Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Коля Поляков
Как сделать чтение любимым и интересным занятием для ребенка? Какие шаги предпринять, чтобы книги стали помощниками и друзьями? Специалист ГППЦ уверена, если создать условия для развития интереса к чтению, то проблема решится сама собой. Несколько рекомендаций родителям.
Интерес для всей семьи
Когда чтение является интересным занятием для всей семьи, то и ребенок, подражая примеру родителей, имеет возможность увидеть и почувствовать, как много возможностей, ярких эмоций и впечатлений может дать чтение книг. Если дома есть даже небольшая библиотека, а мама и папа с удовольствием проводят время за книгой, чтение для ребенка представляется естественным и интересным процессом.
Чтение как способ общения
Совместное чтение и обсуждение книг является хорошим способом общения. В разные возрастные периоды это общение будет отличаться, но всегда будет способствовать развитию ребенка и укреплению детско-родительских отношений.
Оптимальный выбор
Выбирайте книги с учетом возрастных особенностей ребенка и его интересов. Для ребенка книги-помощники растут вместе с ним и проходят весь путь взросления – от ярких книжек с картинками и тактильными вставками до классической и современной литературы, отвечающей на самые разные жизненные вопросы.
Когда и с чего именно начать прививать малышу интерес к чтению? Начинать нужно в первый год жизни ребенка.
Первый год жизни
В раннем возрасте происходит первое знакомство с книгой, и здесь чтение выступает скорее как один из способов взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми, помогает осваивать предметный мир вокруг, стимулирует речевое развитие. Ребенок слушает голос мамы, и такое чтение становится одним из способов быть рядом с ней, что уже приносит ребенку радость и удовольствие.
Читать малышу следует с разными интонациями, в разном темпе, выразительно, дополняя речь жестами и мимикой, действиями с различными предметами, добавляя игровое взаимодействие в процесс чтения. В первый год жизни книги могут быть любыми – и короткие детские сказки, и классические произведения, которые вы читаете сами. Самое важное открытие, которое сделает ребенок в отношении книг в этом возрасте, – то, что самым близким людям чтение интересно и приносит удовольствие.
1‑2 года
В этом возрасте можно начинать знакомство с книгой как с предметом, который вызывает много ярких положительных эмоций. Предлагайте малышу мягкие книжки, издания с яркими картинками, с дополнительными вставками из различных материалов, книжки-звучалки, виммельбухи. Освоение предметного мира, которое выступает ведущей деятельностью раннего возраста, позволяет сделать привлекательной для ребенка саму форму подачи материала в виде книги.
2‑3 года
Читайте малышу короткие сказки, стихи-скороговорки, содержащие звукоподражание разным животным и объектам окружающего мира. В этом возрасте активно развивается речь, и для ребенка становятся важны ритм и рифма, возможность повторить, понять, о чем книга. Он уже может отвечать на простые вопросы по содержанию, раскрашивать картинки к книге, узнавать, что некоторые герои из его любимых книжек существуют и в окружающем мире.
3‑4 года
Малыш уже сам может выбирать книги, которые ему нравятся. Поддержите его инициативу и читательский интерес. Вместе выберите книгу в магазине, пусть это будет первый шаг ребенка, чтобы стать активным читателем.
4‑7 лет
В этом возрасте мир книг становится для дошкольника еще более ярким и разнообразным. Выразительное чтение детям вслух, совместное артистичное изображение главных героев и их приключений с помощью жестов и мимики, придумывание собственных сюжетных поворотов и разыгрывание книжных историй, выполнение квестовых и творческих заданий после прочтения книги – все это позволяет сделать процесс чтения запоминающимся и ярким. Развивать интерес к чтению помогает игра. Сказку можно не только слушать и обсуждать, ее можно разыграть в театрализованном представлении.
В дошкольном возрасте чтение становится безграничным пространством для творчества. После прочтения книги родители могут предложить ребенку нарисовать или слепить персонажей, смастерить декорации, придумать загадки к произведению, изготовить костюмы из подручных материалов, создать своими руками книгу с рисунками и подписями. На занятиях в Городском психолого-педагогическом центре мы с ребятами даже снимаем собственные мультфильмы по мотивам сказок. Информационные технологии, собранные в нашей мультстудии «Юдо-Чудо», позволяют каждому ребенку сделать свой анимационный шедевр.
Младший школьный возраст
В этом возрасте поддерживать интерес к чтению можно, обеспечив ребенка слушателями, которые не оценивают, не критикуют, а просто слушают. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник стесняется и чувствует себя некомфортно на уроках чтения.
Дома в роли слушателей могут выступать бабушки и дедушки, мамы и папы, младшие братья или сестры и даже домашние питомцы. В Городском психолого-педагогическом центре есть занятия в рамках проекта «Канистерапия», где специально обученные собаки под руководством педагога-психолога внимательно слушают, как ребята читают им книжки. И дети, которые не любили читать, с радостью приходят на такие занятия к своим четвероногим друзьям.
Подростковый возраст
В этот период книга может помочь лучше узнать себя: исследовать свои личностные качества, ценности, мотивы поступков. Поддерживайте и поощряйте стремление подростка изучать дополнительную литературу, не входящую в школьную программу. Это позволит сохранить необходимый баланс между интересным и необходимым чтением.
В этом возрасте наступает период самоопределения, поиска своего «я». Дополнительная литература может стать источником информации о будущей профессии.
Узнать о новых и интересных книгах для детей, почерпнуть интересные идеи и темы для обсуждения с ребенком после прочтения книг, получить много полезной информации, чтобы сделать для ребенка путешествие в мир книг еще более ярким, насыщенным и увлекательным, – такие возможности открывает проект Городского психолого-педагогического центра «PROЧтение». Доступно каждому родителю на https://akr.gppc.ru/prochtenie.
Оксана ГОЛЕРОВА,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ДОНМ
Комментарии