search
main
0

Как вырастить настоящего педагога? Создать ему условия для роста!

Б​ыстро меняющийся мир ставит перед педагогом новые задачи. Современный учитель – воспитатель, наставник, психолог, организатор. Таким должен стать и молодой педагог. Интересно, каковы же сегодня требования общества к учителю?

По данным опроса, проведенного в конце минувшего года, родители хотят видеть в учителе не только профессионала, владеющего арсеналом педагогических средств, но и культурного, доброжелательного, хорошо знающего детские характеры человека. Ученики предъявляют высокие требования к компетентности педагога, считая, что у него должны быть универсальная образованность, информированность, прогрессивность, желание и способность заинтересовать предметом, что он должен быть молодым, красивым, обаятельным, улыбчивым, современно одетым. В ЮЗАО трудятся более 20 тысяч педагогов, из них 948 – молодые специалисты со стажем педагогической работы до трех лет. Для них мы разработали программу «Школа молодого специалиста», которая создает условия профессионального роста молодых педагогов и включает 3 модуля: Модуль первого года – базовый: – работа с документацией; – нормативно-правовая база; – изучение УМК; – тренинги на развитие конструктивного общения.Модуль второго года – методический: – изучение педагогических технологий; – посещение мастер-классов; – тренинги по профилактике эмоционального выгорания. Модуль третьего года – исследовательско-технологический: – участие в творческих, проблемных группах; – самостоятельная проектная деятельность; – участие в профессиональных конкурсах, конференциях; – индивидуальная психологическая поддержка. Это программа поможет разработать индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального мастерства учителя. Педагогическая рефлексия и самооценка играют важную роль при определении образовательного маршрута, меняется технология оценивания, важной составляющей становится осознание успешности в достижении поставленных целей. Технология портфолио позволяет реально оценить профессиональное развитие учителя. Мы разработали примерную структуру и содержание портфолио учителя. Раздел 1. Общие сведения об учителе. Квалификационные характеристики. Учебная нагрузка. Раздел 2. Результативность педагогической деятельности. Раздел 3. Научно-методическая деятельность. Методический потенциал. Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. Раздел 5. Учебно-материальная база. Эффективность использования кабинета. Раздел 7. Выполнение функции классного руководителя. Работа с родителями учащихся. Раздел 6. Участие в конкурсах. Раздел 8. Публикации, отзывы. Информационно-ресурсный отдел ОМЦ разрабатывает электронный модуль портфолио. В нашем округе сложилась система работы с педагогическими кадрами и определены ступени развития и самореализации – от профессионализма до успеха. Важнейшими условиями профессионального роста молодых педагогов мы считаем психологически положительную атмосферу, высокий уровень профессионализма наставника, мотивацию, выявление запросов и потребностей молодого специалиста, свободу выбора. Школа молодого специалиста позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, создавать психолого-педагогическое сопровождение, готовить к новой системе аттестации, выполнять социальный заказ (государства, общества, родителей и обучающихся), оказывать методическую поддержку в предметной области. Важная составляющая в работе с молодыми специалистами – развитие института наставничества. В окружном методическом центре введена должность методиста по работе с молодыми специалистами и педагогами-наставниками, в каждом районе определена опорная школа (это 12 ОУ), где работает организатор-наставник и определены учителя наставники по предметам. Сегодня уже создана сеть образовательных учреждений и определены базовые ОУ, это:     профильное обучение (4 ОУ);     психологические центры (10 ОУ);     ресурсные центры (4 ОУ);     районные советы молодых специалистов;     совет ветеранов. На базе опорных школ каждую среду проводятся занятия на модульной основе для молодых специалистов первого, второго и третьего года работы. Модуль первого года – базовый: молодые педагоги со стажем работы до 1 года изучают действующие государственные программы и УМК, особенности организации внеурочной воспитательной работы; посещают открытые мероприятия с их последующим анализом; участвуют в тренингах на развитие коммуникативных и организаторских способностей. Модуль второго года – методический: формирование умений использовать современные информационные и личностно ориентированные технологии обучения через активное участие педагогов в учебно-познавательной деятельности (посещение мастер-классов, практико-ориентированных занятий по моделированию уроков (занятий) с последующей апробацией в классах (группах) по месту работы молодого специалиста). Активное включение в практические занятия и тренинги создает условия для трансляции полученных знаний в практическую деятельность и выхода на новый профессиональный уровень. Модуль третьего года – исследовательско-технологический – предполагает формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, презентационной культуры. Основными формами работы с молодыми специалистами выступают участие в творческих, проблемных группах, самостоятельная проектная деятельность с последующей защитой творческих работ (разработанные дидактические материалы, сценарии уроков (занятий), участие в конкурсах, конференциях и так далее. На протяжении трех лет осуществляется непрерывная методическая поддержка молодых специалистов методистами-наставниками и методистами-предметниками, которые посещают уроки и занятия начинающих педагогов, определяют основные проблемы и пути их решения, а также возможности для раскрытия творческого потенциала, задавая тем самым индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста. Английский философ Уильям Артур Уорд считал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Ирина ПАВЛОВА, директор ОМЦ ЮЗОУО, заслуженный учитель РФ, дважды лауреат гранта Москвы «Инновации в сфере образования»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте