search
main
0

Как выполнить домашнее задание без слез и скандалов

Ребенку будет легко в обучении, если сложится пазл из трех элементов: умение учиться, желание учиться и самостоятельность в обучении. Если же какой-то элемент отсутствует или развит меньше остальных, возникают проблемы.

Фото: pexels.com

Желание учиться

Когда у ребенка нет желания учиться, это проявляется во взаимоотношении и с родителями, и с учителями, и с одноклассниками, и с друзьями. Все это копится, как снежный ком, и может привести к стрессу, сказаться на физическом здоровье (проблемы со сном, концентрация внимания, концентрация памяти) и сильно повлиять на процесс обучения.

Что можно сделать?

Во-первых, мы проговариваем и проигрываем школьные сценарии. Когда ребенок чем-то обеспокоен, важно понять причину и устранить ее.

Во-вторых, мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, ведущий тип обучения. Также важно использовать техники и лайфхаки, которые помогут превратить учебу в удовольствие.

Техники, которые мотивируют ребенка учиться и делать домашнюю работу:

Техника «Лестница». Детям, которые учатся в школе здесь и сейчас, сложно думать о результатах, которые будут видны лишь через одиннадцать лет. Экзамен в далеком будущем ребенка не мотивирует! Но если ребенок понимает, что здесь и сейчас ему нужно «сделать вот это для того-то», ему будет интереснее.

Техника «Лестница» заключается в том, что мы вместе с ребенком показываем эту конечную точку, высшую ступеньку лестницы. Например, экзамен в 11-м классе. Но свои цели есть на каждой ступеньке, а не только на самой верхней. Чтобы взобраться по лестнице, нужно что-то делать здесь и сейчас.

Техника «Гирлянда». Это, по сути, визуализация «Лестницы». Мы визуализируем результаты по каждой ступеньке. Это может быть гирлянда с колечками или стикеры на пробковой доске. Каждый день, вечером, мы рефлексируем, анализируем, что у ребенка получилось.

Например, если ребенок учит таблицу умножения, поставьте ее перед собой и иголочками выделяйте: «Сегодня выучил или поработал над таким вопросом».

Каждый день у ребенка увеличивается количество этих стикеров, а для него это очень важно. Дети любят медали, грамоты — и это тоже будет подтверждением его успехов и достижений.

Модель «Мир хороший — ты хороший». Мы хотим, чтобы наш ребtнок был уверен, что у него все получится, а для этого важна поддержка. Мы говорим: «Ты мой хороший и умный ребенок». Но мы не должны при этом перекладывать ответственность на других. «Мир тоже хороший, но твой результат будет зависеть от того, какие усилия ты прилагаешь».

Фото: pixabay.com

Умение учиться

Когда у ребенка есть мотивация, есть желание учиться, очень важно, чтобы сам процесс обучения протекал легко. Для этого нужно умение учиться.

Вы, наверное, часто слышите от учителей: «Вот это вот выучи, вот это вот запомни, а вот это сделай». Но они не говорят, как это выучить, как сделать быстрее, как потратить меньше времени. Вот несколько техник, которые могут помочь:

Техника «Смотрим картинки». Наш мозг так устроен, что перед тем, как изучать подробно какой-либо параграф или тему, мы смотрим на картинки. Это касается и взрослых тоже. Мы смотрим на все, что выделено жирным шрифтом, смотрим на вопросы, которые будут в конце параграфа, и сразу же настраиваем свой мозг на то, что это мы сейчас будем изучать. Это очень важно, особенно для начальных классов, потому что дети очень любят смотреть картинки.

Техника «Робот». Эта техника заключается в том, что если нужно выучить какой-то алгоритм или запомнить его (а с алгоритмами детям еще сложнее), то можно использовать какие-то запоминающиеся силуэты. Например робота, но можно и не только его. Подойдут даже просто силуэты девочки и мальчика.

Личный опыт: мы с сыном учили фонетический разбор. Сначала определяли звук — согласный или гласный. Девочка — гласный звук, она была с дирижерской палочкой. Если звук ударный, то она как раз брала в руки эту палочку. Если дальше был согласный, то это был мальчик. На него мы надевали наушники или шапку с колокольчиком — в зависимости от того, звонкий звук или глухой. Вся суть техники — в том, чтобы разобрать алгоритм по частям, а потом собрать его в том порядке, в котором он должен идти.

Техника «Активное вспоминание». Эта техника — самый лучший метод для запоминания уже пройденного. Например, если вы едете с ребенком в машине, то вы можете не просто спрашивать его: «Как дела, что проходили?», а делать это так, чтобы он вспоминал пройденное, говорил про самые запомнившиеся моменты и факты на уроке.

Совет: рабочее место должно быть свободным, не должно быть никаких посторонних предметов. Именно для того, чтобы дети не отвлекались, учителя часто просят не покупать ручки с разными красивыми, отвлекающими штучками. Главное, чтобы все было полезно и чтобы оно использовалось по назначению.

Фото: pexels.com

Самостоятельность в обучении

Как развивать самостоятельность? Ребенку будет легко, если он будет знать, что делать и как делать. Тогда он будет делать это вовремя и самостоятельно. Как всего этого добиться — в этом главная загвоздка.

Родители начинают формировать самостоятельность (и несамостоятельность) ребенка с самого детства, буквально с первых шагов. Вы замечали за собой когда-нибудь, что ребенок начинает задавать какой-то вопрос, а вы ему выкладываете сразу готовый ответ? Что происходит в этот момент? Ребенок перекладывает на вас ответственность — вы теперь отвечаете за всю информацию, которую он получает.

«Где моя тетрадка?», «Где мой дневник?» — а мама тут же бежит и начинает искать вместо него. Но это ответственность ребенка. То же самое, когда учителя жалуются:

«Ребёнок не умеет собирать рюкзак, научите его!», как будто вы должны собирать за него рюкзак.

Никогда не собирайте рюкзак за своего ребенка, потому что так он перекладывает на вас ответственность, а вы с удовольствием ее берете.

Наша с вами задача — научить ребенка самостоятельности в самом начале. Нужно прийти к тому, чтобы ребенок сам брал на себя ответственность и не перекладывал ее на родителей. Для этого есть очень важная и интересная техника. Применять ее, кстати, можно и на взрослых, которые пытаются переложить на вас ответственность.

Техника «Встречный вопрос». Ребенок спрашивает, как что-то сделать. Мы можем выдать готовое решение, а можем задать встречный вопрос: «Что бы ты сделал на этом месте?» или «Давай подумаем, какие у нас есть варианты?», «Какой вариант тебе больше подходит?» или «Что тебе нравится?», «Давай вместе найдем решение».

Если ребенок маленький, то мы можем ему помочь. Если ребенок повзрослее и умеет управляться с какими-то источником, например интернетом, то он может найти это решение — и вы можете вместе подумать, будет ли оно для него более интересным, полезным, выгодным.

Я против того, чтобы родители выполняли вместо детей различные презентации, проекты. Это должно происходить в школе вместе с учителем, и когда ребенок уже научился это делать, он может действовать самостоятельно.

Следующая техника поможет усадить ребенка за уроки. Это особенно актуально в самом начале пути, в 1–2-х классах. Ребенку можно придумать какой-нибудь ритуал, который будет настраивать его на домашку.

Можно, например, перед тем, как выполнять домашнее задание, вместе с ребенком выбирать, с какого урока он начнет его делать. Или включать какую-то музыку, которая означает, что пришло время выполнять домашку. А еще время, во сколько ребёнок приступает к домашнему заданию, должно быть четко оговорено. И оно не должно постоянно меняться.

Техника «Бирка». Я ее сама использовала. Если мы хотим научить ребенка быть самостоятельным, чтобы он сам отвечал за свои промахи и успехи, то мы можем (и должны) ему помочь. Например, когда мы собираем рюкзак. Что я делала? Я прикрепляла к рюкзаку «бирку» — напоминание обо всем, что ребенок должен проверить и положить внутрь. Например, открыть в дневнике расписание и прямо по всем пунктам посмотреть, есть ли у него тетрадь, карандаши, пенал, все ли необходимое лежит в пенале.

То есть ребенок учится сам за себя быть ответственным и контролировать, все ли он проверил, все ли положил, выполнил ли все задания, то есть все ли по этому листу выполнено. Если да — ребенок сам спокоен, у него нет в голове каши: «Что там, где я что забыл?» Он все проверил сам.

Могилевская Анна Анатольевна, Москва, ГБОУ Школа № 2070

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте