search
main
Топ 10
День славянской письменности и культуры посвящен создателям азбуки – братьям Кириллу и Мефодию Последняя рабочая неделя мая станет одной из самых холодных за 74 года: в Москве возможен снег Все живы: из московского детского садика сбежали трое шестилеток Стильно, модно, молодежно: учителя одной из школ Красноярска «зачитали» рэп вместо скучных речей 19 человек удалили с экзамена в первый день сдачи ЕГЭ Какие факторы из детства приводят к проблемам в зрелые годы и одинокой старости – узнал эксперт Минпросвещения: отказ от Болонской системы и переход на специалитет усилит подготовку учителей День филолога, который отмечают 25 мая, напомнит о любви к слову и красоте родной речи Точка дымления: какое масло нельзя использовать для жарки В Самаре завершился XXX фестиваль: в орбиту Студвесны были вовлечены все жители региона

Советы родителям: как выбрать пятикласснику профильный класс

Перед родителями пятиклассников встает нелегкая и ответственная задача. Им предстоит выбрать направление обучения для своих детей в средних классах школы. Уже в феврале образовательные организации принимают от них соответствующее заявления.

Фото: из личного архива Л. Нефедовой

Большинство родителей растеряны: для них остается загадкой, как определить склонности ребенка к тем или иным наукам, если из этих «наук» они успели познакомиться с математикой, русским языком и литературой, а из естественного цикла – лишь с предметом «Окружающий мир». Свои рекомендации по этому поводу в ответах на наши вопросы дала педагог-психолог детского образовательного центра, автор пособий по развитию познавательных способностей ребенка Любовь Нефедова.

– К какому возрасту большинство детей способны определить для себя профессиональное направление, в котором им хотелось бы развиваться?

– Профессиональное направление самостоятельно ребенку вообще для себя определить довольно сложно в любом возрасте. Выбор профессии строится на интересе к определенным наукам или виду деятельности, на способностях и на знаниях (в том числе практических) о профессии. То есть недостаточно иметь желание изучать математику и мечтать о карьере финансиста. Нужно знать о профессии, иметь определенный опыт в этой сфере.

Бывает так, что только в техникуме или вузе студент, окунувшись в профессиональную среду, узнав больше о профессии, понимает, что ошибся с выбором.

– Помогает ли детям в выборе профессиональных интересов современная школа? Какую роль играет психологическая служба и профориентация?

– В большой степени это зависит от каждой конкретной школы. Есть школы, которые имеют достаточно ресурсов, чтобы знакомить учеников с различными профессиями и направлениями деятельности. Техническая оснащенность, сотрудничество со средними и высшими учебными заведениями дают возможность сформировать представление о той или иной профессии. Но мы понимаем, что в большинстве российских школ такой возможности нет.

Психологическая служба может помочь с диагностикой способностей, типа темперамента, других особенностей нервной системы, необходимых в конкретной профессии. Педагоги могут подсказать, есть ли у ученика выдающиеся способности по тому или иному предмету. Но вот предоставить знания о профессии и личный опыт в ней большинству школ не под силу

– Какие советы можно дать родителям будущих пятиклассников и самим детям по выбору профильного класса?

– Первое, что хотелось бы порекомендовать: не относиться к выбору профиля, как к выбору дальнейшего жизненного пути. У ребенка и его родителей должно быть понимание того, что интересы и отношение к профессии или изучаемым предметам могут поменяться. Жесткие ограничения, отсутствие свободы выбора – огромный стресс для подростков. Если же принять выбор профиля как возможность попробовать себя, ученику будет проще прислушаться к своим истинным желаниям, более трезво оценить свои возможности.

Если вопрос выбора профессионального профиля возникает в раннем возрасте, до 7-8 класса, подходить к нему лучше с точки зрения способностей ребенка. Пусть изучает то, что легче дается. Так мы уменьшим стресс от неуспеха и нагрузку на нервную систему. При этом интересы ребенка также должны учитываться. Если ребенок хорошо справляется с гуманитарными науками, но при этом ему интересна, скажем, робототехника, будет прекрасно, если родители предоставят ему возможность заниматься физикой и конструированием. Возможно, через какое-то время ребенок станет лучше понимать эти предметы, а может случиться, что потеряет к ним интерес.

– Существуют ли какие-то тесты, которые помогут определить интересы ребенка? Расскажите о них, пожалуйста.

– Тесты, безусловно, существуют, но очень быстро устаревают. Появляются новые профессии, наука идет вперед, некоторые виды деятельности становятся невостребованными.

Более фундаментальными являются тесты по определению личностных характеристик и индивидуальных психофизиологических способностей. Но проводить их должны профессиональные психологи. В Москве, например, существуют специальные профориентационные центры, где можно не только пройти такое тестирование, но и на практике попробовать разные профессии.

Одним из самых распространенных тестов по профориентации является дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Евгения Александровича Климова. Тест помогает определить склонность к профессиональной деятельности в одной из 5 сфер: человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ и человек-природа. Опросник дает представление о склонностях человека, но не о его способностях и уровне сформированности необходимых навыков.

Еще одна методика – тест Джона Холланда. Помогает определить профессиональный тип личности, зависящий от ее предпочтений и ценностей. Выделяется 6 типов личности: артистический, социальный, предпринимательский, реалистический, интеллектуальный, офисный. Также актуальна методика Карта интересов Игоря Наумовича Голомштока, позволяющая определить степень выраженности интересов в одной из 29 сфер деятельности человека.

Кроме того, пользуется популярностью психогеометрический тест, автором которого является Сьюзан Деллингер. Эта проективная методика исследования личности была представлена в 1978 году. В ней тип личности и склонность к определенным сферам деятельности определяются по выбору геометрической фигуры тестируемым. К слову, сегодня все перечисленные тесты можно найти в интернете.

Помимо такого рода методик, очень полезно для подростков, выбирающих профиль, изучить профессиограммы (краткие описания профессий), познакомиться с профессиями воочию (посетить предприятия, расспросить знакомых и родственников, возможно, попробовать поработать летом в данной сфере для подростков старше 14 лет, посмотреть сайты вакансий, где представлены требования к кандидатам и т.д.)

– Если конкретный интерес у ребенка так и не выявлен, как быть? Лучше предпочесть общий класс – без профильного направления? Не поздно ли будет потом присоединиться к какому-то профилю?

– Если возникли сложности с определением интересов ребенка, опирайтесь на его способности. Обратите внимание на то, какие учителя будут работать в каждом из профилей. Иногда сложную математику лучше изучать с увлеченным педагогом, чем любимую историю со скучным, заурядным учителем. Помните, что результатом обучения в профильном классе будет сдача ЕГЭ. Даже если выбор профиля окажется неудачным, подготовка к экзамену может оказаться полезной. Ведь есть обязательные предметы. Смена профиля в старших классах должна обсуждаться с педагогами в первую очередь. Если к концу 10 класса ученик решит сменить физику на английский язык, то вполне вероятно, пробелы в знаниях будут настолько серьезными, что обойтись без репетитора не получится.

Выбрав профильный класс, не ограничивайте своего ребенка рамками данного направления. Если есть возможность узнать больше о других профессиях, обязательно ее используйте. Так ваш ребенок сможет сделать более осознанный выбор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте