search
main
0

“Как я ненавижу эту учебу!” Год назад я получил письмо от одной знакомой учительницы. Не называю ни имени, ни школы, ни даже города: все это очень типично

“Администрация школы, попечительский совет, родители, – пишет она, – требуют от нас одного: им всем хочется, чтобы мы относились к детям, как к комкам глины, из которых нужно вылепить конкурентоспособного на рынке высшего образования абитуриента. Личность ребенка, его здоровье, способности во внимание не принимаются. Наши педагоги, боясь потерять работу, превратились в настоящих репетиторов, натаскивают отлично, но ученикам от этого только хуже: у них нет свободы воли, права выбора, ответственности, просто удовольствия от учебы, зато есть постоянный стресс, страх быть хуже, не выдать должных результатов. Большинство наших учеников, как после парника, не приспособлены к жизни, не способны в ней ориентироваться, растерянны, они не могут и не хотят учиться самостоятельно, без натаскиваний педагогов. С первого курса бросают вузы, чтобы заняться бизнесом или заработать денег бебиситерами, а то и стриптизершами. Мы просто обманываем своих учеников, когда говорим: “Учитесь, дети, и у вас в жизни все будет: любовь, счастье, деньги, семья!” Они верят нам. В этом году я выпустила одиннадцатый класс. Одна моя выпускница недавно призналась: “Вы говорили, что нужно поступить в вуз и тогда все будет хорошо, а мне там плохо, противно, гадко, мне кажется, я себя продаю за бумажку диплома!” А если она получит диплом и придет ко мне с вопросом: “Зачем я училась, меня тошнит от этой работы?”.
Недавно я попросила своих семиклашек доказать мне, почему нужно делать домашние задания. Три аргумента “за” и три “против”. Никто не написал, что ему просто интересно учиться. В десятых предложила тему “Образование – путь к успеху?”. Один мальчик из двух классов написал, что ему познание доставляет удовольствие, все остальные лепетали по поводу хорошей работы в будущем, а одна успешная ученица не выдержала и написала: “Нужно получить блестящее образование для достижения успеха в будущем, но как я ненавижу эту учебу, как мне вытерпеть эти годы!”
Когда я начинаю об этом думать, мне хочется написать заявление об уходе…”
Довольно долго я ничего не отвечал на это письмо, но потом все-таки решился.

“Здравствуйте, А.Б.!
Перечитал сегодня ваше письмо. Если бы я был директором школы, то был бы очень рад, что у меня работает такой учитель: преданный детям и неравнодушный. Ваше беспокойство за “своих детей”, конечно, оправданно. У меня, кстати, была ученица, которая, не закончив школы, сбежала с подругой в Москву и стала проституткой. Она хороша собой и, что называется, сексуальна: такая роскошно развитая девушка. Неглупая, училась хорошо, а подруга ее и вовсе была отличницей. Что же, мне теперь надо сказать: все, ухожу из школы? Все то время, когда она там “гуляла” в Москве, ее мама постоянно звонила мне. Сама девушка, конечно, не писала и не звонила, но, думаю, если ей перед кем-то в глубине души по-настоящему стыдно, то именно передо мной. И вряд ли это самообольщение. Она недавно вернулась домой, конечно, не вполне здоровая и основательно потрепанная.
Виновата ли школа в подобной судьбе своих выпускников? Конечно! Еще как виновата. И ваша школа виновата. Потому что задачи не столько даже обучения, сколько обучающего тренинга – как вы сами говорите, натаскивания – у вас ставятся как главные, а воспитательные идут как побочные. Но именно за это, чтобы в школе было полноценное воспитание, чтобы школа работала ради счастья и блага каждого своего ученика – за это каждый учитель должен бороться. Не в том смысле, что построить у входа в школу баррикаду, взять пулемет и засесть там, выдвинув требование: или всех убью, или пусть будет у нас воспитание. Убежден, что воспитывает не столько отдельный педагог, сколько весь педколлектив и вся школа в целом – это факт. Вы же пишете, что многие ваши коллеги, боясь потерять работу, превратились в репетиторов и фактически приносят детям вред. Если мы “живем, чтобы есть” и для нас главное – не потерять работу, то мы, конечно, не педагоги. Правда, тут есть другой момент: видимо, нас ставят в такое положение, когда оставаться человеком и педагогом трудно. Значит, нужно четко отрегулировать взаимные права и обязанности родителей и педагогов, администрации и учителей. Вы пишете: “Они требуют”. Но ведь все ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ вопросы в школе решает ПЕДСОВЕТ, и его решениям обязана подчиняться в том числе и администрация. Вот и ставьте вопрос на педсовете, если это возможно в вашей школе, если нет – готовьте почву, разговаривайте с коллегами, ищите единомышленников.
Теперь несколько основных моментов – как строить педагогический процесс, чтобы он воспитывал.
Каждому ребенку нужно дать возможность выразить свою индивидуальность и проявить свои способности, не во внеклассной работе только, а именно во время обычной учебной работы.
Школа – это мини-социум: ребенок учится в школе понимать себя в обществе себе подобных, понимать людей. Надо ему помочь в этом, помочь найти свою социальную нишу в классе, которая будет его удовлетворять и способствовать его развитию.
Пусть ребенок в школе узнает и поверит, что те, которые были чужими, могут стать своими, близкими и нужными и он может стать нужным им, что кроме семьи может быть еще коллектив друзей и единомышленников – большая семья, класс.
Он должен в школе узнать, что такое рост, движение вперед, самосовершенствование, как это радостно и приятно – расти, учиться, добиваться чего-то, преодолевать трудности, добиваться успеха в преодолении себя.
Ребенок должен увидеть в школе образец взрослого человека: для меня образцом на всю жизнь стал мой учитель истории Илья Оскарович Хаселев. Очень часто именно учитель становится для ученика таким маяком человечности, по которому он будет ориентироваться в жизни.
Наконец, ребенок просто должен увериться в своей несомненной человеческой ценности, причем не функциональной – зависящей от его учебных достижений, – а совершенно несомненной и ни от чего не зависящей. Так вот, если бы меня спросили, для чего в школе нужны учителя, я бы сказал: “Чтобы уважать и любить детей!”
Что до подготовки к поступлению в вуз, то она тоже нужна. Но это должно быть на десятом месте, не на первом. И тогда не будет ненависти к школе и искалеченных судеб выпускников.
Плохо не то, что готовят в вуз. Плохо, что нет ничего другого: дружбы, человеческого тепла, нет увлекательной и успешной работы над собой, возможности проявить свою индивидуальность – никому она не нужна.
И последнее. Мы живем в ужасном обществе, которое калечит человека. Но у каждого из нас, педагогов, есть и самый последний долг: даже если мы ничего не можем сделать, мы обязаны оставаться со своими детьми до конца – так, как это сделал Януш Корчак. Мы не волшебники. Но, выбрав эту профессию, мы дали клятву детям и должны ее исполнить, как бы ни было трудно.
Так что не надо уходить из школы. Это было бы предательством самой себя. Давайте останемся и постараемся сделать для детей все, что в наших силах”.

Вадим СЛУЦКИЙ,
учитель литературы и психологии лицея N 13 г.Петрозаводска, председатель Карельского регионального демократического движения “Демократические реформы в образовании”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте