search
main
0

Как вырастить по-настоящему счастливых людей

Что за детство без игры?

Практика работы системы образования в Финляндии, представленная в интервью «Учительской газете» ведущим мировым экспертом, педагогом Паси Сальбергом, – достойный пример, на который можно и должно ориентироваться. С большой пользой для себя прочел две полосы емкого материала, который не может оставить равнодушным.

Особый интерес к публикации («УГ» №30 от 27 июля 2021 г.) был вызван прежде всего тем, что учебные заведения потребительской кооперации России, где я тогда работал, активно использовали в профессиональном обучении опыт наших северных соседей по внедрению предпринимательской направленности, включению студентов в работу, в действие. Причем это был не труд, увлекающий молодежь. Он был организован с помощью новейших технологий.

Являясь директором Брянского кооперативного техникума, я, как и другие мои коллеги-руководители, настраивал педагогический коллектив на создание условий для самовыражения, проявления деловой инициативы, роста компетентности будущих специалистов. Студенческие бизнес-структуры задумывались нами как стартовые площадки для приобретения практического опыта и профессиональных навыков.

Еще до появления состязаний WorldSkills мы по примеру Финляндии уже проводили свои отраслевые чемпионаты профессий «Карьера в России». С завистью узнал, что в финской системе образования кроме самого обучения бесплатны также обеды, экскурсии, музеи, школьное такси, учебники, все канцелярские принадлежности и даже ноутбуки. Большое внимание уделяется дополнительным занятиям, музыкальным, художественным, спортивным кружкам.

Обогащающей и очень полезной стала новая информация зарубежного гостя газеты о том, как реализуется главная цель финских педагогов – «вырастить и обучить по-настоящему счастливых людей». Что может быть важнее этой цели?

Среди многих проблем на этом пути через тернии к звездам, обозначенных в интервью Паси Сальберга, хотелось бы остановиться особо на такой тревожной ситуации в современной школе, как отсутствие в учебном процессе физической активности и игр, что так важно для благополучия, здоровья и учебы детей. Еще средневековый французский ученый Мишель Монтень утверждал, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Деятельность финских учителей, как и творчество лучших педагогов многих других стран, подтверждают актуальность и значимость этого утверждения в наше время.

Однако, к большому сожалению, и у нас в России, имеющей богатый практический опыт, солидное теоретическое наследие, проблема гиподинамии детей приобрела широкое распространение. Пустуют дворы и детские площадки. На них чаще всего можно видеть мам с малышами дошкольного возраста. Спортивные кружки и секции стали платными. На переменах в школе чаще всего увидишь учеников, сидящих с телефонами в руках. А на занятиях, кроме уроков физкультуры, нет места двигательной активности, игровым моментам.

О своих попытках изменить такую ситуацию я рассказывал в статьях и публикациях с говорящими названиями «Увлекательный, нескучный менеджмент», «Обучение с развлечением», «Что за детство без игры». В нашем кооперативном техникуме постоянно проводились спортивные праздники «Малые олимпийские игры», «Здравствуй, лето», «Веселая Масленица», «Дорогами памяти», а также другие полезные оздоровительные мероприятия. Обычно на большой перемене студенты под руководством физкультурных организаторов проводили веселые разминки с танцевальными номерами под музыку из местного радиоузла. Любимым местом для всех стал уголок торговли и отдыха «Веселая переменка».

Почему-то редко в учебных заведениях можно увидеть в коридорах турники, теннисные столы, а во дворах – горки, карусели, качели для активного отдыха и игр. Почему бы учителям, классным руководителям, советникам директоров по воспитательной работе не обучать ребят играм на воздухе, в помещении, организовывать подвижные игры на переменах.

Двумя руками голосую за призыв Паси Сальберга признать, что здоровье – это навык, который дети должны изучать в школе. Здоровье – важнейший навык XXI века.

Разочаровала вот только концовка разговора с выдающимся финским педагогом о мегатрендах в современном образовании. Как-то спокойно Паси Сальберг рассуждает о растущем неравенстве в наших обществах, которое привело к разрыву в уровне образования в большинстве стран мира, удешевлении расходов на образование за счет сокращения количества учителей и расширения возможности школьников для самостоятельного дистанционного обучения. Действительно, может случиться, что начальное и среднее образование предоставит всем учащимся только необходимый минимум базовых знаний и навыков, а все остальное будет дополнительным, доступным тем, кто может позволить себе платить. Разве не может всех нас не беспокоить такая перспектива?

При таких тенденциях и перспективах образования трудно согласиться с оптимистическим выводом автора газетного интервью о том, что «в ближайшем будущем возможно повышение престижа и статуса профессии учителя, наконец, педагоги будут признаны важными профессионалами на «передовой развития страны». Вряд ли это произойдет в ближайшем будущем.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте