Общество осознает необходимость гражданского образования и воспитания. В современной России эта проблема имеет особое значение в связи с тем, что в начале 90-х годов XX века произошел отказ от традиционных ценностей. Общество оказалось в ситуации потери нравственных ориентиров. С приходом XXI века вакуум постепенно начинает заполняться. Нравственные ценности общества восстановлены, на их основе пересматривается и создается содержание, появляются новые методы ведения гражданского образования и воспитания.
В обществе основную роль в деле воспитания гражданственности у подрастающего поколения продолжает играть школа. В ней ученик не только получает образование, но и социализируется. Этот процесс требует создания в школе комфортных условий для развития личности, так как атмосфера учебного заведения, в котором происходит становление человека, влияет на формирование идеалов в сознании ребенка. В школе ребенок получает важные навыки взаимодействия с другими людьми и организациями (научными обществами учащихся, общественными организациями различной направленности). В таких условиях ученик осознает необходимость активной социальной жизни, так как он, участвуя в различных мероприятиях, понимает, что достичь поставленных целей и реализовать свои интересы может только деятельная личность. Вот почему взрослым людям, участвующим в процессе образования, нужно правильно оказать педагогическую и психологическую поддержку, придающую мышлению школьника верный вектор развития. Несмотря на то, что в современной России проблема содержания гражданского образования вроде бы решена, существуют вопросы, решение которых еще предстоит найти.
Одна из проблем, с которой столкнулась я как молодой педагог, – проблема учебников. Школьные курсы, которые напрямую связаны с воспитанием гражданственности, – История Отечества и Обществознание. К сожалению, ни один из современных учебников не отвечает представлениям учителей истории полностью. Причина их несовершенства, как я считаю, – консерватизм мышления как педагогов, так и авторов пособий.
Современная молодежь живет в среде, заполненной большим количеством разнородной информации. Доступ к ней не становится проблемой: к услугам учеников Интернет, энциклопедии (в том числе электронные), книги. Проблема заключается в том, что у школьников не сформировано умение ориентироваться в этом информационном потоке, выбирать нужные и качественные знания. Именно поэтому современное образование должно выделять в качестве приоритета выработку социальных умений учеников, навыков работы с информацией. Развитие этих умений не предполагает ни одно из учебных пособий, поэтому многие учителя действуют исходя из своих представлений.
Проблема учебников находится в процессе решения на протяжении последних 15 лет: проводятся «круглые столы» и экспертные встречи, выходят новые пособия для учеников и педагогов. Новые учебники похожи друг на друга и полностью не отвечают требованиям практикующих педагогов. На мой взгляд, первым этапом создания учебников должна стать выработка новой концепции их организации, доминантой в которой будет разностороннее развитие ученика. Для ее формирования необходимо привлечь специалистов разного профиля: ученых (педагогов, историков, политологов, социологов, психологов), педагогов-практиков, молодых специалистов, медицинских работников, программистов и так далее. Нужно способствовать пониманию того, что все знания должны быть получены учениками в результате деятельности (поисковой, эвристической, творческой). Новое учебное пособие должно ориентироваться на продуктивную самостоятельную работу учеников и развивать самоконтроль. Дискуссия о формах пособий отходит на второй план, так как она не столь важна, сколь достижение вышеперечисленных целей образования.
Еще одна проблема гражданского образования и воспитания кроется в самой форме организации учебного процесса: классно-урочной системе, которая не отвечает запросам современных методов. Они уже не требуют полной подчиненности учеников учителю. Скорее, наоборот, предоставляют ученикам возможность самостоятельно вводить правила их общения на уроке. Учитель исполняет роль наблюдателя, контролера, помощника. Для создания отношений равноправия на уроке обществознания можно использовать круговую расстановку парт, при которой, как показывает практика, каждый ученик чувствует себя полноценным участником урока, и другие методы. Тем не менее отказаться полностью от классно-урочной системы невозможно. До сих пор она остается наиболее эффективной в обучении. Однако использование новых педагогических технологий на уроках обществознания становится одним из основных условий формирования современной личности.
Все существующие трудности можно преодолеть, но необходимо взаимодействие нескольких структур: школы, государства и общественных организаций.
Для подготовки новых учебных пособий, отвечающих запросам современного образования, нужно активизировать работу научных и педагогических сообществ. Привлечение к написанию учебника не только маститых педагогов и ученых-социологов, но и молодых специалистов позволит расширить альтернативы поиска новых методов решения проблемы. Молодые педагоги по своему пониманию мира и развитию более близки к ученикам. Это условие поможет создать пособия, которые ориентированы именно на учеников, на их интересы, на их проблемы.
Создание на школьном уровне экспериментального гражданского общества сможет показать все преимущества его существования, а также покажет, какие могут возникнуть проблемы в ходе его развития. Это будет способствовать формированию различных умений и навыков жизни в гражданском обществе у школьников. Создавать гражданское общество в школе возможно на основе сотрудничества с различными общественными организациями, учеными и другими людьми, заинтересованными в гражданской подготовке личности, что будет способствовать привлечению родителей в школы.
Прасковья АЛЯПКИНА, учитель истории и обществознания гимназии №1515
Комментарии