Государственная политика показывает, что образование все больше ориентируется на нужды промышленности. Главная цель — технологический суверенитет, который подразумевает достижение результатов развития в 29 отраслях. Они определены Минпромторгом, и в 20 из них критически важны инженерные навыки.
Тем временем количество поступающих на инженерные специальности сокращается уже 12 лет. Происходит это потому, что число выпускников, сдающих ЕГЭ по профильной математике и физике, меньше количества выделенных на инженерные специальности бюджетных мест.
О задаче по повышению к 2030 году количества выбирающих физику, химию, биологию и информатику уже говорил министр просвещения Сергей Кравцов.
Базовые инженерные компетенции, с которыми выпускник приходит в технический вуз, формируются в школе в рамках естественно-научного блока а также дополнительного образования на его основе. К этим компетенциям относятся:
- конструирование, то есть умение собирать;
- программирование, то есть понимание алгоритмов работы и умение их задать;
- естественно-научные знания, то есть понимание физических принципов работы.
Если у школьника будет понимание, зачем их изучать, где это будет применимо после учебы и насколько важны инженерные специальности, он скорее выберет ЕГЭ по физике и математике, а значит и научную или инженерную специальность в будущем. Но чтобы появилось понимание, нужно создать мотивацию, то есть заинтересовать. Во многом успех этого предприятия зависит, конечно, от педагогов. В остальном — в школе должна быть понятная образовательная траектория, обеспеченная современным учебным оборудованием.
Как должна выглядеть
Возможность для обучения, строящемся на трех вышеописанных китах, должна быть у ребенка уже в дошкольном возрасте. Практика показывает, что дети успешно изучают естествознание с помощью цифрового оборудования в игровой форме уже с 4 лет. А азы логики, математики, алгоритмики и конструирования дадут отличную базу для уверенного перехода в начальную школу.
Там ребенка ждет первый — блочный, — язык программирования, который будет подготовительной ступенькой к профессиональным языкам в средней школе. А также подготовка к естественным наукам в рамках предмета «Окружающий мир». Она проходит уже с помощью «взрослой» цифровой лаборатории.
В средней школе такие лаборатории понадобятся для изучения предметов естественно-научного блока. Цифровой эксперимент лучше аналогового — он дает возможность зафиксировать параметры не только до и после, но и в любой временной точке. Также цифровая лаборатория позволяет накапливать, анализировать и обрабатывать собранные данные.
Конструирование и программирование на этом этапе выходят на предпрофессиональный уровень. Продвинутые роботы работают под управлением языков программирования, успешное изучение которых позволяет после школы найти работу. Возраст входа в IT-профессии снизился, и сегодня есть примеры ребят, которые уже после 9 класса устроились в ведущие цифровые компании.
В старшей школе венцом траектории становятся профильные классы. Для них есть специальные цифровые лаборатории для естественно-научных предметов. Важным элементом становится проектная деятельность, зачастую метапредметная. Ее техническую часть обеспечивают сложные робототехнические системы, в том числе работающие в стандарте Интернета вещей. Он позволяет подключаться к проектной установке удаленно и управлять ее работой откуда угодно.
Как и из чего строить?
На этапе проектирования траектории есть два подводных камня, связанных с возрастом. Речь о переходе из сада в школу и о рубеже 7 класса, когда начинаются сложные предметы и связанная с ними проектная деятельность. И там и там важна бесшовность, чтобы стандарты работы и оборудования не менялись. Часто сад оборудован лучше начальной школы, и ребенок, приходя в первый класс, хочет продолжать заниматься привычными в саду занятиями на новом уровне. Но в школе либо нет такого оборудования, либо оно другой системы, нежели в саду.
То же самое часто происходит в конце 6 класса, когда заканчиваются возможности учебных наборов известного датского производителя конструкторов. Дальше детям приходится переучиваться работать с другими системами, что отвлекает от освоения основного материала. Поэтому важно, чтобы с детского сада и вплоть до выпуска из школы ребенок учился по траектории единого стандарта, каждый шаг которой был бы развитием предыдущего.
Выстроить такую среду в школе можно, например, при помощи оборудования компании «Научные развлечения». Это крупнейший разработчик и производитель учебного оборудования в России. И единственный, кто делает его для всех уровней образования — от сада до вуза. С их продуктами ребенок проходит все этапы: от цифрового датчика в виде божьей коровки в саду до сложного оборудования в университетской лаборатории. От дошкольного пиктограммного программирования до проектирования в старшей школе робототехнических систем умного дома или технического зрения.
Все наборы «Научных развлечений» включают подробнейшие методички для педагогов, где пошагово расписано, как проводить занятия. Для сотрудников дошкольного образования действует методическое объединение «Наустим», в котором уже 22 региона РФ и несколько стран ближнего зарубежья. Для педагогов-предметников есть курсы повышения квалификации в ведущих педвузах и методическая поддержка в виде вебинаров.
Компания «Научные развлечения» вместе с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров и сетевым изданием «Учительская газета» подарили спецпризы победителям специальных номинация конкурса «Педагог года Тюменской области» в 2023 году.
Комментарии