search
Топ 10
Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минобрнауки: зачисление в вузы в одну волну исключает преимущества для высокобалльников Российские вузы начали проводить дополнительный набор первокурсников Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя Евгений Ямбург: успех инклюзивного образования зависит от настроя учителей Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Региональные вузы притягивают абитуриентов Минцифры провело проверку сбоя на Госуслугах, из-за которого медалист из Новосибирска не поступил на бюджет Языки коренных малочисленных народов России пройдут через экспертизу Ученые из Австралии раскрыли тайну образования континентов

Как вырастить читателя

Нет лучше фрегата, чем книга, домчит до любых берегов

Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.

Коля Поляков

Как сделать чтение любимым и интересным занятием для ребенка? Какие шаги предпринять, чтобы книги стали помощниками и друзьями? Специалист ГППЦ уверена, если создать условия для развития интереса к чтению, то проблема решится сама собой. Несколько рекомендаций родителям.

Интерес для всей семьи

Когда чтение является интересным занятием для всей семьи, то и ребенок, подражая примеру родителей, имеет возможность увидеть и почувствовать, как много возможностей, ярких эмоций и впечатлений может дать чтение книг. Если дома есть даже небольшая библиотека, а мама и папа с удовольствием проводят время за книгой, чтение для ребенка представляется естественным и интересным процессом.

Чтение как способ общения
Совместное чтение и обсуждение книг является хорошим способом общения. В разные возрастные периоды это общение будет отличаться, но всегда будет способствовать развитию ребенка и укреплению детско-родительских отношений.

Оптимальный выбор

Выбирайте книги с учетом возрастных особенностей ребенка и его интересов. Для ребенка книги-помощники растут вместе с ним и проходят весь путь взросления – от ярких книжек с картинками и тактильными вставками до классической и современной литературы, отвечающей на самые разные жизненные вопросы.

Когда и с чего именно начать прививать малышу интерес к чтению? Начинать нужно в первый год жизни ребенка.

Первый год жизни

В раннем возрасте происходит первое знакомство с книгой, и здесь чтение выступает скорее как один из способов взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми, помогает осваивать предметный мир вокруг, стимулирует речевое развитие. Ребенок слушает голос мамы, и такое чтение становится одним из способов быть рядом с ней, что уже приносит ребенку радость и удовольствие.
Читать малышу следует с разными интонациями, в разном темпе, выразительно, дополняя речь жестами и мимикой, действиями с различными предметами, добавляя игровое взаимодействие в процесс чтения. В первый год жизни книги могут быть любыми – и короткие детские сказки, и классические произведения, которые вы читаете сами. Самое важное открытие, которое сделает ребенок в отношении книг в этом возрасте, – то, что самым близким людям чтение интересно и приносит удовольствие.

1‑2 года

В этом возрасте можно начинать знакомство с книгой как с предметом, который вызывает много ярких положительных эмоций. Предлагайте малышу мягкие книжки, издания с яркими картинками, с дополнительными вставками из различных материалов, книжки-звучалки, виммельбухи. Освоение предметного мира, которое выступает ведущей деятельностью раннего возраста, позволяет сделать привлекательной для ребенка саму форму подачи материала в виде книги.

2‑3 года

Читайте малышу короткие сказки, стихи-скороговорки, содержащие звукоподражание разным животным и объектам окружающего мира. В этом возрасте активно развивается речь, и для ребенка становятся важны ритм и рифма, возможность повторить, понять, о чем книга. Он уже может отвечать на простые вопросы по содержанию, раскрашивать картинки к книге, узнавать, что некоторые герои из его любимых книжек существуют и в окружающем мире.

3‑4 года

Малыш уже сам может выбирать книги, которые ему нравятся. Поддержите его инициативу и читательский интерес. Вместе выберите книгу в магазине, пусть это будет первый шаг ребенка, чтобы стать активным читателем.

4‑7 лет

В этом возрасте мир книг становится для дошкольника еще более ярким и разнообразным. Выразительное чтение детям вслух, совместное артистичное изображение главных героев и их приключений с помощью жестов и мимики, придумывание собственных сюжетных поворотов и разыгрывание книжных историй, выполнение квестовых и творческих заданий после прочтения книги – все это позволяет сделать процесс чтения запоминающимся и ярким. Развивать интерес к чтению помогает игра. Сказку можно не только слушать и обсуждать, ее можно разыграть в театрализованном представлении.

В дошкольном возрасте чтение становится безграничным пространством для творчества. После прочтения книги родители могут предложить ребенку нарисовать или слепить персонажей, смастерить декорации, придумать загадки к произведению, изготовить костюмы из подручных материалов, создать своими руками книгу с рисунками и подписями. На занятиях в Городском психолого-педагогическом центре мы с ребятами даже снимаем собственные мультфильмы по мотивам сказок. Информационные технологии, собранные в нашей мультстудии «Юдо-Чудо», позволяют каждому ребенку сделать свой анимационный шедевр.

Младший школьный возраст

В этом возрасте поддерживать интерес к чтению можно, обеспечив ребенка слушателями, которые не оценивают, не критикуют, а просто слушают. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник стесняется и чувствует себя некомфортно на уроках чтения.
Дома в роли слушателей могут выступать бабушки и дедушки, мамы и папы, младшие братья или сестры и даже домашние питомцы. В Городском психолого-педагогическом центре есть занятия в рамках проекта «Канистерапия», где специально обученные собаки под руководством педагога-психолога внимательно слушают, как ребята читают им книжки. И дети, которые не любили читать, с радостью приходят на такие занятия к своим четвероногим друзьям.

Подростковый возраст

В этот период книга может помочь лучше узнать себя: исследовать свои личностные качества, ценности, мотивы поступков. Поддерживайте и поощряйте стремление подростка изучать дополнительную литературу, не входящую в школьную программу. Это позволит сохранить необходимый баланс между интересным и необходимым чтением.

В этом возрасте наступает период самоопределения, поиска своего «я». Дополнительная литература может стать источником информации о будущей профессии.

Узнать о новых и интересных книгах для детей, почерпнуть интересные идеи и темы для обсуждения с ребенком после прочтения книг, получить много полезной информации, чтобы сделать для ребенка путешествие в мир книг еще более ярким, насыщенным и увлекательным, – такие возможности открывает проект Городского психолого-педагогического центра «PROЧтение». Доступно каждому родителю на https://akr.gppc.ru/prochtenie.

Оксана ГОЛЕРОВА,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте