власти.
К сожалению, активный досуг занимает относительно небольшое время в жизни современного ребенка в развитых странах, включая Россию. Более 70 процентов времени дети проводят перед телевизором, который, работая по формуле “вместо ночной сказки выколотые глазки” активно способствует их “отклоняющемуся поведению”. По данным компании “Росмедиамониторинг” у нас за 3,5 часа теледосуга на глазах у ребенка в среднем гибнет 10 человек, тогда как доля детских программ в сетке вещания шести основных каналов составляет не более 2,2 процента от суммарного времени вещания. Практически исчезло развивающее вещание, литературные передачи и т.п. Великобритания сумела преодолеть болезни “дикого рынка” в СМИ и наладить эффективный контроль за этикой и качеством вещания таким образом, что полностью исключена возможность использования этого контроля в целях политической цензуры. Мы призываем депутатов Госдумы создать Комиссию по изучению этого английского законодательного опыта.
Мы призываем к скорейшему принятию законов о ювенальной юстиции, о независимом государственном и общественном контроле за соблюдением прав детей, о социальном заказе, о поощрении благотворительности в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.
Борис АЛЬТШУЛЕР,
руководитель Программы “Права ребенка”
Комментарии